Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Рогачевой В.В.,
судей Переверзиной Е.Б., Озерова С.А.,
с участием прокурора Рыбина С.В.,
при секретаре Шацких С.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Лесопромышленная компания" на решение Волховского городского суда Ленинградской области от 10 февраля 2014 года, которым удовлетворены исковые требования Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "Лесопромышленная компания" об обязании провести мероприятия по очистке земель лесного фонда.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Переверзиной Е.Б., заключение прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда,
УСТАНОВИЛА:
Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО "Лесопромышленная компания" об обязании провести мероприятия по очистке земель лесного фонда.
В обоснование заявленных требований указал, что в результате проверки, проведенной прокуратурой, установлено, что на территории лесного фонда, а именно:
- в "адрес" (координаты N ) на расстоянии 300 м от поворота с трассы Кола на д. Немятово поворот налево по лесной дороге, на расстоянии 40 м. от поворота слева, размещена несанкционированная свалка отходов потребления объемом 6 куб.м., отходы расположены на почве.
- в "адрес" (координаты N ) далее по лесной дороге на расстоянии 140 м. от поворота слева и справа на протяжении 50 м., размещена несанкционированная свалка отходов потребления объемом 40 куб.м., отходы расположены на почве.
- в "адрес" (координаты N ) далее по лесной дороге на расстоянии 140 м. от поворота слева и справа на протяжении 50 м. размещена несанкционированная свалка отходов потребления объемом 40 куб.м., отходы расположены на почве;
- в "адрес" (координаты N ) далее на расстоянии 550 м. от поворота заезд налево, размещена несанкционированная свалка отходов потребления, объемом 18 куб.м., отходы расположены на почве.
Указанный земельный участок находится в аренде у ООО "Лесопромышленная компания" по договору аренды лесного участка с целью заготовки древесины от 16 декабря 2008 года N , заключенному между указанной организацией и Комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области. Ненадлежащее выполнение арендатором обязанностей по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах, в том числе очистке от захламления, загрязнения или иного воздействия, ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
В судебном заседании помощник Волховского городского прокурора Ленинградской области Бердинских С.В. исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ООО "Лесопромышленная компания" Химков А.Е. полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Представители привлеченных к участию в деле третьих лиц ЛОГКУ "Управление лесами Ленинградской области", Межрегиональная общественная организация "Ленинградское общество охотников и рыболовов", администрация муниципального образования Иссадское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области, ЗАО "ЭПФ "Судотехнология" в судебное заседание не явились.
Решением Волховского городского суда Ленинградской области от 10 февраля 2014 года удовлетворены исковые требования Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту неопределенного круга лиц к ООО "Лесопромышленная компания" об обязании провести мероприятия по очистке земель лесного фонда.
Не согласившись с законностью и обоснованностью вынесенного по делу решения, генеральный директор ООО "Лесопромышленная компания" Иващенко Е.Н. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение.
По мнению подателя жалобы, судом сделан неверный вывод о том, что как арендатор земельного участка ответчик обязан выполнять работы по ликвидации несанкционированных свалок. Предметом договора N от 16 декабря 2008 года является аренда лесных ресурсов для заготовки древесины (ликвидной) и вырубки лесных насаждения при сплошной и выборочной санитарной рубки. Арендная плата оплачивается ответчиком не за единицу площади. Арендная плата определяется как ставка платы за единицу объема лесного ресурса и объема изъятия лесных ресурсов. Учитывая вышеуказанные обстоятельства, нельзя говорить о том, что ответчику передан в аренду земельный участок. Также нельзя сделать вывод о том, что при возникновении несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, не связанных с ведением лесного хозяйства при заготовке древесины и проведении санитарных рубок, собственником данных отходов становится ООО "Лесопромышленная компания", у которого возникает обязанность по ликвидации несанкционированной свалки.
Виновным лицом в возникновении несанкционированной свалки является органы местного самоуправления, которые не организовали надлежащим сбор и вывоз бытовых отходов.
С учетом наличия сведений о надлежащем извещении участников гражданского процесса о времени и месте апелляционного разбирательства по правилам статей 113 - 116 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции постановил определение о рассмотрении жалобы в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Статья 42 Конституции РФ гарантирует право каждому на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
В соответствии с п. п. 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 года N 4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы.
При этом положения ст. 13 Земельного кодекса РФ обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения земель.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий (статья 42 Земельного кодекса РФ).
Лесным законодательством предусмотрено, что санитарно-оздоровительные мероприятия на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов (ч. 2 ст. 55 Лесного кодекса РФ).
Согласно положениям п. 28 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414 (далее - Правила санитарной безопасности в лесах) санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Статья 616 Гражданского кодекса РФ обязывает арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Таким образом, обязанность арендатора по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий на арендуемом лесном участке установлена как законом (ч. 2 ст. 616 Гражданского кодекса РФ, ч. 2 ст. 55 Лесного кодекса РФ), так и иными правовыми актами (п. 4 Правил санитарной безопасности в лесах).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 16 декабря 2008 года между Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области и ООО "Лесопромышленная компания" заключен договор аренды N лесного участка с целью заготовки древесины площадью 31210 Га расположенного в "адрес" .
Согласно пп. з, н, т п. 18 указанного договора на ООО "Лесопромышленная компания" обязано осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия в соответствии с Проектом освоения лесов, выполнять требования Санитарных правил в лесах РФ, утвержденных уполномоченным органом государственной власти РФ, выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Пункт 5.1.4 Проекта освоения лесов предусматривает, что на лесном участке, переданном в аренду ООО "Лесопромышленная компания" обязано осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия в соответствии с Проектом освоения лесов, выполнять требования Санитарных правил в лесах РФ, а также выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативно-правовыми актами РФ.
7 августа 2013 года государственным лесным инспектором Ленинградской области, ведущим специалистом ЛОГКУ "Леноблэкоконтроль" проведено обследование территорий лесных земель, в ходе которого в кварталах "адрес" выявлено несанкционированное скопление отходов производства и потребления объемом 18 куб.м., 40 куб.м., 40 куб.м.., 29 куб.м., 6 куб.м., что зафиксировано в акте рейдовой проверки территории N от 7 августа 2013 года.
Из ответа Межрегиональной общественной организации "Ленинградское общество охотников и рыболовов" N от 14 ноября 2013 года следует, что несанкционированные свалки бытовых отходов не находятся в охотничьих угодьях Межрегиональной общественной организации "Ленинградское общество охотников и рыболовов" и не являются отходами хозяйственной деятельности общества.
Из ответа ЗАО "ЭПФ "Судотехнология" от 21 марта 2007 года следует, что обществу предоставлено право пользования объектами животного мира на части территории Волховского района Ленинградской области, при этом договор аренды земельных участков земельного фонда и охотхозяйственное соглашение ЗАО "ЭПФ "Судотехнология" не заключались.
Согласно сообщениям администрации МО Иссадское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области от 16 декабря 2013 года и Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области от 30 января 2014 года на территории "адрес" дорог общего пользования местного значения и дорог общего пользования Ленинградской области не имеется.
Таким образом, сведений о том, что спорные лесные участки, на которых расположены несанкционированные свалки бытовых отходов, переданы в аренду либо на ином праве другим лицам, а также то, что они находятся в полосе отвода дорог не установлено.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда соглашается с правомерностью вывода суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований, который сделан на основе оценки представленных и собранных по делу доказательств по правилам статей 55, 56, 59, 60 и 67 Гражданского процессуального кодекса РФ. Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, постановил решение, отвечающее вышеуказанным нормам материального и процессуального права.
Суд первой инстанции обоснованно указал на то, что содержащаяся в упомянутых нормах оговорка о том, что санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются на основании Проекта освоения лесов, не изменяет установленной этими нормами обязанности, а лишь указывает на необходимость включения санитарно-оздоровительных мероприятий в Проект освоения лесов. В силу императивности перечисленных норм, Проект не может противоречить им и ставить обязанность арендатора по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий под условие о наличии прямого указания в Проекте освоения лесов на проведение арендатором очистки лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что, поскольку зафиксированная несанкционированная свалка (захламление территории) расположена на территории, арендуемой ответчиком, она подлежит ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий по очистке леса, а потому правильно возложил обязанность по ликвидации захламленности леса на ООО "Лесопромышленная компания".
Довод подателя жалобы о том, что предметом договора аренды N от 16 декабря 2008 года является - лесные ресурсы для заготовки древесины и вырубки лесных насаждений при сплошной и выборочной санитарной рубки, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку из содержания договора, а именно п. 1, п. 2 следует, что предметом договора аренды является земельный участок площадью 31210 Га, расположенный в "адрес" , категория земель - земли лесного фонда, номер учетной записи лесного участка: N .
Судебная коллегия не может согласится с доводом подателя жалобы о том, что арендатор обязан осуществлять очистку участков лесного фонда лишь от отходов, образовавшихся по его вине в результате его деятельности, поскольку в данном случае определяются не меры гражданско-правовой ответственности арендатора за причинение вреда, непременным условием которой является наличие вины, а выполнение им установленной законом обязанности по содержанию арендованного лесного участка в соответствии с императивными правовыми нормами и подзаконным актом - Правилами санитарной безопасности в лесах.
Суд первой инстанции также обоснованно не согласился с доводом ответчика о наличии обязанности по сбору и вывозу мусора на арендуемом им участке у органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 18 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. Однако, общие положения Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в данном случае не могут применяться, поскольку обязанность арендаторов участков лесного фонда проводить очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия прямо предусмотрена нормами специального законодательства, регулирующими правоотношения по использованию лесов.
Кроме того, в силу п. 4 ст. 14 Закона Ленинградской области от 4 марта 2010 года N 7-оз "Об обращении с отходами в Ленинградской области", органы местного самоуправления обязаны предпринимать меры по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель в границах земельных участков, находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований и не переданных в собственность, владение, пользование (аренду) иным лицам.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции при рассмотрении заявленного спора правильно установил юридически значимые для дела обстоятельства, произвел полную и всестороннюю оценку представленных сторонами доказательств по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, применил нормы материального права, подлежащие применению к возникшим правоотношениям, и постановил законное и обоснованное решение при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены правильного по существу судебного решения, базируются на неправильном толковании норм материального права, по существу сводятся к изложению обстоятельств, явившихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, тогда как у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки собранных по делу доказательств. Каких-либо процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. 327, 327.1, 328, ч. 1 ст. 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волховского городского суда Ленинградской области от 10 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Лесопромышленная компания" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.