Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Хрулёвой Т.Е.,
судей Григорьевой Н.М., Пучковой Л.В.,
при секретаре Мельниковой О.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области на решение Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 28 октября 2013 года по делу N2-696/2013 по иску Прокурора г.Сосновый Бор Ленинградской области, выступающего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному автономному учреждению "Комплексный центр реабилитации и социального обслуживания населения "Надежда" и администрации муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области об обязании произвести действия, направленные на соблюдение требований СанПиН, и обязании осуществить финансирование,
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Хрулёвой Т.Е., объяснения представителя Администрации муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области, поддержавшего доводы жалобы, помощника прокурора Ленинградской областной прокуратуры Чигаркиной Е.Н., возражавшей по доводам жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Сосновый Бор Ленинградской области, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в Сосновоборский городской суд Ленинградской области с иском к администрации муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области и муниципальному автономному учреждению "Комплексный центр реабилитации и социального обслуживания населения "Надежда" (далее - МАУ "Центр "Надежда"), в котором просил обязать МАУ "Центр "Надежда" привести внутреннюю отделку стен медицинских кабинетов учреждения в соответствие с требованиями п.4.2., п.11.7. раздела I СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно- эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", утвержденных главным государственным санитарным врачом от 18 мая 2010 года N 58, в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; обязать администрацию муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области обеспечить финансирование мероприятий по приведению внутренней отделки стен медицинских кабинетов муниципального автономного учреждения "Центр "Надежда" в соответствие с требованиями п ... 4.2., п. 11.7. раздела I СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", утвержденных главным государственным санитарным врачом от 18 мая 2010 года N 58, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проверки соблюдения законодательства в деятельности МАУ "Центр "Надежда", были выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а, именно, внутренняя отделка стен медицинских кабинетов выполнена обоями, которые не устойчивы к обработке моющими и дезинфицирующими средствами, что не позволяет качественно проводить генеральную уборку. По мнению прокурора, указанное обстоятельство сопряжено с нарушением требований ст. 15, ст. 41 Конституции Российской Федерации, ст. 7, 18 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", п.4.2., п.11.7. раздела I СанПиН 2.1.3.2630- 10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача от 18.05.2010 N 58. Неисполнение ответчиком обязанности по соблюдению требований СанПиН ставит под угрозу жизнь и здоровье людей. Поскольку учредителем МАУ "Надежда" является муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области, к ее исключительной компетенции относится финансовое обеспечение деятельности учреждения.
В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил сроки исполнения требований, просил обязать ответчиков совершить определенные действия: МАУ "Центр "Надежда" - в течение 8 месяцев, администрацию - 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 28 октября 2013 года иск Сосновоборского городского прокурора удовлетворен. Суд обязал МАУ "Центр "Надежда", расположенный в г.Сосновый Бор Ленинградской области, по ул.Ленинградская, дом N 19, привести внутреннюю отделку стен всех медицинских кабинетов учреждения в соответствие с требованиями п. 4.2, п. 11.7 раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно- эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", утвержденных главным государственным санитарным врачом от 18.05.10 г. N 58, в течение 8 (восьми) месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу. Этим же решением суд обязал администрацию муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области обеспечить финансирование мероприятий по приведению внутренней отделки стен всех медицинских кабинетов учреждения в соответствие с требованиями п. 4.2, п. 11.7 раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно- эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", утвержденных главным государственным санитарным врачом от 18.05.10 г.
Администрация муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области не согласилась с законностью и обоснованностью постановленного решения, представитель по доверенности Мащенко А.А. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 28 октября 2013 года отменить, приняв новое решение. Податель жалобы ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального и процессуального права. Считает, что истец не представил доказательства в подтверждение нарушений МАУ "Надежда" требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Из решения не понятно, какие помещения проверялись прокуратурой, в каких помещениях требуется привести внутреннюю отделку стен в соответствие с СанПиН. Все внутренние помещения, в которых МАУ "Надежда" осуществляет медицинскую деятельность полностью соответствуют санитарному законодательству, что подтверждается санитарно-эпидемиологическим заключением от ДД.ММ.ГГГГ .
Прокуратурой представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых содержится критическая оценка доводам жалобы администрации муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
В силу статьи 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с п. 12 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится организация оказания на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельной территории) первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов.
В соответствии с п.1.1 "Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов" (СанПиН 2.1.3.2630-10) Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала организаций, осуществляющих медицинскую деятельность. Ответственность за соблюдение требований настоящих правил возлагается на индивидуальных предпринимателей, юридических и должностных лиц.
Исходя из положений ст.1 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы есть нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Как следует из материалов дела, МАУ "Центр "Надежда", расположенный "адрес" , является некоммерческой организацией, созданной в соответствии с постановлением главы администрации муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области от 27 ноября 2009 года N1920 года для выполнения работ, оказания услуг в социальной сфере. Учредителем данного учреждения и собственником имущества является администрация муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области (п.1.3 Устава).
Согласно разделу 2 Устава МАУ "Центр "Надежда" создан для оказания социальных услуг гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, и осуществляет доврачебную помощь, амбулаторно-поликлиническую помощь, а также стационарную помощь в соответствии с выданной лицензией ( п.3.2, п.3.3 Устава).
Согласно лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданной 08.08.2008 Комитетом по здравоохранению Ленинградской области, и приложению к ней, МАУ "Надежда" осуществляет медицинскую деятельность по осуществлению доврачебной помощи, амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи ( с указанием видов) в кабинетах NN6,66-79, 101,102,106,109,110,115 в пом.1 по адресу: "адрес" .
Судом установлено, что в ходе проверки в МАУ "Центр "Надежда", проведенной 19 июня 2013 года прокуратурой г.Сосновый Бор совместно с представителями отдела санитарного надзора, специалиста-эксперта и специалиста отдела эпидемиологического надзора территориального отдела Межрегионального управления N122 ФМБА России по г.Сосновый Бор, начальника отдела здравоохранения муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области и представителя отдела надзорной деятельности г. Сосновый Бор Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Ленинградской области, в учреждении были выявлены нарушения санитарно- эпидемиологического законодательства, а, именно, внутренняя отделка стен медицинских кабинетов учреждения выполнена обоями, которые не устойчивы к обработке моющими и дезинфицирующими средствами, что не позволяет качественно проводить генеральную уборку, и является нарушением требований п.4.2., п.11.7. раздела I СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ N 58 от 18.05.10 г.
Постановлением Главного государственного врача по г.Сосновый Бор Межрегионального управления N122 ФМБА от 12 июля 2013 года за нарушение обязательных требований санитарно-эпидемиологического законодательства, в т.ч. за указанные нарушения, выявленные в ходе проверки 19.07.2013, директор МАУ "Надежда" Ованесова Т.П. была привлечена к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ и подвергнута штрафу в размере 500 рублей.
Указанные нарушения директор МАУ "Надежда" О в ходе рассмотрения дела признала, постановление не оспаривала, штраф оплатила, в ходе слушания дела своего несогласия с выявленными нарушениями не высказывала. Поясняла, что может провести внутреннюю отделку стен медицинских кабинетов в соответствии с требованиями п.4.2, п. 11.7 раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 после финансирования данного мероприятия собственником здания.
В соответствии с п.п. 4.2, 11,7 СанПиН 2.1.3.2630-10 для внутренней отделки используются материалы в соответствии с функциональным назначением помещений. Поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами. При использовании панелей их конструкция также должна обеспечивать гладкую поверхность. Генеральная уборка помещений палатных отделений и других функциональных помещений и кабинетов должна проводиться по графику не реже 1 раза в месяц, с обработкой стен, полов, оборудования, инвентаря, светильников.
Согласно статьи 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В силу части 3 статьи 39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В нарушение обязанности, установленной ст.56 ГПК РФ, ответчиками не представлено доказательств, опровергающих результаты проверки от 19 июня 2013 года о неустойчивости материала стен медицинских кабинетов к обработке моющими и дезинфицирующими средствами, не позволяющим качественно проводить генеральную уборку.
В соответствии со ст. 48, 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение является юридическим лицом, имущество которого обособлено от имущества создавшего его публичного образования, поэтому оно может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Следовательно, при реализации указанных полномочий учреждение выступает как хозяйствующий субъект со специальной правоспособностью и действует в своих интересах в соответствии с целями деятельности, предусмотренными в его учредительных документах.
Таким образом, возложение на учреждение обязанности привести внутреннюю отделку стен медицинских кабинетов в соответствие с требованиями п. 4.2, п. 11.7 раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 обоснованно.
Представляя санитарно-эпидемиологическое заключение от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которому медицинская деятельность ( согласно приложению) Сосновоборского МУ "Центр "Надежда", располагающемуся по тому же адресу и в тех же помещениях соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, представитель администрации муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области ссылался на соблюдение требований п. 4.2, п. 11.7 раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10.
Однако, то обстоятельство, что ДД.ММ.ГГГГ Территориальным отделом по г.Сосновый Бор Межрегионального управления N122 ФМБА России выдавалось названное заключение, не исключает проведение проверок по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства после даты его выдачи при осуществлении учреждением деятельности по оказанию услуг населению, в том числе с участием представителей органа, выдавшего указанное заключение, в компетенцию которого входит установление нарушений действующих санитарно-эпидемиологических правил и норм на момент проверки, учитывая, что представленное заключение выдается бессрочно.
Исходя из изложенного и в отсутствии доказательств, опровергающих результаты проверки о неустойчивости материала стен медицинских кабинетов к обработке моющими и дезинфицирующими средствами, не позволяющим качественно проводить генеральную уборку, а также принимая во внимание, что именно, по результатам проверки от 19 июля 2013 года, Главным санитарным врачом по г.Сосновый Бор Территориального отдела по г.Сосновый Бор Межрегионального управления N122 ФМБА инициировано привлечение директора МАУ "Центр "Надежда" к ответственности за несоблюдение требований п. 4.2, п. 11.7 раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10, судебная коллегия находит доводы жалобы представителя администрации муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области о подтверждении соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства заключением от ДД.ММ.ГГГГ несостоятельными.
То обстоятельство, что судом первой инстанции в судебном решении не дана оценка представленным ответчиком доказательствам, не повлияло на правильность постановленного решения.
По правилу ст. 210 ГК РФ на собственника возложено бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Администрация муниципального образования, как исполнительно-распорядительный орган осуществляет финансовое обеспечение оказываемых МАУ "Надежда" услуг в сфере медицинского обслуживания.
Таким образом, администрация обязана обеспечивать надлежащее содержание и при необходимости ремонт здания в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами путем финансирования названных расходов.
Разрешая заявленный спор по существу, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ответчик-собственник муниципального учреждения, уклоняясь от надлежащего содержания помещений МАУ "Центр "Надежда", допуская нарушения учреждением законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, посещающих и пользующихся услугами учреждения здравоохранения, на благоприятную окружающую среду, охрану здоровья и безопасные условия получения медицинской помощи. Кроме того, нарушение требований законодательства со стороны ответчиков угрожает личной безопасности указанной выше категории лиц.
Также, правомерен вывод суда о том, что отсутствие финансирования делает неисполнимым решение в части обязания муниципального учреждения привести внутреннюю отделку стен медицинских кабинетов в соответствие с требованиями СанПиН, поскольку, таковое невозможно в отсутствие надлежащего финансирования со стороны органа местного самоуправления, на которое такая обязанность возложена законом.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда соглашается с правомерностью указанного вывода, положенного в основу удовлетворения иска прокурора, поскольку данный вывод основан на оценке представленных доказательств, произведенной по правилам ст.ст.55, 56, 59, 60 и 67 ГПК РФ, и защищен вышеуказанными законоположениями, а также положениями ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.1,11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Кроме того, разрешая вопрос о сроке проведения ремонта, судом учтен порядок формирования статей бюджета и особенности института государственного заказа.
Таким образом, суд первой инстанции, удовлетворив иск прокурора, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям.
Между тем, решение принято без учета разъяснений, предусмотренных п.п.5 и 11 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 19 декабря 2003 года N23 "О судебном решении". Судебная коллегия считает необходимым изменить резолютивную часть решения, уточнив помещения медицинского учреждения которые подлежат ремонту, а также указав конкретные действия, необходимые для приведения помещений в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3.2630-10 исходя из оснований, заявленных истцом и подтвержденных в судебном заседании.
Ссылка представителя администрации муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области на то, что СанПиН 2.1.3.2630-10 не запрещает выполнять отделку стен обоями, не может быть принята, так как предметом требований прокурора являлось обеспечение внутренней отделки стен медицинских кабинетов легкодоступности для влажной уборки и устойчивости к обработке моющими и дезинфицирующими средствами. Выбор внутренней отделки помещений является исключительной компетенцией заказчика.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд изменил основание иска, указав в мотивировочной части решения, что внутренняя отделка стен в учреждении не проводилась более 10 лет, несостоятельны, поскольку при принятии решения судом по правилам ст.67 ГПК РФ оценивались объяснения МАУ "Центр "Надежда" и иные доказательства по делу, что не является изменением оснований иска.
Оснований для отмены решения суда Судебная коллегия не усматривает, поскольку иные доводы апелляционной жалобы направлены на иное, неверное толкование норм материального и процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 330 ГПК РФ безусловных оснований к отмене решения судом апелляционной инстанции не выявлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 28 октября 2013 года изменить.
Резолютивную часть изложить в следующей редакции.
Иск прокурора г.Сосновый Бор Ленинградской области удовлетворить.
Обязать муниципальное автономное учреждение "Комплексный центр реабилитации и социального обслуживания населения "Надежда", расположенный по адресу: "адрес" , привести внутреннюю отделку стен медицинских кабинетов N 6, 66-79,101, 102, 106, 109, 110, 115 в пом. 1 учреждения в соответствие с требованиями п. 4.2, п. 11.7 раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно- эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", утвержденному главным государственным санитарным врачом от 18.05.10 г. N 58, обеспечивающими легкодоступность для влажной уборки и устойчивости к обработке моющими и дезинфицирующими средствами, в течение 8 (восьми) месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
Обязать администрацию муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области обеспечить финансирование мероприятий по приведению внутренней отделки стен медицинских кабинетов N 6, 66-79,101, 102, 106, 109, 110, 115 в пом. 1 учреждения в соответствие с требованиями п. 4.2, п. 11.7 раздела 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно- эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", утвержденному главным государственным санитарным врачом от 18.05.10 г. обеспечивающими легкодоступность для влажной уборки и устойчивости к обработке моющими и дезинфицирующими средствами, в течение 6 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Орлова В.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.