Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Андреевой Т.Б.
судей Астапенко С.А., Петровой С.Е.,
при секретаре Сидоровой С.С.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Жадана А.А. - Цурикова И.В. на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 5 сентября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Петровой С.Е., выслушав объяснения представителя Жадана А.А. - Шор О.С., которая апелляционную жалобу поддержала, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Жадан А.А. обратился во Всеволожский городской суд Ленинградской области с заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, выразившееся в не предоставлении Жадану А.А. на праве собственности земельного участка, площадью "данные изъяты" кв.м., кадастровый N , расположенного по адресу: "адрес" , и обязать администрацию муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области предоставить Жадану А.А. на праве собственности указанный земельный участок.
В обоснование требований указал, что является арендатором земельного участка N , на котором расположен жилой дом, принадлежащий ему на праве собственности, в связи с чем, согласно п.1 ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации заявитель считает, что имеет право на приобретение земельного участка в собственность.
Заявитель 06.06.2013 обратился в администрацию МО "Всеволожский муниципальный район" с заявлением о предоставлении земельного участка N в собственность, к которому приложил необходимые документы в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N370. С момента обращения прошло более двух месяцев, действия по его заявлению не предприняты, ответ на заявление не дан.
В суде первой инстанции представитель Жадана А.А. - Шор О.С. заявленные требования поддержала.
Представитель заинтересованного лица - администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области просил вынести решение в соответствии с требованиями закона и пояснил, что заявление Жадана А.А. было расценено как обращение, на которое администрацией МО "Всеволожский муниципальный район" был дан ответ.
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 5 сентября 2013 года требования Жадана А.А. удовлетворены частично.
Признано незаконным бездействие администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области.
Администрация МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области обязана рассмотреть заявление Жадана А.А. и принять решение по заявлению в порядке, сроки и в соответствии с нормами действующего законодательства.
В удовлетворении остальной части требований Жадана А.А. отказано.
В апелляционной жалобе представитель Жадана А.А. - Цуриков И.В. просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении требования об обязании администрацию МО "Всеволожский муниципальный район" предоставить Жадану А.А. на праве собственности земельный участок N площадью "данные изъяты" кв.м, кадастровый N , по адресу: "адрес" , и принять новое решение, которым обязать администрацию МО "Всеволожский муниципальный район" предоставить Жадану А.А. на праве собственности указанный земельный участок.
В жалобе указывает, что Жадан А.А. на основании договора аренды N от 27.06.2006 владеет испрашиваемым земельным участком N , на котором возведен принадлежащий ему на праве собственности жилой дом, площадью застройки "данные изъяты" кв.м.
В обоснование жалобы ссылается на нормы Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе на положения ст.ст.28,36 ЗК РФ, согласно которым для приобретения права на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении права на земельный участок и представляют перечень необходимых документов.
В месячный срок со дня поступления заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п.1 ст.20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в п.5 ст.36 ЗК РФ, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Представителем заинтересованного лица не оспаривается тот факт, что заявителем при обращении в орган местного самоуправления представлены все необходимые документы для предоставления земельного участка в собственность. Следовательно, оснований для отказа в предоставлении земельного участка по мотиву непредставления документов, не имелось.
Суд первой инстанции должен был рассмотреть вопрос по существу и обязать администрацию МО "Всеволожский муниципальный район" предоставить на праве собственности земельный участок N Жадану А.А., который обладает правом получения указанного земельного участка на праве собственности на условиях выкупа и все необходимые документы представил.
Дело рассмотрено судебной коллегией в порядке ст.327 ГПК РФ в отсутствие представителя заинтересованного лица, который о дате, времени и месте судебного заседания своевременно и надлежаще извещен.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии с нормами ст.327.1 ГПК РФ, выслушав объяснения представителя Жадана А.А. - Шор О.С., исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда приходит к следующим выводам.
Всесторонне, полно и объективно исследовав объяснения участников процесса, представленные документальные доказательства, суд первой инстанции установил, что заявитель Жадан А.А. является собственником жилого дома, расположенного на земельном участке N по адресу: "адрес" , Земельный участок N находится в аренде у заявителя на основании договора аренды от 27.06.2006 N
06.06.2013 в администрацию МО "Всеволожский район" поступило заявление Жадана А.А. о предоставлении в собственность на условиях выкупа земельного участка N с приложением копий документов, подтверждающих право собственности на дом, право аренды на земельный участок, кадастровый паспорт земельного участка.
Из ответа АМУ "Многофункциональный центр" МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области следует, что указанные документы в АМУ "Многофункциональный центр" не поступали, имеется заявление Жадана А.А. от 26.05.2012 о предоставлении земельного участка N в аренду на новый срок, а также ответ на указанное заявление.
Согласно ответу заместителя главы администрации МО "Всеволожский район" по финансам и экономике от 27.06.2012 принятие решения по заявлению Жадана А.А. о заключении договора аренды земельного участка N на новый срок не представляется возможным, так как определением судьи Всеволожского городского суда от 12.03.2012 удовлетворено ходатайство заявителя Жадана А.А. о принятии мер по обеспечению иска и администрации МО "Всеволожский район" запрещено совершать действия по распоряжению указанным земельным участком до принятия судебного постановления по делу (л.д.39-44).
В соответствии с нормами Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы (ст.254).
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст.255).
Обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие) (ст.249).
Разрешая заявленные требования суд первой инстанции установил, что сроки и последовательность действий (административных процедур) по предоставлению муниципальной услуги физическим и юридическим лицам регулируется Административным регламентом администрации МО "Всеволожский муниципальный район", утвержденным постановлением главы администрации МО "Всеволожский муниципальный район" от 29.11.2011 N2891 "Предоставление в собственность или в аренду земельных участков собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках", которым определен исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении земельного участка.
Согласно разделу 2.4 Административного регламента общий срок предоставления услуги при передаче земельных участков в собственность, на которых расположены здания, строения, сооружения, не должен превышать двух месяцев со дня подачи заявления о предоставлении услуги.
Администрация в месячный срок со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду.
Общий срок предоставления услуги может превышать установленные настоящим регламентом сроки по независящим от исполнителя причинам, о чем заявитель должен быть проинформирован на стадии приема документов или процессе предоставления услуги.
Предоставлению муниципальной услуги предшествует необходимая и обязательная услуга по формированию пакета документов на основании решения Совета депутатов муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от 20.10.2011 N63 "Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг в сфере земельно-имущественных отношений и оказываются за счет заявителя". Пакет документов, сформированный в результате предоставления необходимой и обязательной услуги со всеми необходимыми заключениями, рассматривается на заседании межведомственной земельной комиссии Всеволожского муниципального района (МЗК) с целью определения возможности и условий предоставления испрашиваемого земельного участка.
Документы согласно перечню, указанному в п.2.6 Административного регламента, с необходимыми заключениями могут быть поданы непосредственно в канцелярию администрации, после чего они подлежат рассмотрению на заседании межведомственной земельной комиссии с целью определения возможности и условий предоставления испрашиваемого земельного участка, для принятия решения по результатам рассмотрения заявления и подготовки итоговых документов.
Правильно, в соответствии с требованиями ст.249 ГПК РФ распределив бремя доказывания юридически значимых обстоятельств, применив нормы материального права, в том числе земельного законодательства, а также процессуального права, суд первой инстанции установил, что заинтересованным лицом - администрацией МО "Всеволожский муниципальный район" допустимые и достоверные доказательства, опровергающие довод заявителя Жадана А.А. о том, что заявителем был представлен необходимый пакет документов для рассмотрения заявления о передаче земельного участка в собственность на условиях выкупа, а также того, что на указанное заявление в рамках установленного законом срока заявителю был дан ответ, не представлены.
Верно установив фактические и имеющие значение для дела юридические обстоятельства, оценив представленные доказательства, суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о бездействии администрации МО "Всеволожский муниципальный район", выразившееся в непринятии решения по заявлению Жадана А.А. о предоставлении земельного участка в собственность на условиях выкупа.
В соответствии с нормами ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (ч.3 ст.246).
Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод (п.1 ст.258).
Судебная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что допущенное нарушение права заявителя Жадана А.А. должно быть устранено путем обязания заинтересованного лица рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка в собственность и принять решение по заявлению в рамках закона и в установленный законом срок.
Вместе с тем, решение суда не должно подменять собой установленный законом административный порядок предоставления земельного участка уполномоченным органом.
Суд первой инстанции, исходя из того, что действия по проверке поданных Жаданом А.А. в обоснование заявления документов не проводились, итоговое решение о предоставлении или об отказе в предоставлении Жадану А.А. земельного участка в собственность не принято, правомерно заключил, что основания для обязания органа местного самоуправления совершить действия по предоставлению Жадану А.А. в собственность земельного участка отсутствуют.
При установленных обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и считает, что правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется, поскольку заявление Жадана А.А. о предоставлении земельного участка в собственность по настоящее время не рассмотрено, решение по заявлению Жадана А.А. по существу не принято, то есть в удовлетворении заявления не отказано, и вынесение судом первой инстанции решения об удовлетворении заявления Жадана А.А. в части обязать администрацию МО "Всеволожский муниципальный район" предоставить на праве собственности земельный участок N являлось бы преждевременным и незаконным.
Судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы оснований для отмены решения суда в обжалуемой части не содержат, базируются на неверном толковании норм материального и процессуального законодательства, опровергаются материалами дела, по существу сводятся к изложению обстоятельств, которые являлись предметом тщательного исследования и оценки суда первой инстанции, а также выражают несогласие с правильными выводами суда первой инстанции.
Предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда, которое отвечает требованиям ст.ст.195-198 ГПК РФ, является законным и обоснованным, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 5 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Жадана А.А. - Цурикова И.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Витер Л.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.