Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
Председательствующего Нестеровой М.В.
судей Герман М.В., Озерова С.А.
при секретаре Ляховой Д.Д.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца Куделина А. В. - Бородачева О. П. на решение Кировского городского суда Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ , которым в удовлетворении исковых требований Куделину А. В. к администрации Кировского муниципального района Ленинградской области о восстановлении в категории "ребенок-сирота, ребенок, оставшийся без попечения родителей", обязании предоставить жилое помещение вне очереди - отказано.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Нестеровой М.В., объяснения представителя истца Куделина А.В. - Филиппова А.Л., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда,
УСТАНОВИЛА:
Куделин А.В. обратился в Кировский городской суд Ленинградской области с иском к администрации Кировского муниципального района Ленинградской области об обязании восстановить его в категории "ребенок-сирота, ребенок, оставшийся без попечения родителей" и предоставить жилое помещение вне очереди за счет средств муниципального бюджета.
В обоснование заявленных требований истец указал, что он является лицом, оставшимся без попечения родителей, воспитывался и содержался на полном государственном обеспечении в образовательных учреждениях Ленинградской области. В нарушение действующего законодательства ему не была присвоена категория "ребенок, оставшийся без попечения родителей" и не предоставлено жилое помещение. Администрация Кировского муниципального района Ленинградской области отказала ему в предоставлении жилого помещения (л.д.1-3).
Определением Кировского городского суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация Павловского городского поселения Кировского муниципального района Ленинградской области (л.д. 25-26).
В судебном заседании истец Куделин А.В. и его представитель по доверенности Филиппов А.Л. поддержали заявленные требования.
Представитель ответчика администрации Кировского муниципального района Ленинградской области - Меньшова Н.Н. возражала по поводу удовлетворения заявленных требований.
Представитель 3-го лица администрации МО Павловское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области в судебное заседание не явился, о дате и месте слушания дела надлежаще извещен (л.д. 58-60).
ДД.ММ.ГГГГ Кировским городским судом Ленинградской области постановлено решение, которым в иске Куделину А.В. к администрации Кировского муниципального района Ленинградской области о восстановлении в категории "ребенок-сирота, ребенок, оставшийся без попечения родителей", обязании предоставить жилое помещение вне очереди отказано (л.д. 61-66).
Определением Кировского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ в описательную часть решения суда внесены исправления: фамилия матери истца вместо "Кудерина" указана "Куделина" (л.д. 71).
Представитель истца Куделина А.В. - Бородачев О.П., не согласившись с законностью и обоснованностью принятого решения суда, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение Кировского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить и вынести по делу новое решение, удовлетворив заявленные исковые требования.
В обоснование представленной жалобы ее податель ссылается на неверное применение судом норм материального права.
Представитель истца указывает, что суд не выяснил обстоятельства, которые помешали Куделину А.В. своевременно обратиться в администрацию района за решением жилищной проблемы, а также основания не постановки ответчиком истца на учет как лица, оставшегося без попечения родителей (л.д. 72-74).
Истец Куделин А.В. и его представитель Филиппов А.Л.в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержали доводы жалобы в полном объеме.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Кировского района Ленинградской области, представитель третьего лица администрации МО Павловское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области в судебное заседание суда не явились, о слушании дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Кировского района Ленинградской области Ефимов Ю.Л. направил возражения на апелляционную жалобу, согласно которым считает решение Кировского городского суда Ленинградской области об отказе Куделину А.В. в удовлетворении заявленных требований обоснованным (л.д. 91-93).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца и его представителя, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда не находит оснований для отмены или изменения решения суда по доводам, изложенным в жалобе.
Судом первой инстанции установлено, что истец Куделин А. В. родился ДД.ММ.ГГГГ в д. "адрес" . Сведения об отце в актовой записи о рождении отсутствуют.
Мать истца ФИО лишена родительских прав в отношении сына на основании решения Волховского городского народного суда Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ . Указанным решением суда Куделин А.В. передан на попечение Волховского РОНО.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО умерла.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находился в Ивангородском детском доме, с ДД.ММ.ГГГГ - в Областном детском доме музыкального воспитания имени Н.А. Римского-Корсакова, с ДД.ММ.ГГГГ - в Ефимовской вспомогательной школе-интернат, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в ПТУ N23.
ДД.ММ.ГГГГ Куделину А.В. предоставлено койко-место в общежитии по адресу: "адрес" , как работнику АООТ где он зарегистрирован до настоящего времени. (л.д. 24, 39). Данное общежитие ДД.ММ.ГГГГ передано в муниципальную собственность МО Павловское городское поселение.
Из материалов дела следует, что заявитель обращался в Отдел опеки и попечительства администрации Кировского муниципального района Ленинградской области с заявлением о предоставлении жилого помещения вне очереди по категории "ребенок-сирота". Письмом от ДД.ММ.ГГГГ истцу в удовлетворении заявления отказано на основании того, что на момент вступления в силу Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" он не относился к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Считая нарушенным свое право на предоставление жилого помещения, Куделин А.В. обратился в суд с требованиями об обязании восстановить его в категории "ребенок-сирота, ребенок, оставшийся без попечения родителей" и предоставить жилое помещение вне очереди за счет средств муниципального бюджета.
Отказывая истцу в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что на момент обращения Куделина А.В. к ответчику за получением жилья его возраст превышал 23 года, поэтому он утратил статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В данном случае достижение определенного возраста должно рассматриваться по аналогии с пресекательным сроком, по истечении которого утрачивается субъективное материальное право. Обстоятельств, которые препятствовали истцу до достижения возраста 23 лет самостоятельно встать на учет по спорной категории, в ходе судебного разбирательства не установлено.
Судебная коллегия по гражданским делам соглашается с мнением суда первой инстанции, поскольку он основан на правильно определенных обстоятельствах, имеющих значение для дела, и верном применении закона.
Так, в силу ст. 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159-ФЗ от 21.12.1996 года к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В части, относящейся к установлению дополнительных гарантий в виде права на обеспечение жилым помещением, это направлено, в том числе, и на предоставление этой категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением (ходатайством) о постановке такого лица на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которые возлагалась обязанность по защите их прав в тот период, когда они были несовершеннолетними.
В силу вытекающей из статей 7, 38 и 39 Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также определяемых статьей 1 Федерального закона N 159-ФЗ понятий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статус социально защищаемой этим Законом категории совершеннолетних граждан связывается с необходимостью преодоления той трудной жизненной ситуации, в которой эти граждане оказались в детстве (в несовершеннолетнем возрасте), и предоставляемые государством меры социальной поддержки в соответствии с данным Законом призваны помочь этой категории граждан адаптироваться в самостоятельной жизни уже после достижения ими совершеннолетия.
Именно в возрасте от 18 до 23 лет по смыслу и содержанию Федерального закона N 159-ФЗ граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социально незащищенной и требующей дополнительной поддержки со стороны государства категорией граждан. Правовой характер этого статуса сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства на основании указанного Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
С достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные указанным Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Поскольку истец до достижения возраста 23 лет не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в настоящее время предусмотренные законом основания для предоставления ему жилья во внеочередном порядке, как ребенку-сироте, отсутствуют.
Как верно указал суд первой инстанции, в данном случае право Куделина А.В. на предоставление жилого помещения по договору социального найма реализуется при наличии к тому оснований в общем порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.
Доводы жалобы о том, что суд не выяснил обстоятельства, которые помешали истцу своевременно обратиться в администрацию района за решением жилищной проблемы не принимаются судебной коллегией по следующим основаниям.
В силу положений статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159-ФЗ от 21.12.1996 года в редакции от 29.02.2012 года, поскольку право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями, в случае наличия их письменного обращения в возрасте от 18 до 23 лет в компетентный орган местного самоуправления (абзац 3 части 1 статьи 8) и нереализованного права на жилое помещение, допущенного по независящим от таких граждан причинам.
Однако в каждом конкретном случае при возникновении спора надлежит устанавливать причины, по которым лицо, имевшее право на обеспечение жилым помещением по соответствующему договору найма как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не было поставлено на соответствующий учет. При наличии обстоятельств, указывающих на объективные и исключительные причины, не позволившие гражданину до 23 лет обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении ему жилого помещения, право такого гражданина может быть восстановлено в судебном порядке.
Судом первой инстанции достоверно установлено, что таких объективных и исключительных причин, препятствовавших обращению истца в компетентный орган по вопросу постановки его на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением по договору найма, в период его возраста с 18 до 23 лет, не имеется.
Не признается судебной коллегией состоятельным и довод жалобы о том, что судом первой инстанции не установлены обстоятельства не постановки его ответчиком на учет как лица, оставшегося без попечения родителей.
Из смысла вышеприведенных норм права усматривается, что предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Таким образом, на ответчика законом не возложена обязанность постановки таких граждан на соответствующий учет по собственной инициативе.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что доводы ни первоначальной, ни дополнительной апелляционной жалобы не содержат указания на новые обстоятельства, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, не указывают на наличие правовых оснований к отмене решения суда, поскольку по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой указанных обстоятельств и представленных по делу доказательств.
Доводов, которые могли бы повлечь отмену или изменение решения суда в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 327.1., 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского городского суда Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Куделина А. В. - Бородачева О. П. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Петрова Е.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.