Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
Председательствующего Нестеровой М.В.
судей Озерова С.А., Герман М.В.
при секретаре Ляховой Д.Д.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Летникова С.Н. на решение Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 07 октября 2013 года,
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Озерова С.А., возражения представителя Правительства Ленинградской области - Яровой И.А.,
УСТАНОВИЛА:
Летников С.Н., с учетом изменения иска в порядке ст. 39 ГПК РФ, обратился в Кингисеппский городской суд с иском к администрации муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район": - о признании его, как гражданина уволенного с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которого в календарном исчислении составляет 10 лет и более, имеющим право на получение социальной выплаты на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению житьем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище на 2011-2015 годы"; - об обязании включить его в сводный список граждан, изъявивших желание получить жилищный сертификат. Категория граждан - граждане, уволенные с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которого в календарном исчислении составляет 10 лет и более, на основании п. 3 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации указанной подпрограммы.
В основание требований указав, что постановлением от 04.11.2000 он принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, зарегистрирован и проживает по договору поднайма в принадлежащей Лебедевой С.Е. квартире, по адресу: "адрес" . Прав на жилые помещения по договору социального найма и на праве собственности, не имеет. В рамках реализации Подпрограммы, как лицо имеющее право на меры социальной поддержки, установленные ст. 14 Федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", он подал заявление с документами о включении его в сводный список граждан - получателей государственных жилищных сертификатов в 2012 г. Решением рабочей группы при Правительстве Ленинградской области от 22.11.2012 ему отказано во включении в указанный сводный список. После чего он устно обратился в администрацию муниципального образования с заявлением о включении его в списки лиц, имеющих право на получение социальной выплаты, как гражданина уволенного с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которого в календарном исчислении составляет 10 лет и более. Письмом от 20.02.2013 ему отказано во включении в соответствующий сводный список. Отказ является незаконным.
В суде истец и его представитель заявленные требования поддержали по основаниям указанным в иске.
Представитель ответчика в суде иск не признал.
В основание возражений указал, что истец был включен в сводный список как ликвидатор аварии на ЧАЭС. Решением рабочей группы Правительства Ленинградской области в предоставлении истцу сертификата по данной категории, было отказано. На момент увольнения истца с военной службы его выслуга составляла 10 лет. 8 мес. Обеспечение жильем военнослужащих сверхсрочной службы, прапорщиков и мичманов, производится при условии службы не менее 20 лет.
07 октября 2013 года Кингисеппским городским судом постановлено решение, которым в удовлетворении иска Летникова С.Н. отказано.
Летников С.Н., не согласился с законностью и обоснованностью решения суда, подал на него жалобу, в которой просит решение суда отменить.
В основание требований указал, что выводы суда о предоставлении им документов, подтверждающих обоснованность требований, уже после постановки на учет и после 01.01.2005, являются не правильными. При постановке на учет в 2000 г. он предоставил все документы о военной службе и отвечал необходимым требованиям, дающим право на получение социальной выплаты. Справки военкомата от 2013 г. лишь уточняли сведения, содержащиеся в ранее предоставленных документах.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда определила рассмотреть дело в отсутствие истца и представителя ответчика, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания и не представивших доказательства уважительности причин не явки в суд.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда не находит оснований для отмены или изменения решения.
Согласно ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В соотвествии со ст. 3, ст. 46, ст. 50 Положения о прохождении воинской службы прапорщиками и мичманами Вооруженных Сил СССР (утв. Постановлением Совмина СССР от 02.10.1985 г. N 934) прапорщики и мичманы могут состоять на действительной военной службе до 45-летнего возраста, после чего подлежат увольнению в запас Вооруженных Сил СССР.
Прапорщики и мичманы увольняются с действительной военной службы:
а) по выслуге установленного срока действительной военной службы - если прапорщики и мичманы не изъявят желания продолжать службу;
б) по возрасту - достигшие предельного возраста состояния на действительной военной службе;
в) по сокращению штатов - при невозможности использования на действительной военной службе в связи с сокращением штатов или организационными мероприятиями (при отсутствии других оснований для увольнения в запас).
Пунктом 19 "Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных и лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 февраля 1981 года N 193, было предусмотрено, что военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава, уволенные в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, обеспечиваются исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов жилой площадью (независимо от ее ведомственной принадлежности, за исключением Министерства обороны, Комитета государственной безопасности СССР и внутренних войск) в первую очередь, но не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия к месту жительства, избранного с учетом существующего порядка прописки.
При этом обеспечение жилой площадью военнослужащих сверхсрочной службы, прапорщиков и мичманов в указанном порядке производится при условии, если они находились на действительной военной службе не менее 20 календарных лет.
Постановлением главы муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" от 04.11.2000 Летников С.Н.принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании п. 15.5 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений в Ленинградской области (утв. решение Исполнительного комитета Ленинградского областного Совета народных депутатов и Президиума Ленинградского областного совета профессиональных союзов от 23.11.1987 N 481/10), как участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Решением рабочей группы при правительстве Ленинградской области от 22.12.2012 (протокол N 5) Летникову С.Н. отказано в предоставлении государственного жилищного сертификата в 2012 г. как лицу, не имеющему льготы в части жилищного обеспечения (отсутствие в удостоверении отметки "Укрытие").
Письмом администрации муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" от 26.02.2013 Летникову С.Н. так же отказано в обеспечении жилым помещением как военнослужащему, в соотвествии со ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Согласно выписке из приказа Командующего войсками Московского военного округа от 04.08.1989, прапорщик Летников С.И. (в возрасте 29 лет) был уволен с действительной военной службы в запас по ст. 46 п. "а" Положения о прохождении воинской службы прапорщиками и мичманами Вооруженных сил СССР - по выслуге установленного срока действительной военной службы.
На период увольнения Летникова С.И. с действительной военной службы, общая продолжительность его военной службы составляла 10 лет 8 мес. 13 дней.
В силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Совокупностью доказательств по делу подтверждается, что Летников С.И. был уволен с военной службы по выслуге установленного срока действительной военной службы (контракта).
Сведения, содержащиеся в представленной истцом справке Отдела военного комиссариата Ленинградской области по городу Кингисепп от 22.03.2013 об увольнении Летникова С.Н. в 1993 г. по основанию, предусмотренному п. "в" ст. 46 ("по сокращению штатов") Положения о прохождении воинской службы прапорщиками и мичманами Вооруженных Сил СССР, противоречат вышеуказанному приказу Командующего войсками Московского военного округа от 04.08.1989, при несоответствии указанной формулировки увольнения, требованиям соответствующего Положения о прохождении воинской службы прапорщиками и мичманами Вооруженных Сил СССР.
Указанная справка представлена после получения истцом отказа органа местного самоуправления в обеспечении жилым помещением как военнослужащему, не содержит указания на реквизиты приказа должностного лица компетентного органа и с учетов вышеизложенного не могола быть принята в качестве допустимого доказательства.
При таких обстоятельствах, правильно установив, что Летников С.И. не был уволен с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, суд обоснованно отказал в удовлетворении иска.
В то же время материалами дела не подтверждается, что Летников С.И. являлся нуждающимся в предоставлении жилых помещений (улучшении жилищных условий) как в период прохождения военной службы, так и при увольнении с военной службы.
Доказательства возникновения у Летникова С.И., как в период прохождения военной службы, так и при увольнении с военной службы, права на обеспечение его жильем за счет средств федерального бюджета, отсутствуют.
Нуждающимся в предоставлении жилого помещения Летников С.И. был признан после того как утратил связь с Министерством обороны РФ.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями процессуального законодательства.
Доводы жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 07 октября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Летникова С.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Улыбина Н.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.