Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Пономаревой Т.А.,
судей Григорьевой Н.М., Тумашевич Н.С.,
прокурора Гавриловой Е.В.,
при секретаре Ревчук Т.В.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ответчика общества с ограниченной ответственностью "РОСТ" - Чекменевой И.В. на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 06 декабря 2013 года, которым удовлетворены исковые требования Выборгского городского прокурора Ленинградской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "РОСТ" об обязании ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Тумашевич Н.С., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "РОСТ" - Чекменевой И.В. , поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения по доводам жалобы представителя Ленинградской областной прокуратуры Гавриловой Е.В., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Выборгский городской прокурор Ленинградской области, действуя в защищу прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Выборгский городской суд Ленинградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "РОСТ" (далее - ООО "РОСТ") об обязании провести мероприятия по очистке земель лесного фонда от захламления путем вывоза бытовых отходов, размещенных в квартале 21 выдела 11 Выборгского участкового лесничества Северо-Западного лесничества - филиала Ленинградского областного государственного казенного учреждения "Управление лесами Ленинградской области" на земельном участке лесного фонда вдоль лесной дороги в сторону СНТ "Заря", СНТ "Металлист", СНТ "Коммунальщик", находящимся в границах территории Выборгского района Ленинградского обрасти, где расположено несанкционированное размещение отходов производства и потребления, площадью 50 кв.м, специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с отходами, на санкционированный полигон твердых бытовых отходов.
В обоснование заявленных требований прокурор ссылался на то, что Выборгской городской прокуратурой совместно с представителями Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области, Северо-Западного лесничества филиала Ленинградского областного государственного казенного учреждения "Управление лесами Ленинградской области" (далее - Северо-Западное лесничество - филиал ЛОГКУ "Ленобллес") проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства на территории Выборгского муниципального района Ленинградской области. В ходе проверки установлено, что в квартале 21 выдела 11 Выборгского участкового лесничества Северо-Западного лесничества - филиала ЛОГКУ "Ленобллес" на земельном участке лесного фонда вдоль лесной дороги в сторону СНТ "Заря", СНТ "Металлист", СНТ "Коммунальщик", находящимся в границах территории Выборгского района Ленинградского обрасти, расположено несанкционированное размещение отходов производства и потребления площадью 50 кв.м Размещение отходов произведено на лесной подстилке, необорудованной для этих целей территории, что не исключает загрязнение почвы и подземных грунтовых вод. Принадлежность отходов какому-либо собственнику установить не представляется возможным.
Указанный лесной участок находится на праве аренды у ООО "РОСТ" на основании договора аренды лесного участка N от ДД.ММ.ГГГГ , заключенного между ООО "РОСТ" и Комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ .
С учетом изложенного, ссылаясь на положения ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 309, 310, 616 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ст.ст. 13, 43 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), ст.ст. 4, 55 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), ст.ст. 11, 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 14 Областного закона от 04 марта 2010 года N 7-ОЗ "Об обращении с отходами в Ленинградской области", прокурор указывал, что несанкционированная свалка на данном участке нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду (л.д. 2-6).
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 06 декабря 2013 года исковые требования Выборгского городского прокурора Ленинградской области удовлетворены (л.д. 106-115).
Представитель ООО "РОСТ" - Чекменева И.В. не согласилась с законностью и обоснованностью постановленного решения, представила апелляционную жалобу, в которой просит решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 06 декабря 2013 года отменить и принять по делу новое решение. В качестве оснований для отмены постановленного решения ссылается на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
Податель жалобы указывает на то, что заявленные требования прокурора изначально устанавливают виновность общества в размещении отходов, при этом судом не принят во внимание тот факт, что размещение отходов находится вне лесных участков, на которых в течение нескольких лет не велась производственная деятельность ООО "РОСТ". Также судом не учтено, что в соответствии со ст. 13 ЗК РФ обязанность по охране земель возлагается, в том числе на собственника земельного участка, то есть на Северо-Западное лесничество - филиал ЛОГКУ "Ленобллес". При этом ст. 13 ЗК РФ устанавливает только общие обязанности землепользователей, среди которых защита земель от захламления отходами производства и потребления и других негативных воздействий. Вместе с тем, указанная норма не возлагает обязанности на арендатора, в случае несанкционированного размещения мусора, являющегося следствием противоправных действий других лиц.
Прокурор не мог заявлять требования к ООО "РОСТ" об обязании провести мероприятия по очистке земель лесного фонда от захламления, поскольку в договоре аренды лесного участка от 10 ноября 2008 года предусмотрено проведение мероприятий по защите лесов и земель арендованного земельного участка в ходе осуществления собственной деятельности арендатора. Кроме того, в соответствии с лесным законодательством необходимость проведения, место проведения, вид санитарно-оздоровительного мероприятия, его объемы и сроки назначаются арендодателем на основе документов лесного планирования и материалов специальных обследований. При этом договором предусмотрено, что к обязанностям общества относятся мероприятия по защите лесного участка от загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и других негативных (вредных) воздействий в пределах разрабатываемого участка. Уборка бытовых отходов, в том числе размещенных третьими лицами в результате противоправных действий с использованием установленного права свободного доступа граждан в леса, на лесных участках, лесным законодательством не регламентирована. Также стороны при заключении договора аренды включили пункт об отсутствии ответственности за причинение вреда лесному участку третьими лицами.
Кроме того, организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ. При этом суд проигнорировал положения Федеральных законов "Об охране окружающей среды", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Об отходах производства и потребления", в которых полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к исключительной компетенции муниципальных образований и поселений или городских округов. Вместе с тем положения ч. 9 ст. 14 Областного закона Ленинградской области "Об обращении с отходами в Ленинградской области" противоречат действующему федеральному законодательству.
Проектом освоения лесов, прошедшим государственную экспертизу, не предусмотрено проведение мероприятий по очистке леса от несанкционированных свалок, отходов, так как это не предусмотрено действующим законодательством РФ. При этом суд не принял во внимание, что у арендодателя и уполномоченных государственных органов государственного контроля нет претензий к ООО "РОСТ" по поводу неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору аренды лесного участка (л.д. 177-185).
На рассмотрение и разрешение жалобы в суде апелляционной инстанции представители Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области, Северо-Западного лесничества филиала Ленинградского областного государственного казенного учреждения "Управление лесами Ленинградской области" администрации муниципального образования "Город Выборг" Выборгского района Ленинградской области не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, об уважительной причине неявки не сообщили.
Присутствовавший в судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "РОСТ" - Чекменева И.В. , действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года, поддержала доводы апелляционной жалобы, представитель Ленинградской областной прокуратуры Гаврилова Е.В. критически оценивала доводы жалобы, просила решение суда оставить без изменения.
В отсутствие возражений со стороны представителя истца и ответчика суд апелляционной инстанции постановил определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц с учетом имеющихся в материалах дела сведений о надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы (л.д.196-201).
Проверив материалы дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Судом первой инстанции установлено, что между Комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области (арендодатель) и ООО "РОСТ" (арендатор) 10 ноября 2008 года заключен договор аренды лесного участка N 2-2008-11-12-З, в соответствии с которым арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование часть леечного участка Северо-Западного лесничества, находящегося в государственной собственности, определенного в п. 2 договора (л.д. 48-51).
В соответствии с п. 2 договора аренды лесного участка N от ДД.ММ.ГГГГ лесной участок площадью 24750 га, предоставляемый в аренду по договору, имеет местоположение: в соответствии с приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ N Ленинградская область Выборгский район Северо-Западное лесничество Выборгское участковое лесничество в границах кварталов NN 1-175, Вещевское участковое лесничество в границах кварталов NN 1-7, 13, 14, 19-22, 26-33, 39-47, 52-58, 67-72, 79-83, 89-91, ранее Ленинградская область Выборгский район Северо-Западный лесхоз Выборгское лесничество в границах кварталов NN 1-175, Вещевское лесничество в границах кварталов NN 1-7, 13, 14, 19-22, 26-33, 39-47, 52-58, 67-72, 79-83, 89-91 (л.д. 48).
По условиям подп. "з", "о", "т" ООО "Рост" обязалось в соответствии со ст. 13 ЗК РФ проводить мероприятия по защите лесного участка от загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в пределах разрабатываемого участка; выполнять требования Санитарных правил в лесах Российской Федерации, утвержденных уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно акту обследования территории Выборгского участкового лесничества Северо-Западного лесничества - филиала ЛОГКУ "Ленобллес" N 8 от 17 июня 2013 года несанкционированное место размещения отходов обнаружено в квартале 21 выдела 11 Выборгского участкового лесничества, вдоль лесной дороги, выходящей в СНТ "Заря", СНТ "Металлист", СНТ "Коммунальщик", общая площадь участка составляет 50 кв.м. Определить принадлежность отходов к какому-либо собственнику не представляется возможным ввиду отсутствия явных признаков, указывающих на принадлежность размещенных отходов к какому-либо лицу, а также отсутствием полномочий в сфере государственного экологического контроля. Территория размещения отходов находится вне лесных земель, на которых ведутся рубки лесных насаждений (л.д. 9).
Согласно ст. 51 Федерального Закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ч. 1 ст. 22 Федерального Закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
В соответствии с п. п. 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 года N 4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы.
При этом положения ст. 13 ЗК РФ обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе, биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения земель.
В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В соответствии с ч. 2 ст. 55 ЛК РФ, подп. "г" п. 2 и п. 4 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 года N 414, на лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов.
Согласно положениям п. 28 указанных Правил, санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
В соответствии со ст. 616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать переданное в аренду имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом иными правовыми актами или договором аренды.
Обязанность арендатора по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий на арендуемом лесном участке установлена как законом (п. 2 ст. 616 ГК РФ, ч. 2 ст. 55 ЛК РФ), так и иными правовыми актами (п. 4 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 года N 414).
Содержащееся в названных нормах указание на то, что санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются на основании Проекта освоения лесов, не изменяют установленной этими нормами обязанности, а лишь указывают на необходимость включения санитарно-оздоровительных мероприятий в Проект освоения лесов. В силу императивности перечисленных норм, проект не может противоречить им и ставить обязанность арендатора по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий под условие о наличии прямого указания в Проекте освоения лесов на проведение арендатором очистки лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
При этом в данном случае определяются не меры гражданско-правовой ответственности арендатора за причинение вреда, непременным условием которой является наличие вины, а выполнение им установленной законом обязанности по содержанию арендованного лесного участка.
Изложенное также подтверждается положениями ст. 14 Закона Ленинградской области от 04 марта 2010 года N 7-оз "Об обращении с отходами в Ленинградской области", которой установлены требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований Ленинградской области.
Так, согласно ст. 14 указанного Закона органы местного самоуправления городских, сельских поселений и городского округа обязаны предпринимать меры по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель в границах земельных участков, находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований и не переданных в собственность, владение, пользование (аренду) иным лицам. В иных случаях обязанности по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель возлагаются на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, расположенных в границах соответствующих муниципальных образований, обязаны: нести бремя содержания земельного участка и бремя ответственности за нарушение требований в области обращения с отходами; предпринимать меры по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель в границах соответствующих земельных участков; обеспечивать своевременный сбор и вывоз отходов с земельных участков в места, предназначенные для сбора, временного хранения, размещения отходов (в том числе путем заключения договоров на сбор и вывоз отходов со специализированными организациями). В случае обнаружения на земельном участке брошенных (иным образом оставленных в целях отказа от права собственности на них) отходов, собственник которых не установлен, лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, может обратить указанные отходы в свою собственность либо принимает меры к перемещению указанных отходов в санкционированные места размещения.
В соответствии с п. 18 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
Вместе с тем, как указывалось выше, обязанность арендаторов участков лесного фонда проводить очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия прямо предусмотрена нормами специального законодательства, регулирующего правоотношения по использованию лесов, а потому общие положения Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в данном случае неприменимы.
Таким образом, исходя из системного толкования вышеуказанных положений закона, поскольку зафиксированные несанкционированные свалки расположены на территории, арендуемой ООО "РОСТ", суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерности требований Выборгского городского прокурора Ленинградской области, удовлетворив иск об обязании ООО "РОСТ" в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по очистке земель лесного фонда, находящегося у ООО "РОСТ" на праве аренды, от захламления путем вывоза ТБО, незаконно размещенных на территории земель лесного фонда в квартале N 21 выдела N 11 Выборгского участкового лесничества Северо-Западного лесничества филиала ЛОГКУ "Ленобллес" специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с ТБО, на санкционированный полигон ТБО.
Вместе с тем, указание суда на обязание ООО "РОСТ" в лице его руководителя совершить указанные действия выходит за пределы заявленных исковых требований, в связи с чем подлежит изменению в этой части.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы являются необоснованными, основанными на неверном толковании норм материального права.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами городского суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ч.1 ст.327.1, п.2 ст. 328, ч.1 ст.329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 06 декабря 2013 года изменить в части обязания ООО "РОСТ" в лице его руководителя в течение месяца со дня вступления в законную силу провести мероприятия по очистке земель лесного фонда, находящегося у ООО "РОСТ" на праве аренды, от захламления путем вывоза ТБО, незаконно размещенных на территории земель лесного фонда в квартале N21 (выдел N11) Выборгского участкового лесничества Северо-Западного лесничества филиала ЛОГКУ "Ленобллес" специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с ТБО, на санкционированный полигон ТБО, исключив слова "в лице его руководителя".
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика общества с ограниченной ответственностью "РОСТ" - Чекменевой И.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
судья: Гомзяков А.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.