Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего: Астапенко С.А.,
судей: Петровой С.Е., Решетникова М.Н.
при секретаре: Сидоровой С.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 , ФИО2 , ФИО3 на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 19 декабря 2013 года о признании недействительным постановления главы администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области об утверждении акта выбора земельного участка, предварительного согласования места размещения магазина.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Астапенко С.А., объяснения ФИО2 , ФИО3 , судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
ФИО10 , ФИО2 , ФИО3 обратились в Выборгский городской суд Ленинградской области с заявлением о признании недействительным постановления главы администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области от 24 октября 2012 года N 7004 "Об утверждении акта выбора земельного участка, предварительном согласовании места размещения объекта - магазина по адресу: "адрес"
В обоснование своих требований указали, что 14.06.2013 года ФИО10 обратилась в администрацию МО "Рощинское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области с заявлением о выдаче обзорного плана на земельный участок площадью 282 кв.м., который граничит с принадлежащим им земельным участком, расположенном по адресу: "адрес" . На данное заявление глава администрации МО "Рощинское городское поселение" в ответе от 14.06.2013 года N 01-06/640 сообщил, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером N предоставлен индивидуальному предпринимателю ФИО18 под строительство торгового объекта.
Заявители считают данное постановление незаконным, так как оно нарушает их права и законные интересы. Оспариваемое постановление противоречит СНиП, Порядку предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков для целей не связанных со строительством на территории муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, утвержденному решением Совета депутатов МО "Выборгский район" Ленинградской области от 05.12.2012 года N 235, Федеральному закону "О государственном регулировании торговой деятельности на территории Российской Федерации", требованиям государственного пожарного надзора при размещении нестационарных торговых объектов.
В суде первой инстанции заявитель ФИО3 требования поддержал, просил удовлетворить, пояснил, что предоставляемый ИП ФИО4 земельный участок площадью 282 кв.м. будет размещаться на землях общего пользования, предназначенных для подъезда, в том числе противопожарного, к жилому дому N по "адрес" и жилому дому N по "адрес" в "адрес" . Отсутствие подъезда при размещении торгового объекта на спорном земельном участке, наряду с противопожарной безопасностью двух жилых домов, будет препятствием в обслуживании линий электропередач уже для четырех домов.
Заинтересованным лицом - администрацией МО "Выборгский район" Ленинградской области представлены письменные возражения, в которых представитель возражал против удовлетворения заявленных требований
Определением суда от 07 ноября 2013 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена ФИО4 , представитель которой также возражал против удовлетворения требований.
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 19 декабря 2013 ФИО1 , ФИО2 , ФИО3 отказано в удовлетворении требований о признании недействительным постановления главы администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области.
На постановленное судом решение ФИО1 , ФИО11 и ФИО12 подана апелляционная жалоба, в которой просят решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Доводы жалобы мотивируют тем, что предоставляемый ИП ФИО4 земельный участок размещается на землях общего пользования, предназначенных для подъезда к жилым домам. Отсутствие подъезда при размещении торгового объекта на спорном земельном участке будет препятствием для противопожарного подъезда, обслуживания линий электропередач и части забора. Ссылаясь на п. 2.2.62. Региональных нормативов градостроительного проектирования Ленинградской области, полагают, что к жилому дому должно быть не менее двух подъездов.
На заседание судебной коллегии представители заинтересованных лиц - администрации МО "Выборгский район" и ФИО4 не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещались. От ФИО4 поступило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в ее отсутствие. Судебная коллегия, в соответствии со ст.ст. 167, 327 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
На основании положений ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО10 , ФИО2 , ФИО3 являются собственниками жилого дома по адресу: "адрес" . Также заявителям на основании договора купли-продажи земельного участка от 17.12.2013 года N 9245-3 принадлежит под указанным жилым домом земельный участок площадью 1776 кв.м с кадастровым номером N по адресу: "адрес" .
14.06.2013 года ФИО10 , А.А., А.В. обратились с письменным заявлением к главе администрации МО "Рощинское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области о выдаче обзорного плана на земельный участок площадью 282 кв.м., который граничит с принадлежащим ФИО17 земельным участком по адресу: "адрес" . В заявлении также информируют о том, что намерены испрашивать данный земельный участок за плату в собственность. К заявлению была приложена кадастровая съемка земельного участка.
Глава администрации МО "Рощинское городское поселение" ФИО13 в ответе от 14.06.2013 г. N 01-06/640 на заявление ФИО17 сообщил, что испрашиваемый ими земельный участок с кадастровым номером N предоставлен ИП ФИО4 под строительство торгового объекта (л.д. 5-7).
Председатель комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации МО "Выборгский район" ФИО14 в адрес ФИО17 направил ответ от 05.08.2013 года N А-2773, в котором сообщает, что поступившая в администрацию 15.11.2012 года из ООО "ЛенОблКадастр" проектная документация по земельному участку, расположенному по адресу: "адрес" , под строительство магазина, администрацией была согласована на основании представленных документов: обзорного плана на земельный участок, акта выбора земельного участка, утвержденного постановлением администрации МО "Выборгский район" от 24.10.2012 года N 7004 (л.д. 10).
На основании заявления и материалов землеустроительного дела ИП ФИО4 о предварительном согласовании места размещения объекта - магазина по адресу: "адрес" , главой администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области издано постановление от 24.10.2012 года N 7004 об утверждении акта выбора земельного участка, предварительном согласовании места размещения объекта-магазина (л.д. 31-39, 48-53).
Как усматривается из акта выбора земельного участка для строительства, комиссия произвела предварительный выбор в натуре места расположения земельного участка для строительства ИП ФИО4 магазина и установила размеры намечаемой к проведению строительства площади с учетом оптимального варианта. Предоставление предварительно согласованного земельного участка для строительства объекта должно быть осуществлено после разработки, согласования, экспертизы и утверждения проектной документации. Площадь и границы участка подлежат уточнению.
В соответствии с п. 2 постановления главы администрации МО "Выборгский район" от 24.12.2012 года N 7004 ИП ФИО4 должна предварительно согласовать место размещения объекта - магазина на земельном участке, расположенном по адресу: "адрес" (категория земель - земли населенных пунктов, угодья - прочие земли), и обеспечить в отношении земельного участка осуществление кадастровых работ.
21.09.2012 года в периодическом печатном издании размещено информационное объявление о предстоящем предоставлении земельного участка под строительство магазина в г.п. Рощино (л.д. 40, 41).
Процедура выбора земельных участков для строительства установлена статьями 29, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Согласно части 5 статьи 30 ЗК РФ, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (часть 1).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (часть 2).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (часть 5).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (часть 6).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами ( часть 1 статьи 32 ЗК РФ).
В силу положений статей 29, 31 ЗК РФ обязанность по выбору земельного участка, а именно определение вариантов размещения объекта и проведения процедур соответствующих согласований, независимо от формы собственности земельного участка возложена на орган местного самоуправления, которым в рассматриваемом случае является администрация.
Только после выбора земельного участка органом местного самоуправления, соответствующие документы (акт выбора земельного участка) подлежат утверждению либо органами местного самоуправления, либо исполнительными органами государственной власти, в зависимости от того к какой форме собственности относятся земельные участки (статья 29, части 2, 6 статьи 31 ЗК РФ).
Исходя из вышеизложенных норм, суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к обоснованному выводу о том, что постановление главы администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области от 24.12.2012 года N 7004, которым утвержден акт выбора земельного участка, принято в пределах полномочий должностного лица и в установленном действующем законодательством порядке, форма, сроки и процедура совершения действий по утверждению акта выбора земельного участка администрацией МО "Выборгский район" соблюдена, нарушений каких-либо прав заявителя при утверждении акта выбора земельного участка для строительства установлено не было.
Судебная коллегия не усматривает оснований не соглашаться с данными выводами суда, так как они соответствуют нормам материального права, регулирующим отношения спорящих сторон и имеющим значение для дела фактам, которые подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям ст.ст. 55, 59, 60, 67 ГПК РФ об их относимости и допустимости.
Руководствуясь ст.ст. 255, 258 ГПК РФ, суд обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку оспариваемый правовой акт органа местного самоуправления не нарушает права и законные интересы собственников смежного земельного участка и не создает заявителям препятствия к осуществлению ими их прав и свобод.
С учетом вышеприведенных положений ЗК РФ и отсутствием в материалах дела доказательств суд первой инстанции правильно указал, что оспариваемое постановление не противоречит строительным нормам, правилам противопожарной безопасности, порядку предоставления земельных участков для целей не связанных со строительством.
Не подтверждается материалами дела и довод жалобы о том, что предоставление ИП ФИО4 земельного участка затруднит подъезд пожарных автомобилей к жилому дому заявителей, поскольку из кадастрового плана и схемы расположения земельного участка усматривается, что к жилому дому заявителей имеется подъезд со стороны "адрес" .
Пункт 2.2.62. Региональных нормативов градостроительного проектирования Ленинградской области, утвержденных Постановление Правительства Ленинградской области от 22.03.2012 года N 83, на который ссылаются податели жалобы, не предусматривает к каждому земельному участку малоэтажной жилой застройки проектирование двух проездов. Данным пунктом 2.2.62 требование о проектировании не менее двух въездов установлено в отношении всей территории малоэтажной застройки.
Иные доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, аналогичны возражениям против заявленных требований, и не могут служить основанием к отмене правильного по существу решения суда.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения судом не допущено.
Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 19 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 , ФИО2 , ФИО3 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Вериго Н.Б.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.