Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего
Константиновой О.В.,
судей
Лимоновой Л.Ф.,
Москаленко Ю.П.
при секретаре Королевой Е.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Устиненко М.А. к Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Ленинскому району г. Екатеринбурга о признании решения об отказе в принятии на учет незаконным, признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения, возложении обязанности по включению Устиненко М.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях
по апелляционной жалобе представителя истца - Коноваловой Е.М., действующей на основании доверенности от ... , на решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 06.02.2014.
Заслушав доклад судьи Константиновой О.В., объяснения представителя ответчика Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Ленинскому району г. Екатеринбурга - Пичугиной Т.Н., действующей на основании доверенности от ... , судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Устиненко (до заключения брака - Кузьмина) М.А. обратилась в суд с указанным иском. В обоснование исковых требований указала, что относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей в связи со смертью ее матери - А ... и отказом отца Б от дочери. На основании решения ... от ... , постановления ( / / )2 ... от ... над Устиненко М.А. была установлена опека, опекуном назначена В Истец в настоящий момент не имеет в собственности жилых помещений, не является нанимателем муниципального жилого помещения, проживает с двумя несовершеннолетними детьми в общежитии. В ... году Устиненко М.А. обратилась к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения в связи с наличием у нее статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей. Управлением социальной политики Устиненко М.А. было отказано в постановке на учет в связи с достижением последней 23-летнего возраста. Данный отказ в постановке на учет истец считает незаконным и необоснованным, поскольку ранее на учете в качестве нуждающейся не состояла, а достижение ей 23-летнего возраста не препятствует Управлению социальной политики по Ленинскому району г. Екатеринбурга принять истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Полагает, что ненадлежащее исполнение опекуном обязанности по постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не лишает такое лицо в последующем права на его получение. На основании изложенного, руководствуясь положениями Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" просила признать незаконным решение Управления социальной политики об отказе в принятии на учет для целей предоставления жилого помещения специализированного жилого фонда Свердловской области, признать Устиненко М.А. нуждающейся в предоставлении жилого помещения в качестве лица, относящегося к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также возложить на Управление социальной политики по Ленинскому району г. Екатеринбурга обязанность включить истца в единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 06.02.2014 в удовлетворении исковых требований Устиненко М.А. к Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Ленинскому району г. Екатеринбурга о признании решения об отказе в принятии на учет незаконным, признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения, возложении обязанности по включению Устиненко М.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, отказано.
Не согласившись с данным решением, представитель истца - Коновалова Е.М. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное и принять новое об удовлетворении исковых требований. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что опекуном не была исполнена обязанность по постановке Устиненко М.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в связи с чем были нарушены ее жилищные права. Истец не знала и не могла знать, что не состоит на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях. В ... году истец являлась матерью-одиночкой, находилась в тяжелом материальном положении, была социально не защищена и поэтому не могла самостоятельно обратиться с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. По мнению автора апелляционной жалобы, достижение истцом 23-летнего возраста не препятствует Управлению социальной политики по Ленинскому району г. Екатеринбурга принять истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении государственного специализированного жилого фонда Свердловской области, поскольку неисполнение или ненадлежащее исполнение опекуном обязанности по решению вопроса о своевременной постановке ребенка-сироты на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и наличие сложных жизненных обстоятельств, которые объективно не позволяли встать на учет, не лишают в последующем такого лица, нуждающегося в предоставлении жилья, права на его получение.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Пичугина Т.Н. возражала против отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы истца, полагая решение суда законным и обоснованным.
Истец Устиненко М.А., третье лицо Морозова В.В., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе путем направления судебного извещения, а также посредством публикации соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети "Интернет", в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса (далее - ГПК) Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса (далее - ГПК) Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что Устиненко М.А., ... г.р., в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей А и Б Согласно свидетельству о смерти А умерла ... Впоследствии Б отказался от воспитания дочери.
Решением ... от ... N ... над Устиненко М.А. до ... года установлена опека. Опекуном назначена В Постановлением ( / / )2 ... от ... N ... было установлено опекунство В над Устиненко М.А. до достижении ей совершеннолетия.
Согласно свидетельству о браке от ... I ... , между Г и Кузьминой М.А. зарегистрирован брак, после чего супругам присвоена фамилия Устиненко.
Согласно справке паспортного стола ... от ... истец вместе с ... Г , а также несовершеннолетними детьми - Д и Е зарегистрированы по месту пребывания и проживают в комнате N ... общей площадью ... кв.м. дома N ... по ул. ... в г. ...
Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно абз. 4 ст. 1 данного Федерального закона к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии со ст. 8 указанного закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21.12.1996, в том числе и по обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа до достижении ими возраста 23 лет.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о признании решения Управления социальной политики незаконным, суд обоснованно исходил из тех обстоятельств, что на момент обращения Устиненко М.А. в ... году с заявлением о принятии на учет для целей предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда Свердловской области ее возраст превышал 23-летний.
Судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции в том, что в момент обращения с заявлением Устиненко М.А. не относилась к категории лиц, имеющих право на государственную поддержку в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". При таких обстоятельствах на нее не распространяются меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей, в связи с чем приказом Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Ленинскому району г. Екатеринбурга от ... N ... было законно и обоснованно отказано в принятии ее на учет для целей предоставления жилого помещения.
Судом учтено, что 18-летнего возраста истец достигла в ... году, 23-летнего - в ... году. Между тем, впервые Устиненко М.А. обратилась с заявлением о принятии на учет в целях предоставления жилого помещения в ... году. Судом первой инстанции были установлены причины, по которым истец до достижения возраста 23 лет не обратилась с заявлением о постановке на учет. Отсутствие у истца информации о наличии у него такого права было обоснованно признано судом неуважительной причиной. Истец не представила суду доказательства, подтверждающие невозможность получения соответствующей информации относительно ее специального статуса. Не представлено суду и доказательств невозможности обращения с заявлением о постановке на учет ввиду тяжелого материального положения. Более того, судебная коллегия признает обоснованным вывод о том, что тяжелое материальное положение не находится в причинно-следственной связи с невозможностью лица, обладающего статусом ребенка, оставшегося без попечения родителей, обратиться с заявлением о реализации своего права на жилое помещение.
При вынесении решения суд обоснованно принял во внимание позицию Конституционного суда Российской Федерации, изложенную в определениях от 19.10.2010 N 1281-О, N 1282-О-О, от 24.01.2013 N120-О.
Нормой абз. 4 ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста, лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан.
Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права тех граждан, на которых действие данного Федерального закона не распространяется.
На основании изложенного, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, поскольку суд исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам по правилам ст.ст. 12, 56 и 67 ГПК Российской Федерации. Выводы суда в полной мере мотивированы, соответствуют установленным судом обстоятельствам и материалам дела. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. Апелляционная жалоба не содержит доводов, являющихся основанием для отмены постановленного решения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 06.02.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца - Коноваловой Е.М. - без удовлетворения.
Председательствующий: Константинова О.В.
Судьи: Лимонова Л.Ф.
Москаленко Ю.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.