Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего
Константиновой О.В.,
судей
Лимоновой Л.Ф.,
Москаленко Ю.П.
при секретаре Королевой Е.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Дяченко Н.А. к Администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга об отмене решения ... , восстановлении нарушенного права
по апелляционной жалобе истца на решение Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга от 06.03.2014.
Заслушав доклад судьи Константиновой О.В., объяснения истца Дяченко Н.А., ее представителей по устному ходатайству - Татьковой А.А., Сальникова М.В., возражения представителя ответчика Администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга - Вороновой А.В., действующей на основании доверенности от ... , судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дяченко Н.А. обратилась в суд с указанным иском. В обоснование исковых требований указала, что является матерью погибшего ветерана военных действий. ... истец и члены ее семьи в составе ... человек были приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. ... Распоряжением ( / / )2 ... истец и члены ее семьи были сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании того, что уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи истца ( ... кв.м.), превышает норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Истец полагает, что снятие с учета произошло незаконно, поскольку жилым помещением по норме предоставления, которая в силу пп. 3 п. 3 ст. 23.2 Федерального закона Российской Федерации "О ветеранах" составляет 18 кв.м. на человека, семья истца не обеспечена. Кроме того, истец считает, что приобретение ее ... и ... жилых помещений не может служить основанием для снятия истца с учета. На основании изложенного, просила отменить Распоряжение ( / / )2 ... от ... о снятии с учета Дяченко Н.А. и восстановить истца в очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с порядковым номером.
Решением Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга от 06.03.2014 в удовлетворении иска Дяченко Н.А. к Администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга об отмене решения ... , восстановлении нарушенного права отказано.
Не согласившись с данным решением, истец подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда как незаконное и принять новое об удовлетворении исковых требований. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что судом при вынесении решения следовало руководствоваться изменениями от 31.12.1999, внесенными в Областной закон N 48-ОЗ "О предоставлении жилища в Свердловской области", которыми предусмотрена иная, нежели 15 кв.м., норма предоставления жилого помещения, а именно: 18 кв.м. общей площади на каждого члена семьи, и дополнительно 9 кв.м. на семью. Такая же норма предоставления предусмотрена Федеральным законом "О ветеранах", на основании которого истец была поставлена на учет в качестве нуждающейся, как член семьи погибшего.
В суде апелляционной инстанции истец Дяченко Н.А., ее представители Татькова А.А. и Сальников М.В. доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, настаивали на отмене решения суда. Представитель ответчика Администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга - Воронова А.В. возражала против отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы истца, полагая решение суда законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса (далее - ГПК) Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что Дяченко Н.А. является членом семьи погибшего военнослужащего и имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей погибших военнослужащих.
На основании Постановления ( / / )2 ... от ... истец с семьей из ... человек поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в первоочередной список как ... погибшего в период боевых действий на территории ... ветерана в соответствии со ст.ст. 31, 36 Жилищного кодекса РСФСР, п. "а" ст. 9, ст. 22 Закона Свердловской области "О предоставлении жилища в Свердловской области".
Распоряжением ( / / )2 ... от ... Дяченко Н.А. снята с учета нуждающихся в жилых помещениях по п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК Российской Федерации в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование принятого решения указано, что Дяченко Н.А. и членам ее семьи, состоящей из ... человек, принадлежат жилые помещения, а именно: по договору приватизации от ... квартира общей площадью ... кв.м. по адресу: ... ; по договору купли-продажи от ... жилой дом общей площадью ... кв.м. по адресу: ... ; а также по договору купли-продажи от ... комната площадью ... кв.м. по адресу: ... Таким образом, на каждого члена семьи приходится ... кв.м. общей площади жилого помещения. Поскольку уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения, находящегося в собственности очередника и членов его семьи, превышает норму предоставления, предусмотренную Постановлением Главы города Екатеринбурга от 31.08.2005 N 824 "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, действующих на территории муниципального образования "город Екатеринбург", граждане утратили основания, дающие им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Суд первой инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований о признании распоряжения Администрации о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, исходил из того, что в результате приобретения ... в совместную собственность комнаты площадью ... кв.м. и жилого дома площадью ... кв.м. жилищные условия семьи Дяченко Н.А. улучшились и отпали основания для учета их в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права.
Основания для снятия с учета граждан, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 01.03.2005, установлены ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до 01.03.2005 в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным п.п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
По смыслу указанных выше положений закона, Дяченко Н.А., поставленная на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 01.03.2005, могла быть снята с этого учета либо по основаниям, предусмотренным п.п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК Российской Федерации, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 01.03.2005, давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, ст. 6 Вводного закона не допускает возможности снятия с учета граждан, принятых на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 01.03.2005, по основанию, закрепленному в п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК Российской Федерации, в соответствии с которым граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Данное обстоятельство не было учтено судом первой инстанции при вынесении решения об отказе в удовлетворении исковых требований, который согласился с Распоряжением ( / / )2 ... от ... о снятии семьи Дяченко Н.А. с жилищного учета по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК Российской Федерации.
Снятие истца с учета нуждающихся в жилищных помещениях, учитывая положения ст. 6 Вводного закона, могло производиться лишь при наличии оснований, указанных в ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на момент постановки истца на учет в ... г., а не в силу п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК Российской Федерации.
Согласно ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; выезда на другое постоянное место жительства; выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.
Таких оснований судом первой инстанции установлено не было.
В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", в редакции действовавшей до 01.01.2005, членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий предоставляется мера социальной защиты в виде первоочередного бесплатного предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Согласно п. "а" ст. 22 Областного Закона от 28.04.1995 N 14-ОЗ, действовавшего до 27.05.2005, в соответствии с федеральным законом в первую очередь жилые помещения предоставляются нуждающимся в улучшении жилищных условий инвалидам Великой Отечественной войны и семьям погибших или пропавших без вести воинов (партизан) и приравненным к ним в установленном порядке лицам.
Статьей 30 указанного Закона была установлена норма предоставления жилья, в соответствии с которой минимальный размер предоставляемого жилья должен быть не менее социальной нормы площади жилья, установленной Законом Свердловской области в размере 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи из двух и более человек, и дополнительно 9 квадратных метров на семью; 33 квадратных метра - на одиноко проживающего человека.
Согласно п. 4 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ в редакции, действующей на момент вынесения оспариваемого постановления, одной из мер социальной поддержки членам семьи погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В соответствии со ст. 23.2 указанного Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ст.ст. 14-19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст. 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст. 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно п. 3 указанной статьи объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по обеспечению жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации.
Следовательно, и ранее действовавшее законодательство, и действующее в настоящее время законодательство, регулирующее вопросы предоставления мер социальной поддержки семьям погибших ветеранов боевых действий, обязывают при решении вопроса об обеспечении жильем указанной категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий учитывать определенные нормы предоставления жилья.
Поскольку семья Дяченко Н.А. состояла на учете как семья погибшего ветерана боевых действий, постольку при предоставлении жилого помещения в порядке очередности они имели бы право на получение жилого помещения исходя из нормы предоставления, предусмотренной вышеуказанными Законами.
Между тем, исходя из площади жилых помещений, находящихся в пользовании членов семьи истца, их право на улучшение жилищных условий по указанному основанию не реализовано.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о правомерности снятия истца с учета нуждающихся в жилых помещениях не может быть признан законным.
В связи с изложенным судебная коллегия находит допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального права существенными, повлиявшими на исход дела. Без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов истца, в связи с чем на основании п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК Российской Федерации решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга от 06.03.2014 отменить, вынести по делу новое решение, которым исковые требования Дяченко Н.А. удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение ( / / )2 ... от ... о снятии семьи Дяченко Н.А. с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Восстановить Дяченко Н.А. на учете в ( / / )2 ... в качестве нуждающейся в жилом помещении в первоочередном списке как семью погибшего ветерана боевых действий в соответствии с порядковым номером на ...
Председательствующий: Константинова О.В.
Судьи: Лимонова Л.Ф.
Москаленко Ю.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.