Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего
Константиновой О.В.,
судей
Москаленко Ю.П.,
Лимоновой Л.Ф.
при секретаре Поваго К.С. рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Боткина В.П. к Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга о признании распоряжения главы Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга незаконным и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по апелляционной жалобе истца на решение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 18 февраля 2014 года.
Заслушав доклад судьи Москаленко Ю.П., объяснения истца и его представителя Матовицкой Т.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика Ковалевой О.В., полагавшей оспариваемо решение законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
истец обратился в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование заявленных требований, что с ( / / ) года он проживал в г. ... совместно со своей супругой. После ее смерти в ( / / ) году истец оформил право собственности в порядке наследования на принадлежащую ей квартиру. В силу своего преклонного возраста ( ( / / ) лет), ухудшения здоровья истец продал свою квартиру в г. ... и переехал к знакомой в г. ... , где был зарегистрирован с ( / / ) года в квартире, расположенной по адресу: ... В данной квартире на него приходилась жилая площадь более учетной нормы, и кроме того, в квартире он проживал один. В ( / / ) году собственник квартиры N ... , в которой проживал истец, распорядился своим имуществом и продал указанное жилое помещение, в связи с чем истец был переселен в квартиру N ... в том же доме, где на него стало приходиться жилая площадь менее учетной нормы. С учетом данных обстоятельств истец обратился к ответчику с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, однако в этом ему было отказано, в связи с тем, что он ухудшил свои жилищные условия, продав квартиру в г. ... Истец просил признать незаконным распоряжение главы Администрации Орджоникидзевского района от ( / / ) года N N об отказе истцу в принятии его на учет граждан для целей предоставления жилых помещений, возложив на ответчика обязанность, принять истца на учет граждан для целей предоставления жилого помещения.
Решением Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 18 февраля 2014 года в удовлетворении заявленных Боткиным В.П. исковых требований было отказано.
Истец, оспаривая законность и обоснованность постановленного судом решения, в апелляционной жалобе просит его отменить, указывая на необоснованность вывода суда о том, что он умышленно ухудшил свои жилищные условия с целью постановки на учет, поскольку его переезд в г. ... носил вынужденный характер в силу его возраста и состояния здоровья. Продавая квартиру, истец не имел намерения вставать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Кроме того, денежные средства он распределил между сестрами наследодателя, и на вырученную от продажи квартиры сумму он не смог бы обеспечить себя жильем в г. ...
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного постановления, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Согласно ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
В силу ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный ст. 53 настоящего Кодекса срок.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "О ветеранах" от 12 января 1995 года N 5-ФЗ инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки обеспечение: за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Как следует из материалов дела, Боткин В.П., ( / / ) года рождения, является ... Истец с ( / / ) года проживал в г. ... совместно со своей супругой, после смерти которой принял наследство в виде квартиры, расположенной по адресу: ... , что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону от ( / / ) года.
В дальнейшем, ( / / ) года Боткин В.П. продал данную квартиру на основании договора купли-продажи за ... руб., после чего переехал на постоянное место жительства в г. ... , где был зарегистрирован в квартире, расположенной по адресу: ... , с ( / / ) . Указанная квартира находилась в единоличной собственности А. не являющегося ни родственником, ни членом семьи истца. Согласно пояснениям истца в данной квартире он проживал один, и на него приходилась жилая площадь более учетной нормы, установленной в данном муниципальном образовании ( ... кв.м).
( / / ) года А. продал указанную квартиру. С учетом данного обстоятельства истец был снят с регистрационного учета, и был зарегистрирован собственниками квартиры N ... , по новому месту жительства с ( / / ) года.
В указанной квартире зарегистрированы и проживают ... человек, и с учетом общей площади жилья ... кв.м, на каждого лица приходится по ... кв.м жилой площади, что менее учетной нормы.
После этого истец обратился в Администрацию Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга с заявлением о принятии его на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования.
Распоряжением главы Администрации Орджоникидзевского района от ( / / ) N N истцу было отказано в принятии на учет граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что не истек срок, предусмотренный ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 19 апреля 2007 года N 258-О-О, по смыслу ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Суд первой инстанции, отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, пришел к выводу о том, что истец намеренно ухудшил свои жилищные условия, продав квартиру в г. ... , не реализовав денежные средства для покупки жилья в г. ... , передав часть денежных средств сестрам наследодателя, вселившись в квартиру не к членам своей семьи.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, а также обстоятельства дела приходит к выводу о том, что выводы суда о намеренном ухудшении истцом своих жилищных условий с целью постановки на учет, является необоснованными.
Как видно из материалов дела, истец действительно в ( / / ) году продал свою квартиру в г. ... , после чего, несмотря на необеспеченность жилой площадью, с учетом своего возраста (более ... лет), состояния здоровья, подтвержденного медицинскими документами, он принял решение о переезде к близким в г. ... , поскольку полагал, что их уход за ним в будет целесообразнее социальной поддержки в г. ... от посторонних людей. При таких обстоятельствах, данные действия истца необходимо расценивать, как вынужденные. Тем самым, переезд истца в г. ... не имел под собой цели намеренного ухудшения жилищных условий.
Дальнейшие действия Боткина В.П. по регистрации в ( / / ) году в квартире, принадлежащей лицу, не являющемуся членом его семьи, где на него приходилось жилая площадь более учетной нормы, проживая в которой, по мнению истца, он не мог претендовать на улучшение жилищных условий, хотя, по мнению судебной коллегии, имел на это право в силу положений п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также последующее снятие его с регистрационного учета в связи с продажей указанного жилого помещения в ( / / ) году, что бесспорно произошло помимо воли истца, и факт вынужденной регистрации по месту жительства в ином помещении, где на каждого из проживающих приходилась жилая площадь менее учетной нормы, никоим образом нельзя расценивать как немереные действия, в результате которых гражданин может быть признан нуждающимся в жилом помещении.
Таким образом, положения ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям неприменимы, так как умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий истцом не совершалось.
Поскольку истец не является ни нанимателем жилого помещений по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, он должен быть принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и оспариваемое распоряжение ответчика закону не соответствует.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 328, ст. ст. 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 18 февраля 2014 года отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение главы Администрации Орджоникидзевского района от ( / / ) года N ... об отказе Боткину В.П. в принятии на учет граждан для целей предоставления жилых помещений.
Обязать Администрацию Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга поставить Боткина В.П. на учет граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования.
Председательствующий:
О.В. Константинова
Судьи:
Ю.П. Москаленко
Л.Ф. Лимонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.