Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Соболевой Т.Е.,
судей Белеванцевой О.А.,
Шумкова Е.С.,
при секретаре Белоусовой Е.Э.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 28 мая 2014 года гражданское дело по заявлению Некоммерческого партнерства "Содействие в правовой защите населения "Правовая основа" о признании незаконным предостережения прокурора Свердловской области, обязании отозвать предостережение
по апелляционному представлению прокурора Свердловской области
на решение Верх-Исетского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 07 марта 2014 года.
Заслушав доклад судьи Соболевой Т.Е., объяснения представителя заинтересованного лица Маренича А.В., поддержавшего доводы апелляционного представления, представителей заявителя Соколова А.В., Петрякова С.И., возражавших против доводов апелляционного представления, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Некоммерческое партнерство "Содействие в правовой защите населения "Правовая основа" (далее - Некоммерческое партнерство) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным предостережения прокурора Свердловской области N , вынесенного 18 апреля 2013 года в адрес заявителя о недопустимости нарушения законодательства о некоммерческих организациях и возложении обязанности отозвать предостережение.
В обоснование заявления указано, что поводом для вынесения оспариваемого предостережения прокурора явились факты получения Некоммерческим партнерством иностранного финансирования по двум проектам с указанием требований, предъявляемым к некоммерческим организациям, выполняющим функции иностранного агента, предусмотренным пунктом 7 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", обязанность выполнения которой у Некоммерческого партнерства отсутствует. Предостережение направлено на понуждение заявителя к подаче в уполномоченный орган заявления о включении Некоммерческого партнерства в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Отсутствуют законные основания и установленные факты, свидетельствующие о том, что Некоммерческое партнерство участвовало или намерено участвовать, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности.
В судебном заседании представители заявителя настаивали на удовлетворении заявления.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании заявление не признал.
Решением Верх-Исетского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 07 марта 2014 года заявление удовлетворено, предостережение прокурора Свердловской области N от 18.04.2013 признано незаконным с возложением обязанности устранения нарушения прав посредством отзыва предостережения.
В апелляционном представлении прокурор Свердловской области просит решение суда отменить, указывая, что решение суда является незаконным и необоснованным в связи с допущенными судом существенными нарушениями норм гражданско-процессуального и материального права, которые повлияли на исход дела.
Представителем заявителя принесены письменные возражения относительно апелляционного представления прокурора с указанием о законности и обоснованности решения суда.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционного представления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Разрешая спор, суд правильно определил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, постановил решение в соответствии с нормами материального и процессуального законодательства.
Согласно положениям статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (пункт 1).
Под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в настоящем Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации (абзац 1 пункта 6).
Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях (абзац 2 пункта 6).
Согласно абзацу 2 пункта 7 статьи 32 указанного Федерального закона некоммерческая организация, намеревающаяся после государственной регистрации осуществлять свою деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, обязана до начала осуществления такой деятельности подать в уполномоченный орган заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно руководствовался положениями статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях".
Суд исходил из того, что содержащееся в оспариваемом предостережении указание на требования пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" о своевременном представлении некоммерческой организацией в государственный орган сведений, предоставление которых необходимо для осуществления этим государственным органом его законной деятельности, и об обращении с заявлением о включении ее в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранного агента, может считаться обоснованным в случае, если имеются достоверные доказательства факта осуществления организацией политической деятельности.
Вместе с тем, в судебном заседании было установлено, что содержащаяся в предостережении, вынесенном в адрес Некоммерческого партнерства, ссылка на пункт 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" с указанием предусмотренной обязанности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, является необоснованной, поскольку деятельность указанной организации не свидетельствует о выполнении функций иностранного агента, поскольку не подтверждается исследованными судом доказательствами.
Таким образом, суд пришел к правильному и обоснованному выводу о признании незаконным обжалованного предостережения прокурора Свердловской области.
Суд исходил из того, что в ходе судебного разбирательства прокуратурой не были представлены доказательства, свидетельствующие о том, что указанная организация после вступления в силу Федерального закона от 20.07.2012 N 121-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента" участвовала или намеревается участвовать в политической деятельности на территории Российской Федерации. Следовательно, у организации отсутствовала обязанность по подаче в уполномоченный орган заявления о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 вышеуказанного Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Как следует из оспариваемого предостережения, основанием для его вынесения является заключение Некоммерческим партнерством 24.04.2012 соглашения с Генеральным консульством Великобритании о субсидировании с обязательствами для осуществления проекта: "Борьба с пытками" сроком с 01.04.2012 по 31.03.2013 общим финансированием ... , на период вынесения предостережения все денежные средства по которому были освоены. Кроме того, 27.06.2012 Некоммерческим партнерством с Национальным Фондом Демократии заключено соглашение N по проекту "Совместные действия в защиту прав и интересов граждан в местах принудительного содержания" общей суммой финансирования ... , по которому 01.02.2013 были перечислены последние денежные средства в размере ...
Фактически денежные средства расходуются на поездки по колониям для юридического консультирования заключенных и их родственников. Отчеты о расходовании денежных средств и проделанной работе подаются в указанные организации ежеквартально. В 2012 году организацией проведены общественные слушания и круглый стол на тему "Остановить "Фабрика пыток!", "Пыткам нет". Каких-либо массовых мероприятий (митинги, демонстрации, пикеты, шествия) Некоммерческое партнерство не организовывало, в последних не участвовало.
Вместе с тем, Федеральный закон от 20.07.2012 N 121-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента" в части введения пункта 6 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" вступил в действие с 21 ноября 2012 года.
Таким образом, факт получения организацией денежных средств из иностранных источников до вступления в силу указанного Федерального закона (независимо от целей), а также проведение вышеуказанных общественных слушаний и круглого стола в 2012 году без указания конкретной даты, целей их проведения и принятых решений не имеют правового значения, поскольку указанный Федеральный закон не содержит положений, придающих обратную силу предусмотренному им требованию об обращении организации с заявлением о включении ее в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранного агента и о распространении указанной нормы на прошлое время.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 08 апреля 2014 года N -П, некоммерческая организация - для того чтобы быть признанной выполняющей функции иностранного агента - должна:
быть российской некоммерческой организацией;
получать денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ);
участвовать в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, т.е. независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, участвовать (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях. Их формы могут быть самыми разнообразными: помимо собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования политические акции могут выражаться в предвыборной агитации и агитации по вопросам референдума, в публичных обращениях к органам государственной власти, в распространении, в том числе с использованием современных информационных технологий, своих оценок принимаемых государственными органами решений и проводимой ими политики, а также в других действиях, исчерпывающее законодательное установление перечня которых невозможно. При отнесении тех или иных мероприятий, к организации и проведению которых причастны некоммерческие организации, к политическим акциям, подпадающим под действие указанных законоположений, принципиальное значение должны иметь их направленность на воздействие - непосредственное или путем формирования общественного мнения - на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, а также нацеленность на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и (или) гражданского общества.
В случае если органы юстиции или прокуратуры полагают, что та или иная некоммерческая организация необоснованно уклоняется от подачи заявления о включении в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, они вправе вынести ей в целях устранения допущенных, по их мнению, нарушений требований абзаца 2 пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и части 6 статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" письменное предупреждение (подпункт 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях") или прокурорское предостережение (статья 25.1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации"), имея при этом в виду, что обязанность представления доказательств, свидетельствующих о намерении некоммерческой организации участвовать в политической деятельности или о реальном участии в таковой, лежит на них как компетентных представителях государственной власти.
Подтверждением наличия намерений участвовать в политической деятельности на территории Российской Федерации могут быть учредительные, программные и иные официальные документы некоммерческой организации, публичные выступления ее руководителей (должностных лиц), содержащие призывы к принятию, изменению или отмене тех или иных государственных решений, уведомления о проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирования, направленные данной некоммерческой организацией в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, подготовка и выдвижение законодательных инициатив, а также другие проявления социальной активности, объективно свидетельствующие о ее желании заниматься организацией и проведением политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику.
При рассмотрении судом жалобы некоммерческой организации доказывание фактов получения ею иностранного финансирования и наличия у нее намерений участвовать в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, возлагается на орган, вынесший обжалуемое предупреждение или предостережение, а установленное судом отсутствие таковых обязывает его, руководствуясь статьями 18, 19 (часть 1), 46 (части 1 и 2), 118 (часть 1) и 120 Конституции Российской Федерации , признать соответствующее предупреждение или предостережение незаконным; при этом любые объективные затруднения в оценке характера и (или) целевой направленности деятельности некоммерческой организации, получающей денежные средства или иное имущество от иностранных источников, должны толковаться исходя из презумпции законности и добросовестности такой деятельности.
С учетом установленных по делу обстоятельств, руководствуясь положениями Федерального закона "О некоммерческих организациях", суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для предостережения директора Некоммерческого партнерства о недопустимости нарушения законодательства о некоммерческих организациях с разъяснением привлечения к предусмотренной законом ответственности, поскольку в судебном заседании было установлено, что деятельность организации, в том числе в рамках заключенных соглашений, соответствует ее уставным целям, политическая деятельность организацией не осуществлялась и намерения осуществления такой деятельности также отсутствуют.
Кроме того, удовлетворяя заявление, суд правильно исходил из положений статьи 25.1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", согласно которой в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
В силу Указания Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 06.07.1999 N 39/7 "О применении предостережения о недопустимости нарушения закона" основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.
Вместе с тем, указанные основания в данном случае отсутствовали, доказательства о наличии достоверных сведений о готовящихся Некоммерческим партнерством противоправных деяниях в судебное заседание представлены не были.
Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" не содержит запретов на получение общественной организацией денежных средств и иного имущества от иностранных источников, а также предоставляет право заключать соглашения с иностранными некоммерческими неправительственными организациями, что в данном случае не является основанием для признания ее выполняющей функции иностранного агента. Перечисление в оспариваемом предостережении заключенных соглашений не свидетельствует об осуществлении организацией политической деятельности или имеющегося действительного намерения участия в политической деятельности. Доказательства обратного суду представлены не были и в материалах дела отсутствуют. Следовательно, в данном случае следует применять положения абзаца 2 пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", исходя из презумпции законности и добросовестности деятельности некоммерческой организации.
Представителем прокурора Свердловской области в судебном заседании не были представлены какие-либо доказательства, свидетельствующие о наличии у организации намерений участвовать в политической деятельности либо реального участия в политической деятельности в период до вынесения обжалуемого предостережения, несмотря на то, что обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения и его законности в силу положений статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на орган государственной власти. Ходатайства об истребовании доказательств в судебном заседании не заявлялись. Также не были представлены какие-либо опровергающие доказательства и в суде апелляционной инстанции с учетом положений статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 322 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не принимает во внимание довод апелляционного представления о том, что на момент проведения проверки в прокуратуре имелась информация от УФСБ России по Свердловской области о возможной деструктивной деятельности Некоммерческого партнерства, повлекшей массовые беспорядки в исправительных учреждениях, поскольку указанные доводы, носящие предположительный характер, в оспариваемом предостережении отсутствуют, в суде первой инстанции указанные основания заявлены не были и предметом доказывания не являлись.
Кроме того, является несостоятельным довод апелляционного представления об участии директора Некоммерческого партнерства Соколова А.В. в качестве физического лица в ряде массовых мероприятий. Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 08 апреля 2014 года N 10-П, цели воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, должны быть присущи деятельности непосредственно некоммерческой организации, но не отдельных ее членов, а потому их участие в политических акциях в личном качестве по собственной инициативе исключает применение к ней пункта 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях".
В целом апелляционное представление повторяет обжалованное заявителем предостережение, законность которого являлась предметом рассмотрения суда первой инстанции и получила надлежащую правовую оценку. Основания для иной оценки и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют.
Судебная коллегия также приходит к выводу о том, что по доводам, указанным в обжалуемом предостережении прокурора, данная организация не может быть признана специальным субъектом политической деятельности, целенаправленно участвующим в политических акциях, рассчитанных на оказание воздействия на принимаемые государственными органами решения и проводимую ими государственную политику, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.
Доводы прокурора о том, что предостережение не может рассматриваться как нарушающее права и законные интересы заявителя, не основаны на нормах законодательства, поскольку возможность обжалования решения должностного лица органа государственной власти в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не ставится в зависимость от наступления или ненаступления для организации каких-либо неблагоприятных последствий за неисполнение обжалуемого решения. Для подачи заявления достаточно оснований, указанных в статье 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Предостережение прокурора нарушает права заявителя, поскольку указывает на недопустимость нарушения заявителем законодательства о некоммерческих организациях, вывод о наличии которых является незаконным, с разъяснением в случае непринятия должных мер по недопущению нарушения закона о привлечении к ответственности, что является основанием для удовлетворения заявленных требований. В силу статьи 25.1 Федерального закона от 17.01. 1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.
Апелляционное представление не содержит указаний о допущенных судом нарушениях норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены решения суда в силу положений статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного решения по доводам апелляционного представления, в связи с чем его следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верх-Исетского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 07 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий Т.Е. Соболева
Судьи О.А. Белеванцева
Е.С. Шумков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.