Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Задорневой Н.П.
судей Савина А.Н., Меньшова С.В.
с участием секретаря судебного заседания Марусич А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования г. Ипатово - Лубяницкого А.А.
на решение Ипатовского районного суда от 11 февраля 2014 года
по иску Зубкова Романа Ивановича к администрации муниципального образования г. Ипатово о признании незаконным действия (бездействия) администрации муниципального образования г. Ипатово и об обязании заключить договор найма служебного жилого помещения,
заслушав доклад судьи Савина А.Н.,
УСТАНОВИЛА:
Квартира N ... площадью 59,1 кв.м., расположенная в доме N ... по ул. ... г ... , находится в собственности муниципального образования города Ипатово, о чем произведена запись о регистрации права в ЕГРОП 17.05.2012 года \л.д. 42\.
В ноябре 2013 года Забков Р.И. обратился в администрации муниципального образования г. Ипатово с заявлением о предоставлении ему как военнослужащему воинской части ... указанной квартиры по договору найма служебного жилого помещения \л.д. 4\.
Письмом от 26.11.2013 года в заключении данного договора Зубкову Р.И. было отказано, с чем он не согласен, обратился в суд с иском сославшись на ст. 88 Жилищного кодекса РФ, ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" \л.д. 2-3, 5-6\.
Обжалуемым решением Ипатовского районного суда от 11 февраля 2014 года исковые требования Зубкова Р.И. удовлетворены, суд обязал муниципальное образование г. Ипатово заключить с Зубковым Р.И. договор найма служебного жилого помещения \л.д. 59, 60-63\.
В апелляционной жалобе ответчик, в лице и.о.главы администрации муниципального образования г. Ипатово Лубяницкого А.А. просит решение суда отменить в связи с неправильным применением и нарушением норм материального права. Указывает, что спорная квартира не закреплена по учету за воинской частью и как специализированное муниципальное жилое помещение не может быть распределено в качестве служебного военнослужащему \л.д. 64-66\.
В возражениях на апелляционную жалобу третье лицо - ПУ ФСБ России по Карачаево-Черкесской Республике, в лице представителя Дракина А., считает изложенные в ней доводы несостоятельными \л.д. 76-78\.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, заслушав представителя ПУ ФСБ России по Карачаево-Черкесской Республике - Абрамову Н.Е., полагавшую жалобу не подлежащей удовлетворению, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.
По данным Ипатовского ГУП ЖКХ квартира N ... в доме N ... по ул. ... г. ... является служебной на основании постановления N ... от 19.01.1998 года \л.д. 21-22\.
Данная квартира по договору найма специализированного жилого помещения N ... от 09.09.2011 года была предоставлена для проживания семье Снапко С.В., как военнослужащему воинской части ... \л.д. 52-53\.
Снапко С.В. в октябре 2013 года убыл для дальнейшего прохождения военной службы в другой регион Российской Федерации \л.д. 23\.
Зубков Р.И. проходит военную службу в войсковой части ... г. Ипатово с сентября 2013 года \л.д. 24\.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В абз. 2 п. 1 этой же статьи конкретизировано, что военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Пунктом 5 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлено, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Таким образом, за военнослужащими и членами их семей закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом, реализация которого не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений к государственному жилищному фонду.
Жилищный фонд в Российской Федерации, исходя из положений ст. 19 ЖК РФ, включает наряду с государственным жилищным фондом муниципальный жилищный фонд, принадлежащий на праве собственности муниципальным образованиям.
При этом необходимо учитывать, что Федеральный закон от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не изменил положения Федерального закона "О статусе военнослужащих", закрепляющего право на повторное заселение.
Из вышеизложенного следует, что Федеральный закон от 27.05.1998 г., закрепляя особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, допускает возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда, ранее предоставленных другим военнослужащим и членам их семей при освобождении ими данных помещений.
Установив изложенные выше обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности требований истца, поскольку Зубков Р.И. на время военной службы имеет право на пользование служебным жильем, спорная квартира признана служебной, находится в муниципальной собственности, ранее была занята военнослужащим и после ее освобождения подлежит предоставлению военнослужащему.
Данный вывод суда в решении мотивирован, соответствует установленным по делу обстоятельствам, основан на нормах материального права, регулирующих возникшие правоотношения сторон, которыми руководствовался суд при рассмотрении спора и которые истолкованы и применены судом правильно, в связи с чем, оснований не согласиться с этим выводам у судебной коллегии не имеется.
Довод апелляционной жалобы о том, что Администрация не наделена полномочиями на обеспечение военнослужащих жилыми помещениями судебная коллегия считает несостоятельным, поскольку согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 25.12.2003 года N 453-О, военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам. Федеральный закон "О статусе военнослужащих" устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими право на жилище (ст. 40 Конституции РФ), в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма жилого помещения. Указано также, что законодатель, независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности, вправе установить специальный порядок их передачи (заселения) той или иной категории граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащим. Возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими, другим военнослужащим и членам их семей, положения п. 5 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, и при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается.
Пункт 5 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" является нормой прямого действия и означает, что жилищный фонд, занимаемый военнослужащими, закреплен законом за Министерством обороны Российской Федерации и, в случае освобождения такого фонда, подлежит заселению военнослужащими. При этом никто не вправе ограничивать военнослужащих и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией РФ и Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Из вышеизложенного следует, что Федеральный закон "О статусе военнослужащих", закрепляя особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, допускает возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда, ранее предоставленных другим военнослужащим и членам их семей при освобождении ими данных помещений.
Таким образом, судом правильно к спорным правоотношениям применены нормы материального права, правомерно сделан вывод об отсутствии оснований к применению заявления ответчика о пропуске срока исковой давности и принятию встречного иска.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда требованиям материального и процессуального закона не противоречит, оно постановлено с учетом всех доводов сторон и представленных ими доказательств, которые судом первой инстанции надлежащим образом исследованы и оценены, что нашло отражение в принятом решении.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, примененных судом при разрешении дела, а потому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения суда.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены состоявшегося судебного решения, поскольку не привели и не могли привести к неправильному разрешению дела (п. 3 и п. 6 ст. 330 ГПК РФ).
По изложенным мотивам оснований для отмены решение суда первой инстанции по изложенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ипатовского районного суда от 11 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования г. Ипатово - Лубяницкого А.А. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.