Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Софиной И.М.,
судей Прасол Е.В., Фроловой Ж.А.,
при секретаре судебного заседания Крюковой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 07 мая 2014 года гражданское дело по исковому заявлению к Администрации Лебяжьевского поссовета Лебяжьевского района Курганской области о признании решения незаконным, возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в жилом помещении
по апелляционной жалобе Главного управления социальной защиты населения Курганской области на решение Лебяжьевского районного суда Курганской области от 12 марта 2014 года, которыми постановлено:
"Признать незаконным отказ Администрации Лебяжьевского поссовета Лебяжьевского района Курганской области в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Обязать Администрацию Лебяжьевского поссовета Лебяжьевского района Курганской области принять на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ".
Заслушав доклад судьи Фроловой Ж.А., объяснения представителя третьего лица Главного управления социальной защиты населения Курганской области - Пригородова Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Григорьев Н.С. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Лебяжьевского поссовета Лебяжьевского района Курганской области (далее по тексту - Администрации Лебяжьевского поссовета) о признании решения незаконным, поставке на учет нуждающихся в жилом помещении.
В обоснование иска указывал, что является участником Великой Отечественной войны, состоит на регистрационном учете по месту пребывания на период с 15.01.2013 по 15.01.2015 и проживает в доме по адресу: , принадлежащем на праве собственности его знакомой В связи с отсутствием собственного жилья, в сентябре 2013 года обратился в Администрацию Лебяжьевского поссовета с заявлением о принятии на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, как участника Великой Отечественной войны. Ответом от 24.09.2013 в постановке на учет ему отказано. Истец полагал, что отказ необоснован, поскольку права на жилое помещение, иное, чем временное пребывание, не имеет, членом семьи собственника жилья не является.
Григорьев Н.С. просил суд признать незаконным отказ Администрации Лебяжьевского поссовета от 24.09.2013 в принятии его на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязать Администрацию Лебяжьевского поссовета принять его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента обращения с заявлением.
В судебном заседании представитель истца Григорьева Н.С. по доверенности Сарсакеева С.Т. на удовлетворении исковых требований настаивала.
Представитель ответчика Администрации Лебяжьевского поссовета Бурцева Т.Н., действующая на основании доверенности, с заявленными исковыми требованиями не соглашалась, поддержав доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление. Указывала, что 11.04.2013 Григорьев Н.С. намеренно ухудшил свои жилищные условия, продав принадлежавшее ему жилое помещение - доли в праве собственности на жилой дом по адресу: и снявшись с регистрационного учета по данному адресу. В настоящее время проживает и имеет временную регистрацию в доме по адресу: , общей площадью кв.м. Полагала, что в указанное жилое помещение истец вселен в качестве члена семьи собственника и с учетом общей площади жилья, а также состава семьи 2 человека обеспечен жилым помещением свыше учетной нормы.
Представитель третьих лиц Главного управления социальной защиты населения Курганской области, отдела социальной защиты населения по Лебяжьевскому району Курганской области Каршина О.В., действующая на основании доверенностей, возражала против удовлетворения исковых требований, поддержав доводы, изложенные в письменном отзыве. Считала, что истец намеренно ухудшил свои жилищные условия, продав принадлежавшую ему на праве собственности долю жилого дома, что в силу ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации до истечения пяти лет со дня совершения указанных действий не позволяет признать ответчика нуждающимся в жилом помещении и поставить на соответствующий учет. Кроме того, заявила ходатайство о применении последствий пропуска срока для обращения в суд с требованием о признании решения органа местного самоуправления незаконным.
Суд исковые требования удовлетворил, постановив изложенное выше решение.
Главное управление социальной защиты населения Курганской области с постановленным решением не согласилось, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование жалобы вновь ссылается на то, что истец намеренно ухудшил жилищные условия, продав принадлежавшую ему на праве собственности долю жилого дома. Оспаривая выводы суда о непригодности для проживания имевшегося у истца жилого помещения и жилья, в котором он проживает в настоящее время, указывает, что в силу действующего законодательства решение о признании жилого помещения непригодным для проживания уполномочен принять специализированный орган - межведомственная комиссия. В отношении проданного истцом жилья такое решение не принималось, жилое помещение заключением комиссии признано пригодным для проживания. Вновь обращает внимание на пропуск истцом срока для оспаривания решения органа местного самоуправления. Считает, что судом первой инстанции не дана надлежащая правовая оценка данным доводам.
Возражений на апелляционную жалобу от лиц, участвующих в рассмотрении дела, не поступило.
В суде апелляционной инстанции представитель третьего лица Главного управления социальной защиты населения Курганской области Пригородова Н.В., действующая по доверенности, на удовлетворении жалобы настаивала.
Иные участники спора в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще.
Руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), судебная коллегия постановила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела (п. 3 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).
Судом установлено, что истец Григорьев Н.С., года рождения, является участником Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (паспорт, удостоверение - л.д. 4-5, 7).
В период с 27.03.1979 по 25.04.2013 Григорьев Н.С. проживал и состоял на регистрационном учете в жилом помещении по адресу: . Данное жилое помещение представляет собой доли жилого дома, его общая площадь кв.м. Оно принадлежало истцу на праве собственности на основании договора от , удостоверенного нотариусом Лебяжьевского ГНК Курганской области в реестре за . 11.04.2013 Григорьев Н.С. продал принадлежавшую ему долю жилого дома и земельный участок за рублей (л.д. 12).
С 15.01.2013 Григорьев Н.С. зарегистрирован по месту пребывания в доме общей площадью кв.м по адресу: на период по 15.01.2015 (свидетельство о регистрации по месту пребывания от 15.01.2013 - л.д. 9). В ходе рассмотрения дела установлено и лицами, участвующими в деле не оспаривалось, что собственником данного жилого помещения является племянница истца
Согласно уведомлениям Управления Росреестра по Курганской области от 29.08.2013, от 05.03.2014, сообщению Лебяжьевского филиала ГУП Курганской области "Кургантехинвентаризация" от 14.08.2013 Григорьев Н.С. не имеет в собственности недвижимого имущества, в том числе жилого помещения (л.д. 34, 75, 31).
В сентябре 2013 года Григорьев Н.С. обратился в Администрации Лебяжьевского поссовета с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Письмом от 24.09.2013 Глава Лебяжьевского поссовета уведомил истца об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, поскольку он обеспечен жилым помещением сверх установленной учтенной нормы (л.д. 10).
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" гарантировано обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
Статья 13 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" предусматривает систему мер социальной поддержки ветеранов, в том числе получение и содержание жилых помещений.
Согласно ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" и Указу Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" полномочия по обеспечению жильем лиц, имеющих право на соответствующие меры социальной поддержки, переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" инвалиды Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, однократно обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета, независимо от их имущественного положения.
По смыслу вышеприведенной нормы закона право на указанную меру социальной поддержки имеют не все участники Великой Отечественной войны, а лишь нуждающиеся в жилом помещении.
Условия нуждаемости граждан в жилых помещениях определяются нормами жилищного законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Часть 4 ст. 50 ЖК РФ определяет понятие учетной нормы площади жилого помещения, которой является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии со ст. 2 Закона Курганской области от 07.09.2005 N 66 "О предоставлении жилых помещений в Курганской области" и решением Лебяжьевской поселковой Думы от 27.02.2006 N 81 "Об установлении размера учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" учетная норма в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена в размере 15 кв.м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Статья 53 ЖК РФ предусматривает, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Аналогичное условие содержится в ст. 7 Курганской области от 07.09.2005 N 66 "О предоставлении жилых помещений в Курганской области".
В силу п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается, в частности в случае, если не истек предусмотренный ст. 53 настоящего Кодекса срок, то есть пять лет.
Удовлетворяя исковые требования Григорьева Н.С., суд установил нуждаемость истца в получении жилья исходя из того, что он не является нанимателем или собственником жилого помещения, членом семьи нанимателя или собственника жилья, умышленного ухудшения жилищных условий не произвел, так как переехал к и продал свое жилое помещение в связи с состоянием здоровья, невозможностью проживания без постороннего ухода.
Судебная коллегия находит данный вывод суда противоречащим обстоятельствам дела.
До продажи жилого помещения общей площадью кв.м, расположенного по адресу: , Григорьев Н.С. был обеспечен жилой площадью более учетной нормы, установленной решением Лебяжьевской поселковой Думы от 27.02.2006 N 81 "Об установлении размера учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма", проживал и состоял на регистрационном учете по указанному адресу один, то есть не являлся нуждающимся и не имел права состоять на учете на улучшение жилищных условий.
На момент обращения Григорьева Н.С. в Администрацию Лебяжьевского поссовета с заявлением о постановке на учет нуждающихся в получении жилья установленный ст. 53 ЖК РФ пятилетний срок не истек.
Допустимых доказательств в соответствии со ст. 15 ЖК РФ и Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, в подтверждение того, что отчужденное жилое помещение было непригодно для проживания, суду не представлено. Более того, в соответствии с п. 5 договора купли-продажи от истец передал покупателю жилое помещение в состоянии пригодном для проживания.
Отсутствие того или иного вида благоустройства дома не предусмотрено жилищным законодательством как основание для постановки гражданина на учет нуждающихся в получении жилья.
Вывод суда о том, что действия Григорьева Н.С. по ухудшению жилищных условий, носили вынужденный характер в связи с преклонным возрастом и состоянием здоровья, нуждаемостью в постороннем уходе, невозможностью самостоятельно обслуживать жилое помещение, не подтвержден достаточными доказательствами по делу.
То обстоятельство, что по сведениям ГБУ "Лебяжьевская ЦРБ" Григорьев Н.С. нуждается в постоянном постороннем уходе по состоянию здоровья, не означает, что для оказания такого ухода были необходимы переезд истца в дом к племяннице и отчуждение собственного жилья. Тем более, что , допрошенная судом в качестве свидетеля, поясняла, что и ранее осуществляла уход за Григорьевым Н.С., а также его обслуживал социальный работник.
Что касается невозможности содержания истцом жилого дома, то данное обстоятельство не свидетельствует о действительной необходимости отчуждения принадлежащего на праве собственности жилого помещения. К тому же реализовав недвижимое имущество, истец мог обеспечить себя другим подходящим жильем.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что Григорьевым Н.С. совершены намеренные действия, направленные на ухудшение своих жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении и последующее получение единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения за счет средств федерального бюджета. В такой ситуации у истца отсутствует право постановки на соответствующий учет до истечения предусмотренного законом пятилетнего срока со дня отчуждения жилого помещения, а у ответчика - основания к принятию его на такой учет.
Постановленное судом решение нельзя признать законным и обоснованным. Оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лебяжьевского районного суда Курганской области от 12 марта 2014 года отменить.
В удовлетворении исковых требований к Администрации Лебяжьевского поссовета Лебяжьевского района Курганской области о признании решения незаконным, возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в жилом помещении отказать.
Судья-председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.