Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Бурматовой Н.В.,
судей Литвиновой И.В., Безносовой Е.И.,
при секретаре судебного заседания Капитулиной О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 20 мая 2014 года гражданское дело по иску Сычевой Н.Г. к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области о взыскании компенсации в виде ежемесячной денежной выплаты,
по апелляционной жалобе Главного управления социальной защиты населения Курганской области на решение Шадринского районного суда Курганской области от 5 марта 2014 года, которым постановлено:
"исковые требования о взыскании компенсации в виде ежемесячной денежной выплаты удовлетворить.
Признать за право на получение ежемесячной денежной выплаты по категории "Труженик тыла" с 21 мая 2007 года.
Взыскать с Главного управления социальной защиты населения Курганской области в пользу сумму невыплаченной ежемесячной денежной выплаты по категории "Труженик тыла" за период с 21 мая 2007 года по апрель 2013 года в размере ".
Заслушав доклад судьи областного суда Бурматовой Н.В., объяснения представителя Главного управления социальной защиты населения Курганской области Пригородовой Н.В., Сычевой Н.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сычева Н.Г. обратилась в суд с иском к филиалу Главного управления социальной защиты населения Курганской области - отделу социальной защиты населения по г. Шадринску (далее - филиал ГУ СЗН Курганской области - ОСЗН по г. Шадринску) о взыскании компенсации в виде ежемесячной денежной выплаты.
В обоснование исковых требований указала, что с по проживала в д. , подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча в 1951 году в связи с аварией на Производственном объединении "Маяк". Также указала, что является тружеником тыла, в связи с чем получала ежемесячную денежную выплату. 15.01.2007 ей была установлена инвалидность группы по заболеванию. С 08.02.2007 она стала получать ежемесячную денежную выплату в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", одновременно ей была прекращена выплата льгот как "труженику тыла". 27.04.2007 она прошла переосвидетельствование, в результате которого ей была установлена группа инвалидности по заболеванию, связанному с последствиями радиационных воздействий. Указала, что имеет право на получение выплат как инвалид по заболеванию, связанному с последствиями радиационных воздействий, и как труженик тыла. Считала, что ей незаконно была прекращена единовременная выплата как труженику тыла, в связи с чем просила взыскать данную выплату за период с марта 2007 года по апрель 2013 года.
На основании изложенного просила взыскать с филиала ГУ СЗН Курганской области - ОСЗН по г. Шадринску компенсацию в виде ежемесячной денежной выплаты с индексацией с марта 2007 года по апрель 2013 года в сумме .
В ходе рассмотрения дела Сычева Н.Г., оставив обоснование иска прежним, уточнила исковые требования, просила признать решение филиала ГУ СЗН Курганской области - ОСЗН по г. Шадринску от 07.02.2007 о прекращении ей ежемесячной денежной выплаты по категории "труженик тыла" необоснованным и отменить его; признать за ней право на получение ежемесячной денежной выплаты по категории "труженик тыла" с мая 2007 года; взыскать с ответчика сумму ежемесячной денежной выплаты за период с 10.05.2007 по 30.04.2013 в размере .
Определением суда от 05.03.2014 было прекращено производство по делу в части требований о признании решения филиала ГУ СЗН Курганской области - ОСЗН по г. Шадринску от 07.02.2007 о прекращении выплаты ежемесячной денежной выплаты Сычевой Н.Г. по категории "труженик тыла" необоснованным и его отмене в связи с отказом истца от исковых требований в данной части.
Также указанным определением суда по ходатайству истца была произведена замена ненадлежащего ответчика филиала ГУ СЗН Курганской области - ОСЗН по г. Шадринску на надлежащего ответчика ГУ СЗН Курганской области.
В судебном заседании истец Сычева Н.Г. на удовлетворении требований настаивала по доводам, указанным в иске, дополнительно сообщила, что в мае 2007 года представила в филиал ГУ СЗН Курганской области - ОСЗН по г. Шадринску документы о том, что имеет право на льготы как лицо, подвергшееся воздействию радиации в результате аварии на Производственном объединении "Маяк", в связи с чем ей должна была быть возобновлена выплата как труженику тыла. Указала, что неоднократно обращалась к специалистам филиала ГУ СЗН Курганской области - ОСЗН по г. Шадринску по вопросу ежемесячной денежной выплаты как труженику тыла, но ей разъясняли, что она имеет право только на одну из выплат и получает выплату как лицо, подвергшееся воздействию радиации в результате аварии на Производственном объединении "Маяк", написать заявление ей не предлагали, бланк заявления не предоставляли.
Представитель ответчика ГУ СЗН Курганской области в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, указав, что в связи с установлением истцу 15.01.2007 группы инвалидности бессрочно по общему заболеванию и назначением ей с 08.02.2007 ежемесячной денежной выплаты на федеральном уровне, выплата ежемесячной денежной выплаты как труженику тыла с 01.03.2007 была прекращена. Согласно п. 2.1 Положения о порядке осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 21.12.2004 N 443 (далее - Положение), граждане, имеющие право на получение ежемесячной денежной выплаты, подают письменное заявление об установлении выплаты в орган социальной защиты населения по месту жительства. После установления 27.04.2007 Сычевой Н.Г. инвалидности по причине воздействия радиации вследствие неблагоприятных факторов во время проживания на территории, загрязненной в результате сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, истец с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты по категории "труженик тыла" обратилась только 06.05.2013, до этого времени заявлений и документов для назначения данной выплаты от истца не поступало. Также указал, что не может пояснить, почему истцу не была разъяснена возможность обращения с заявлением для назначения выплаты как труженику тыла, возможно ранее истцу была дана неверная консультация.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ СЗН Курганской области просит отменить решение суда и принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указывает, что согласно Положению ежемесячная денежная выплата назначается гражданину только на основании его волеизъявления, выраженного в письменной форме, путем подачи соответствующего заявления, со дня обращения с указанным заявлением. В судебном заседании нашел отражение тот факт, что Сычевой Н.Г. 21.05.2007 было разъяснено о порядке назначения ежемесячной денежной компенсации по категории "труженик тыла". Истец не представила доказательств того, что обращалась с письменным заявлением об установлении ей ежемесячной денежной выплаты по категории "труженик тыла" либо устно обращалась по вопросу назначения данной выплаты до 2013 года. По инициативе ГУ СЗН Курганской области такая выплата не может быть назначена.
В возражениях на апелляционную жалобу Сычева Н.Г. просит решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель ГУ СЗН Курганской области доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, истец Сычева Н.Г. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила решение суда оставить без изменения, считая его законным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе, в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов субъектов Российской Федерации.
Такие законы, согласно ст. 76 (ч. 5) Конституции Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Таким образом, участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.
Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах") установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
Из материалов дела усматривается, что истец Сычева Н.Г., года рождения, является тружеником тыла, имеет право на льготы, предусмотренные ст. 20 Федерального закона "О ветеранах", что подтверждается дубликатом удостоверения (л.д. 15).
истец обратилась в отдел социальной защиты населения Администрации г. Шадринска с заявлением об установлении в соответствии с Законом Курганской области от 03.12.2004 N 3 с ежемесячной денежной выплаты по ст. 20 Федерального закона "О ветеранах" (л.д. 49).
С Сычева Н.Г. являлась получателем ежемесячной денежной выплаты как труженик тыла в размере . (л.д. 48-об).
В результате проведенного 15.01.2007 освидетельствования Сычевой Н.Г. бессрочно была установлена группа инвалидности по общему заболеванию (л.д. 13).
08.02.2007 Сычева Н.Г. обратилась в ГУ-УПФ РФ в г. Шадринске и Щадринском районе с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты по категории "инвалиды" (л.д. 119), в связи с чем с 08.02.2007 истцу назначена ежемесячная денежная выплата по категории "инвалиды" в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (л.д. 118).
В связи с установлением инвалидности и назначением ежемесячной денежной выплаты в качестве инвалида Сычевой Н.Г. с марта 2007 года прекратили ежемесячную денежную выплату, которую она получала в качестве труженика тыла в соответствии с Законом Курганской области от 03.12.2004 N 845 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Российской Федерации" (л.д. 44).
Прекращение ежемесячной денежной выплаты истцу в соответствии с Законом Курганской области от 03.12.2004 N 845 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Российской Федерации" при назначении ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не противоречило действующему законодательству, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 28.1 указанного Федерального закона если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему Федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18.06.1992 N 3061-1), Федеральным законом от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.
Аналогичное положение содержит и п.1.4 Положения о порядке осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан, утвержденное Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 21.12.2004 N 443 (если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по федеральному законодательству и по закону Курганской области независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18.06.1992 N 3061-1), Федеральным законом от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по федеральному законодательству, либо по закону Курганской области по выбору гражданина).
27.04.2007 было установлено, что причиной инвалидности Сычевой Н.Г. является заболевание, связанное с последствиями радиационных воздействий (л.д. 14).
10.05.2007 Сычевой Н.Г. было выдано удостоверение, в соответствии с которым она имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (л.д. 84).
21.05.2007 Сычева Н.Г. обратилась за назначением ей выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Так как установление ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (такая выплата истцу была назначена 21.05.2007), является исключением из приведенных выше положений о предоставлении одной ежемесячной денежной выплаты либо по одному из федеральных законов, либо по федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, истец, являясь получателем ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" имела право и на получение ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Курганской области от 03.12.2004 N 845 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Российской Федерации" как труженик тыла с 21.05.2007. Данное право истца представителем ответчика не оспаривалось ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции.
По пояснениям представителя ответчика истец с письменным заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты в период с 21.05.2007 по 06.05.2013 не обращалась.
Действительно материалами дела подтверждено, что истец с письменным заявлением к ответчику не обращалась, но причиной отсутствия письменного обращения являлось полученное истцом разъяснение о том, что ежемесячная денежная выплата назначается только по одному основанию. Факт устного обращения истца подтвержден показаниями свидетеля
В соответствии с Положением о филиале Главного управления социальной защиты населения Курганской области - отделе социальной защиты населения по г. Шадринску основными задачами филиала являются в том числе реализация федеральных и областных законов по предоставлению гражданам мер социальной поддержки. В связи с возложенными на него задачами филиал определяет право граждан на получение мер социальной поддержки и осуществляет формирование и ведение на территории муниципального образования персонифицированного банка данных лиц, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и Курганской области; определяет право отдельных категорий граждан, проживающих в сельской местности и рабочих поселках Курганской области, в том числе вышедших на пенсию, на получение мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Курганской области, осуществляет непосредственно или через средства массовой информации разъяснение норм законодательства по вопросам, относящимся к компетенции филиала (л.д. 32, 33).
В данном случае ответчик в лице филиала Главного управления социальной защиты населения Курганской области - отдела социальной защиты населения г. Шадринска приведенные выше задачи и функции не исполнил надлежащим образом, доказательств обратного в материалы дела не представлено. В результате действий ответчика истцом не получены денежные средства в виде ежемесячной денежной выплаты за период с 21.05.2007 по апрель 2013 года в общей сумме, исходя из условного расчета, представленного ответчиком, ., которая обоснованно взыскана с ответчика в пользу истца.
Довод апелляционной жалобы относительно заявительного характера реализации права на меры социальной поддержки, не может быть принят во внимание, поскольку то обстоятельство, что меры социальной поддержки предоставляются на основании письменного заявления установлено действующим законодательством, денежные средства в размере ежемесячной денежной компенсации за период с 21.05.2007 по апрель 2013 года взысканы с ответчика в связи с неисполнением последним задач и функций, предусмотренных Положением о филиале.
Таким образом, при вынесении обжалуемого решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства и правильно применены нормы материального и процессуального права. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют материалам дела и требованиям закона, доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Как видно из представленного в материалы дела Положения о филиале, пояснений представителя ответчика, данных в суде апелляционной инстанции, филиал не является юридически лицом, но наделен правом ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет в кредитных организациях, лицевой счет получателя средств в органе федерального казначейства, гербовую печать, поэтому судебная коллегия находит возможным дополнить резолютивную часть решения суда указанием о взыскании денежных средств в пользу истца Сычевой Н.Г. с Главного управления социальной защиты населения Курганской области в лице филиала Главного управления социальной защиты населения Курганской области - отдела социальной защиты населения по г. Шадринску.
Руководствуясь ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шадринского районного суда Курганской области от 5 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления социальной защиты населения Курганской области - без удовлетворения.
Дополнить резолютивную часть решения суда указанием о взыскании в пользу суммы невыплаченной ежемесячной денежной выплаты по категории "Труженик тыла" за период с 21 мая 2007 года по апрель 2013 года в размере с Главного управления социальной защиты населения Курганской области в лице филиала Главного управления социальной защиты населения Курганской области - отдела социальной защиты населения по г. Шадринску.
Судья - председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.