Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Софиной И.М.
судей Фоминой А.И., Фроловой Ж.А.,
с участием прокурора Федоровской Н.М.,
при секретаре судебного заседания Крюковой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 20 мая 2014 года гражданское дело по заявлению Государственного учреждения - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о предоставлении отсрочки исполнения решения Курганского городского суда Курганской области от 15 августа 2013 года
по частной жалобе Государственного учреждения - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на определение Курганского городского суда Курганской области от 28 марта 2014 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявления ГУ - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о предоставлении отсрочки исполнения решения Курганского городского суда от 15.08.2013 года по иску прокурора г. Кургана в интересах Кириенко В.К. к ГУ - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение до 31.05.2014 года отказать".
Заслушав доклад судьи Фроловой Ж.А., мнение прокурора, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Государственное учреждение - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту - ГУ-КРО ФСС РФ) обратилось в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Курганского городского суда Курганской области от 15.08.2013 на срок до 31.05.2014.
В обоснование требований указывало, что решением Курганского городского суда Курганской области от 15.08.2013 удовлетворены исковые требования прокурора города Кургана, на ГУ-КРО ФСС РФ возложена обязанность предоставить Кириенко В.К. и сопровождающему его лицу путевки на санаторно-курортное лечение за 2012 год за счет средств федерального бюджета с предоставлением бесплатного проезда до места лечения и обратно. Определением Курганского городского суда Курганской области от 17.12.2013 была предоставлена отсрочка исполнения указанного решения суда до 01.03.2014. Невозможность исполнения решения суда обосновывало тем, что на 2014 год стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных организациях в соответствии с подп. "а" п. 11 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 N 864, не установлена.
В судебном заседании представитель заявителя ГУ-КРО ФСС РФ по доверенности Мироненко Е.В. на удовлетворении заявленных требований настаивала, поддержав доводы, изложенные в заявлении.
Прокурор прокуратуры города Кургана Мельникова М.Д. против удовлетворения заявленных требований возражала, поясняла, что длительное неисполнение решения суда нарушает права взыскателя.
Законный представитель заинтересованного лица Кириенко В.К., представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы судебных приставов России по Курганской области в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещались надлежаще.
Суд в удовлетворении заявленных требований отказал, постановив вышеуказанное определение.
В частной жалобе ГУ-КРО ФСС РФ просит определение суда отменить, заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда разрешить по существу. Считает, что суд первой инстанции не принял во внимание и не дал оценку предпринимаемым им мерам к исполнению решения суда: направлению заявки о потребности в выделении дополнительных ассигнований на оплату санаторно-курортных путевок при недостаточности выделенных из федерального бюджета средств на указанные цели в 2012 и 2013 годах; распределению приобретенных на выделенные средства путевок со сроком лечения 21 день в санаторно-курортных учреждениях; выполнению процедуры заключения контракта на оказание услуг по санаторно-курортному лечению граждан на 2014 год, окончание которой в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" назначено на 29.04.2014, в связи с чем оказание услуг по санаторно-курортному лечению станет возможным лишь с июня 2014 года. Указывает, что несоблюдение процедуры заключения государственного контракта повлечет невозможность исполнения решения суда. Полагает, что в данном случае имеются основания для отсрочки исполнения решения суда.
Возражения на частную жалобу от лиц, участвовавших в рассмотрении дела, не поступили.
Частная жалоба рассмотрена судебной коллегией в порядке ст. 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела и обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены определения суда.
Из материалов дела усматривается, что решением Курганского городского суда Курганской области от 15.08.2013 удовлетворены исковые требования прокурора города Кургана Курганской области, на ГУ-КРО ФСС РФ возложена обязанность предоставить Кириенко В.К. и сопровождающему его лицу путевку на санаторно-курортное лечение за 2012 год с оплатой проезда до места лечения и обратно за счет средств федерального бюджета (л.д. 30-33).
Решение суда вступило в законную силу 15.10.2013, выдан исполнительный лист серии в отношении должника ГУ-КРО ФСС РФ (л.д. 36-37).
По ходатайству прокурора города Кургана исполнительные листы направлены для принудительного исполнения в Управление Федеральной службы судебных приставов России по Курганской области (л.д. 38).
Постановлением судебного пристава-исполнителя Курганского городского отдела судебных приставов по взысканию с юридических лиц и исполнению исполнительных документов неимущественного характера Управления Федеральной службы судебных приставов России по Курганской области от 28.10.2013 возбуждено исполнительное производство в отношении должника ГУ-КРО ФСС РФ, одновременно должнику установлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа - 5 дней (л.д. 43).
Требования исполнительного документа ГУ-КРО ФСС РФ до настоящего времени не исполнены.
Статьей 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и ст. 13 ГПК РФ установлено, что вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 203, ст. 434 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Аналогичные положения содержит ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Основанием для отсрочки исполнения решения суда могут являться конкретные обстоятельства, свидетельствующие о том, что имущественное положение должника не позволяет исполнить решение суда в установленный срок.
При решении вопроса о предоставлении отсрочки или рассрочки суд должен учитывать как интересы должника, так и взыскателя. Возможность изменения сроков исполнения решения не должна являться инструментом для безосновательного затягивания исполнения судебного решения.
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2008 N 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции" разъясняет, что при рассмотрении указанных заявлений с учетом необходимости своевременного и полного исполнения решения или приговора в части имущественного взыскания суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке), и материалы исполнительного производства, если исполнительный документ был предъявлен к исполнению (п. 23).
Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.04.2006 N 104-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Хакимова Рустема Райшитовича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 203 ГПК РФ", основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
Обосновывая необходимость предоставления отсрочки исполнения решения суда, заявитель ссылался на то, что Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с подп. "а" п. 11 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 N 864, не установлена стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных организациях на 2014 год, что препятствует проведению конкурсных процедур.
Данные доводы правильно не приняты судом в качестве основания для отсрочки исполнения решения суда в связи со следующим.
В соответствии с п. 3 ст. 6.5 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение названного положения закона постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 N 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, согласно п. 4 которых финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, в том числе Фондом социального страхования Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Согласно подп. "а" п. 11 указанных Правил средства на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются на оплату стоимости путевок санаторно-курортным организациям, отобранным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Выдача гражданам путевок осуществляется при наличии медицинских показаний и справки учреждения здравоохранения. Стоимость 1 дня пребывания в санаторно-курортной организации, определяемая с учетом прогнозного количества лиц, имеющих медицинские показания к получению санаторно-курортного лечения, и размер средств, выделяемых на финансовое обеспечение указанной меры социальной поддержки, определяются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Довод заявителя об отсутствии нормативно установленной стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных организациях на 2014 год обоснованно не принят судом, поскольку противоречит фактическим обстоятельствам дела. Так, стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях в 2014 году установлена приказом Минтруда России от 19.12.2013 N 750н, зарегистрированном в Минюсте России 03.03.2014 за N 31474, опубликованном в номере 56 Российской газеты от 12.03.2014 и вступившим в законную силу 23.03.2014 (л.д. 63). Также в материалы дела представлены сведения об объявлении открытого конкурса на оказание в 2014 году услуг по санаторно-курортному лечению граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (л.д. 64-92).
Установив все имеющие значение для рассмотрения заявления обстоятельства и дав им правильную правовую оценку, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований исключительного характера для предоставления отсрочки исполнения решения суда.
Судебная коллегия считает определение суда первой инстанции соответствующим требованиям закона, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены определения не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 331-333, ч. 1 ст. 334 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение Курганского городского суда Курганской области от 28 марта 2014 года оставить без изменения, частную жалобу государственного учреждения - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Судья - председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.