Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Бурматовой Н.В.,
судей Ушаковой И.Г., Литвиновой И.В.
при секретаре судебного заседания Капитулиной О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 20 мая 2014 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Юргамышского района Курганской области, действующего в интересах Ряснянской Е.Л., к Администрации Юргамышского района Курганской области, МУ "Финансовый отдел Администрации Юргамышского района Курганской области" о признании права на меры социальной поддержки, взыскании денежных средств
по апелляционной жалобе МУ "Финансовый отдел Администрации Юргамышского района Курганской области"
на решение Юргамышского районного суда Курганской области от 26 февраля 2014 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Юргамышского района в интересах Раснянской к Администрации Юргамышского района Курганской области, муниципальному учреждению "Финансовый отдел администрации Юргамышского района Курганской области" о признании права на меры социальной поддержки в виде предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления жилого помещения в полном объеме без учета норм потребления коммунальных услуг, взыскании денежные средства, затраченных на оплату расколки дров - удовлетворить.
Признать за Раснянской право на меры социальной поддержки в виде предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления жилого помещения в полном объеме без учета норм потребления коммунальных услуг.
Взыскать с муниципального образования Юргамышский район Курганской области в лице муниципального учреждения "Финансовый отдел администрации Юргамышского района Курганской области" за счет средств бюджета муниципального района в возмещение расходов по расколке дров в пользу Раснянской за период с 01.01.2011 года по 31.12.2012 года деньги в сумме рубля.".
Заслушав доклад судьи областного суда Литвиновой И.В., мнение прокурора Половниковой А.А., выразившей согласие с решением суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Юргамышского района Курганской области обратился в суд с иском в интересах Ряснянской Е.Л. к Администрации Юргамышского района Курганской области, МУ "Финансовый отдел Администрации Юргамышского района Курганской области" о признании права на меры социальной поддержки, взыскании денежных средств. Изменив исковые требования, в их обоснование указывал, что Ряснянская Е.Л. как педагогический работник МКОУ "Красноуральская средняя общеобразовательная школа" имеет право на меры социальной поддержки в виде полного возмещения расходов на отопление, в частности, возмещения расходов, понесенных истцом по расколке дров. Дрова в рамках реализации положений Закона Курганской области N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городскою типа.) на территории Курганской области" предоставлялись педагогическим работникам Юргамышского района в не расколотом виде. По информации, предоставленной ГУП " Юргамышский лесхоз" стоимость расколки одного куб. м дров в 2011 и 2012 годах составляла руб. Полагал, что предоставление дров, не готовых к употреблению нарушает право истца на гарантированное федеральным законодательством бесплатное жилое помещение с отоплением. Незаконными действиями органов местного самоуправления муниципального образования Юргамышского района по отказу в предоставлении меры социальной поддержки Ряснянской Е.Л. причинены убытки - расходы, связанные с оплатой услуг по расколке дров. С учетом измененных требований просил признать за Ряснянской Е.Л. право на меры социальной поддержки в виде предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления жилого помещения в полном объеме без учета норм потребления коммунальных услуг, взыскать с МУ "Финансовый отдел Администрации Юргамышского района Курганской области" в пользу Ряснянской Е.Л. денежные средства, затраченные на расколку дров за период с 01.01.2011 по 31.12.2012 в сумме руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Курганской области, Главное управление социальной защиты населения Курганской области, МКОУ "Красноуральская средняя общеобразовательная школа".
В судебном заседании Ряснянская Е.Л. и представитель прокуратуры Юргамышского района Курганской области - Шабуров В.И. на исковых требованиях настаивали, дав пояснения согласно изложенным в иске доводам. Ряснянская Е.Л. поясняла, что в 2011 и 2012 годах ее дом отапливался за счет индивидуального котла на твердом топливе. В указанный период дрова ей привозил ИП Калин В.А. в объеме 41,4 куб.м ежегодно в не расколотом виде. Расходы по расколке дров ей не компенсированы.
Представитель Администрации Юргамышского района Курганской области - Девяшина И.С. в судебном заседании с исковыми требованиями не соглашалась, поскольку возмещение расходов по расколке дров не предусмотрена действующим законодательством.
Представитель МКОУ "Красноуральская средняя общеобразовательная школа" - Шаляпина Г.В. исковые требования поддержала в полном объеме, поясняла, что педагогические работники в 2011-2012 годах приобретали дрова самостоятельно, впоследствии данные расходы были им компенсированы через Отдел образования, расходы по расколке дров им не компенсированы, поскольку это не предусмотрено законодательством.
Представители МУ "Финансовый отдел Администрации Юргамышского района Курганской области", МУ "Отдел образования Администрации МО Юргамышский район", Правительства Курганской области, Министерства финансов Российской Федерации в лице УФК по Курганской области, Главного управления социальной защиты населения Курганской области, Финансового управления Курганской области в судебное заседание не явились, в письменных ходатайствах просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Юргамышским районным судом Курганской области постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель МУ "Финансовый отдел Администрации Юргамышского района Курганской области" просит решение суда в части взыскания возмещения расходов по расколке дров отменить. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии с федеральным законодательством размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Нормами действующего законодательства возмещение расходов по расколке дров не предусмотрено. Полагает, что компенсация затрат на расколку дров повлечет увеличение расходов соответствующего бюджета на оплату не предусмотренных законом мер социальной поддержки. Кроме того, Законом Курганской области N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области" не предусмотрено предоставление дров именно в расколотом виде, следовательно, исковые требования являются необоснованными.
В возражениях относительно апелляционной жалобы Ряснянская Е.Л. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу МУ "Финансовый отдел Администрации Юргамышского района Курганской области" - без удовлетворения.
Представитель Правительства Курганской области в отзыве выражает свое согласие с доводами апелляционной жалобы ответчика, полагая их обоснованными.
В суд апелляционной инстанции стороны не явились, извещены своевременно о времени и месте судебного заседания. Представитель Правительства Курганской области в письменном ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Судебная коллегия в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, в порядке ст. 327 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Материалами дела установлено, что Ряснянская Е.Л. с 04.09.1991 зарегистрирована и проживает по адресу: , что подтверждается копией паспорта серии (л.д. 11).
Согласно копи трудовой книжки, Ряснянская Е.Л является педагогическим работником (учитель труда и ИЗО) МКОУ "Красноуральская средняя общеобразовательная школа" (л.д. 7-10).
Как педагогическому работнику Ряснянской Е.Л. в 2011-2012 годах предоставлялись меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на освещение и отопление жилых помещений, иными социальными льготами по оплате жилого помещения на территории Юргамышского района Курганской области она не пользуется, о чем свидетельствуют справки МКОУ "Кипельская средняя общеобразовательная школа", Главного управления социальной защиты населения Курганской области - Отдел социальной защиты населения по Юргамышскому району (л.д. 46, 47, 51, 123, 125).
В соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 "Об образовании" в редакции, действовавшей в спорный период до 11.01.2011, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались до 11.01.2011 правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
В силу ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций, в период спорных правоотношений сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 01.03.2005 в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ, было предусмотрено, что специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
Таким образом, права педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, предусмотренные абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", после 01.03.2005 федеральным законодателем были сохранены.
Размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях (ст. 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг").
Статьей 2 Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области" определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки. К ним, в частности, отнесены педагогические работники образовательных учреждений.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 в редакции, действовавшей в спорный период, педагогическим работникам образовательных учреждений предоставляются меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), освобождения от оплаты отопления и освещения жилого помещения.
Согласно справке Администрации Красноуральского сельсовета Юргамышского района Курганской области от 22.11.2013 , Ряснянская Е.Л. с супругом Ряснянским С.В. проживает в жилом доме общей площадью 124,3 кв.м с печным отоплением по адресу: (л.д. 18).
Указанный дом и земельный участок, на котором он расположен, принадлежат на праве собственности Ряснянской Е.Л., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии от 06.07.209, серии от 06.07.2009 (л.д. 13, 14).
В соответствии с техническим паспортом на индивидуальный жилой дом вышеуказанный жилой дом отапливался твердым топливом.
В 2011 и 2012 годах Ряснянская Е.Л. приобретала дрова в не расколотом виде по 41,4 куб. м ежегодно за счет собственных средств, что подтверждается квитанциями от 18.04.2011 на сумму руб. и от 23.03.2012 на сумму руб., впоследствии указанные расходы были ей возмещены, что сторонами по делу не оспаривалось.
По сведениям ИП Калина В.А. в 2011 и 2012 годах Ряснянской Е.Л. предоставлялись дрова лиственных пород в объеме по 41,4 куб. м ежегодно отдельными поленьями длиной 0,5 м, не расколотыми (л.д. 124).
В соответствии с представленными в материалы дела договорами о возмездном оказании услуг от 20.05.2011 и от 15.06.2012, заключенными между Ряснянской Е.Л. и Гагариным А.В., истцу были оказаны услуги по расколке дров, стоимость которых в общей сумме составляла руб. из расчета стоимости 1 куб. м расколки дров руб. (л.д. 21, 22).
22.11.2013 Ряснянская Е.Л. обратилась в Отдел образования Юргамышского района с заявлением о выплате ей компенсации указанных расходов за 2011 и 2012 годы. В предоставлении возмещения ей было отказано.
Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 18.10.2005 N 379, утвержден "Порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа на территории Курганской области", который определяет правила компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лицам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области.
Согласно п. 6 данного Порядка педагогические работники образовательных учреждений ежемесячно по месту работы представляют документы, содержащие сведения о суммах платежей за жилье и коммунальные услуги за предшествующий месяц: документы о полной оплате жилого помещения и коммунальных услуг, начисленных за предшествующий месяц; справку органов местного самоуправления о приобретении топлива за счет собственных средств с учетом услуг по его доставке (для лиц, проживающих в жилых помещениях, не имеющих централизованного отопления).
Пунктом 9 Порядка установлено, что начисление и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лицам, указанным в п. 2 разд. 1 настоящего Порядка, осуществляется по месту работы в размерах, определенных Законом Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области".
В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения педагогическим работникам образовательных учреждений предоставляется для возмещения понесенных расходов в полном объеме.
Вышесказанное свидетельствует, что государство гарантировало педагогическим работникам, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа), компенсацию расходов в полном объеме на освещение и отопление занимаемых ими жилых помещений.
Согласно ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Поскольку дрова предоставлялись истцу в нерасколотом виде, Ряснянская Е.Л. дополнительно несла расходы по их расколке, следовательно, предусмотренные федеральным законодательством меры социальной поддержки она в полном объеме не получала.
Суд первой инстанции с учетом обстоятельств дела и положений закона, правомерно признал за Ряснянской Е.Л. право на меры социальной поддержки в виде возмещения расходов по отоплению в полном объеме, а также пришел к выводу о наличии убытков в виде расходов, понесенных истцом для расколки дров.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что размер возмещения убытков, взысканных судом, подлежит уточнению.
Взыскание расходов на расколку дров преследует цель восполнения объема мер социальной поддержки, предоставляемых государством лицам, выполняющим педагогическую деятельность в сельской местности, такие расходы финансируются за счет бюджетных средств. Поскольку в соответствии с положениями ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане свободны в заключении договоров, в том числе относительно их цены, судом должно быть установлено, что восстановление нарушенных прав истцов не могло быть осуществлено в ином размере, чем это указано в договорах на выполнение работ.
По сообщению ОАО "Юргамышский лесхоз" стоимость расколки 1 куб. м дров в 2011 и 2012 годах с учетом уральского коэффициента составлял руб.
Из материалов дела не усматривается, что у истца отсутствовала объективная возможность обратиться в 2011 и 2012 годах за оказанием услуг по расколке дров в ОАО "Юргамышский лесхоз", в связи с этим расходы по расколке дров должны быть возмещены истцу из расчета стоимости расколки 1 куб. м согласно справке ОАО "Юргамышский лесхоз" ( руб.) в размере руб.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, о том, что законом не предусмотрено предоставление дров именно в расколотом виде являются несостоятельными, поскольку в соответствии с ГОСТ 3243-88 Дрова. Технические условия., распространяемом на дрова, используемых в качестве топлива, дрова длиной 1 м и менее и толщиной от 16 до 26 см должны быть расколоты на две части, толщиной от 28 до 40 см. - на четыре части, толщиной 42 см и более - на количество частей, при котором наибольшая линия раскола по торцу любой части не превышает 22 см.
Таким образом, дрова должны быть предоставлены в таком виде, чтобы их можно было использовать по прямому назначению (отопление жилого помещения), в противном случае Ряснянская Е.Л. будет лишена возможности использовать предоставленные законом гарантии и реализовать свое право на такую меру социальной поддержки как компенсация расходов на отопление жилого помещения в полном объеме.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке выводов суда и к иной, нежели у суда, оценке фактических обстоятельств дела и подлежащих применению правовых норм, для чего оснований судебная коллегия не находит, поэтому не влекут отмену постановленного в соответствии с законом судебного решения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции в обжалуемой части решения мотивированы, построены на правильно установленных юридически значимых обстоятельствах и при верном применении норм материального права.
Так как апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, оснований для ее удовлетворения не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Юргамышского районного суда Курганской области от 26 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального учреждения "Финансовый отдел Администрации Юргамышского района Курганской области" - без удовлетворения.
Уточнить резолютивную часть решения, изложив абзацы 1 и 3 в следующей редакции:
"Иск прокурора Юргамышского района в интересах Ряснянской Е.Л. удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального образования Юргамышский район в лице муниципального учреждения "Финансовый отдел администрации Юргамышского района Курганской области" за счет средств бюджета муниципального района в возмещение расходов по расколке дров в пользу Ряснянской за период с 01.01.2011 по 31.12.2012 - руб. В удовлетворении остальной части иска отказать.".
Судья-председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.