Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Бурматовой Н.В.,
судей Прасол Е.В., Фроловой Ж.А.,
с участием прокурора Федоровской Н.М.,
при секретаре судебного заседания Капитулиной О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 22 мая 2014 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Юргамышского района Курганской области в интересах к Администрации Юргамышского района Курганской области, муниципальному учреждению "Финансовый отдел Администрации Юргамышского района Курганской области" о признании права на меры социальной поддержки, взыскании денежных средств
по апелляционной жалобе муниципального учреждения "Финансовый отдел Администрации Юргамышского района Курганской области" на решение Юргамышского районного суда Курганской области от 17 марта 2014 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Юргамышского района в интересах к администрации Юргамышского района Курганской области, муниципальному учреждению "Финансовый отдел администрации Юргамышского района Курганской области" о признании права на меры социальной поддержки в виде предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления жилого помещения в полном объеме без учета норм потребления коммунальных услуг, взыскании денежные средства, затраченных на оплату расколки дров - удовлетворить.
Признать за право на меры социальной поддержки в виде предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления жилого помещения в полном объеме без учета норм потребления коммунальных услуг.
Взыскать с муниципального образования Юргамышский район Курганской области в лице муниципального учреждения "Финансовый отдел администрации Юргамышского района Курганской области" за счет средств бюджета муниципального района в возмещение расходов по расколке дров в пользу за период с 01.01.2011 года по 12.12.2012 года деньги в сумме рубля".
Заслушав доклад судьи Фроловой Ж.А., мнение прокурора, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Юргамышского района Курганской области в интересах Поповой Г.В. обратился в суд с иском к Администрации Юргамышского района Курганской области, муниципальному учреждению "Финансовый отдел Администрации Юргамышского района Курганской области" (далее по тексту - Администрация Юргамышского района, МУ "Финансовый отдел Администрации Юргамышского района Курганской области") о признании права на меры социальной поддержки, взыскании денежных средств.
В обоснование исковых требований указывал, что прокуратурой Юргамышкого района Курганской области проведена проверка соблюдения законодательства о социальных гарантиях педагогическим работникам, проживающим в сельской местности. Проверкой установлено, что Попова Г.В. является педагогическим работником МКОУ "Кипельская средняя общеобразовательная школа", обладает правом на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения в полном объеме без учета норм потребления коммунальных услуг. Однако, ответчиками данные меры соцподдержки предоставлены ей не в полном объеме. Так, в 2011 и 2012 годах Поповой Г.В. предоставлено по куб.м нерасколотых дров, что не позволяло их использование по прямому назначению и требовало дополнительных расходов. За расколку дров в 2011 и 2012 годах Попова Г.В. уплатила рубля.
Прокурор Юргамышского района Курганской области просил признать за Поповой Г.В. право на меры социальной поддержки в виде предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения жилого помещения в полном объеме без учета норм потребления коммунальных услуг, взыскать с Администрации Юргамышского района в лице МУ "Финансовый отдел Администрации Юргамышского района Курганской области" в пользу Поповой Г.В. денежные средства, затраченные на расколку дров за период с 01.01.2011 по 12.12.2012, в сумме рубля.
В судебном заседании прокурор прокуратуры Юргамышского района Курганской области Шабуров В.И. на удовлетворении заявленных исковых требований настаивал, поддержав в полном объеме доводы, изложенные в заявлении.
Истец Попова Г.В. заявленные в ее интересах исковые требования поддерживала, поясняла, что в 2011 и 2012 годах работала учителем в МКОУ "Кипельская средняя общеобразовательная школа". Проживает в доме с печным отоплением. В 2011 и 2012 годах понесла расходы по расколке дров в сумме рубля.
Представитель ответчиков Администрации Юргамышского района Курганской области, МУ "Финансовый отдел Администрации Юргамышского района Курганской области" на основании доверенностей Девяшина И.С. с исковыми требованиями не соглашалась, поясняла, что п. 3 ст. 3 Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области" не предусмотрено возмещение затрат на расколку дров.
Представитель третьего лица МКОУ "Кипельская средняя общеобразовательная школа" - директор школы Лоскутников В.Н. исковые требования считал обоснованными.
Представители третьих лиц Правительства Курганской области, Финансового управления Курганской области, Управления Федерального казначейства по Курганской области, Главного управления социальной защиты населения по Курганской области, МУ "Отдел образования Администрации муниципального образования Юргамышский район Курганской области", в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещались надлежаще. Представители Правительства Курганской области, Управления Федерального казначейства по Курганской области, МУ "Отдела образования Администрации муниципального образования Юргамышский район Курганской области" просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд исковые требования удовлетворил, постановив изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе МУ "Финансовый отдел Администрации Юргамышского района Курганской области" просит отменить решение суда первой инстанции в части взыскания с муниципального учреждения Юргамышского района Курганской области в лице МУ "Финансовый отдел Администрации Юргамышского района Курганской области" за счет средств муниципального района возмещение расходов по расколке дров. Вновь указывает, что Законом Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области" и принятым в соответствии с ним постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 18.10.2005 N 379 "О Порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области" не предусмотрено возмещение затрат на расколку дров. Также обращает внимание на то, что финансирование расходов на предоставление мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, осуществляется за счет средств бюджета Курганской области.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвовавший в рассмотрении дела, просит оспариваемое решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Участвующий в судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны и третьи лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), судебная коллегия постановила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Право каждого члена общества на социальное обеспечение, закрепленное в ст. 22 Всеобщей декларации прав человека (1948 года) и ст. 9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966 года), гарантируется в Российской Федерации каждому (ч. 1 ст. 39 Конституции российской Федерации).
При этом названная норма основного закона, как и международно-правовых актов, не устанавливает исчерпывающего перечня оснований предоставления обеспечения. В ч. 1 ст. 39 конституции Российской Федерации названы лишь основные случаи (социальные риски), с которыми связана обязанность государства по социальному обеспечению. Иные случаи могут устанавливаться законом.
Статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР (далее по тексту - ЖК РСФСР), действовавшей до 01.03.2005, предусматривалось, что специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (в редакции, действовавшей до 11.01.2011) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях (ст. 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг").
Данная норма Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" в редакции Федерального закона от 29.12.2010 N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", действовавшей в период с 01.01.2011 по 31.08.2013, предусматривала право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 3 Федерального закона от 29.12.2010 N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (действующего с 11.01.2011) нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статьей 2 Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области" (в редакции, действующей с 01.04.2010 и на момент возникновения спорных правоотношений) определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, к которым, в частности, отнесены педагогические работники образовательных учреждений, находящихся в ведении Курганской области, и муниципальных образовательных учреждений, проживающие и работающие в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области.
В соответствии с ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 4 названного закона педагогическим работникам образовательных учреждений предоставляются следующие меры социальной поддержки: компенсация оплаты общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); компенсация оплаты отопления и освещения жилого помещения.
Таким образом, права педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, предусмотренные абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", гарантированы действующим федеральным и региональным законодательством.
Из материалов дела следует, что с по истец Попова Г.В. работала в Кипельской средней школе (в настоящее время МКОУ "Кипельская средняя общеобразовательная школа") в должности учителя, а затем руководителя образовательного учреждения (трудовая книжка - л.д. 8-9). Данное образовательное учреждение является муниципальным.
Попова Г.В. зарегистрирована и проживает в принадлежащей ей на праве собственности квартире общей площадью кв.м в жилом доме с печным отоплением по адресу: (паспорт, свидетельство о государственной регистрации права от 11.07.2012 серии , справка Администрации Кипельского сельсовета от 10.12.2013, технический паспорт домовладения - л.д. 72, 17, 16, 18-21).
Являясь педагогическим работником, истец пользуется мерами социальной поддержки в виде компенсации расходов на отопление жилого помещения, что не оспаривалось в судебном заседании и подтверждено справками Филиала ГУ СЗН Курганской области - ОСЗН по Юргамышскому району, реестром на коммунальные услуги (закупка дров) учителей МКОУ "Кипельская средняя общеобразовательная школа", платежной ведомостью за январь 2011 года (л.д. 41, 42, 60-61, 43).
В 2011 и 2012 годах Попова Г.В. приобретала у индивидуального предпринимателя нерасколотые дрова в количестве куб.м за что уплатила рублей и рубля соответственно (квитанции к приходному кассовому ордеру от 23.01.2011 , от 25.01.2012 , сообщение ИП - л.д. 45, 46, 111). Расходы по приобретению дров в нерасколотом виде были компенсированы путем выплаты денежных средств (справка директора МКОУ "Кипельская средняя общеобразовательная школа" от 10.02.2014 - л.д. 67).
Поскольку дрова приобретались в нерасколотом виде, истец была вынуждена нести дополнительные расходы на расколку дров путем заключения договоров возмездного оказания услуг с физическим лицом от 20.09.2011, 12.11.2012 и оплате услуг в размере 130 рублей за расколку 1 куб.м дров (договоры, расписки - л.д. 10, 11, 12, 13).
Суд первой инстанции установил, что Попова Г.В. обращалась в муниципальное учреждение Отдел образования Администрации Муниципального образования Юргамышский район Курганской области, которым с МКОУ "Кипельская средняя общеобразовательная школа" заключен договор на бухгалтерское обслуживание, с заявлением о возмещении понесенных расходов по расколке дров, однако расходы ей не были возмещены (л.д. 25).
В целях реализации Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области" постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 18.10.2005 N 379 утвержден Порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области (далее по тексту - Порядок).
Данный Порядок определяет правила компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лицам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области.
Согласно п. 6 Порядка педагогические работники образовательных учреждений, проживающие и работающие в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, ежемесячно по месту работы представляют документы, содержащие сведения о суммах платежей за жилье и коммунальные услуги за предшествующий месяц, в частности, документы о полной оплате жилого помещения и коммунальных услуг, начисленных за предшествующий месяц, справку органов местного самоуправления о приобретении топлива за счет собственных средств с учетом услуг по его доставке (для лиц, проживающих в жилых помещениях, не имеющих централизованного отопления).
Пунктом 9 Порядка установлено, что начисление и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лицам, указанным в п. 2 раздела 1 настоящего Порядка, осуществляется по месту работы в размерах, определенных Законом Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области".
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 3 Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области" компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения педагогическим работникам образовательных учреждений предоставляется для возмещения понесенных расходов в полном объеме.
Вышеизложенное свидетельствует, что государство гарантировало педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа), компенсацию расходов на отопление занимаемых ими жилых помещений в полном объеме.
Согласно п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, в силу ст. 16 ГК РФ подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Суд первой инстанции, установив обстоятельства дела и применив положения приведенного выше законодательства, пришел к верному выводу об обоснованности исковых требований прокурора о возмещении Поповой Г.В. расходов на расколку дров, поскольку, приобретая дрова в нерасколотом виде, истец в полном объеме не получала меры социальной поддержки, предусмотренные федеральным законодательством для педагогических работников, проживающих в сельской местности.
Порядок финансирования расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки определен п. 12 постановления Администрации (Правительства) Курганской области от 18.10.2005 N 379, согласно которому финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для предоставления мер социальной поддержки лиц, указанных в пункте 2 раздела I настоящего Порядка, ежегодно предусматриваются в законе Курганской области об областном бюджете на очередной финансовый год в форме субвенций.
Законом Курганской области от 03.12.2013 N 88 "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" запланированы бюджетные ассигнования на оказание мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа).
Таким образом, довод апелляционной жалобы ответчика о том, что законодательством Курганской области не предусмотрено возмещение расходов по оказанию услуг по расколке дров является несостоятельным.
Кроме того, в соответствии с п. 1.1.1 ГОСТа 3243-88 "Дрова. Технические условия", распространяемом на дрова, используемые в качестве топлива, дрова длиной 1 м и менее и толщиной от 16 до 26 см должны быть расколоты на две части, толщиной от 28 до 40 см - на четыре части, толщиной 42 см и более - на количество частей, при котором наибольшая линия раскола по торцу любой части не превышает 22 см. То есть, дрова должны быть предоставлены истцу в таком виде, в котором возможно их использование по прямому назначению (отопление жилого помещения), в противном случае будут ограничены права истца на реализацию такой предоставленной законом меры социальной поддержки, как компенсация расходов на отопление жилого помещения в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, к выражению несогласия с произведенной судом, в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств. Они основаны на неверном толковании положений действующего законодательства, применяемого к спорным правоотношениям, поэтому не могут быть положены в основу отмены судебного постановления. Оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств и отмены постановленного решения судебная коллегия не усматривает.
В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Юргамышского районного суда Курганской области от 17 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального учреждения "Финансовый отдел Администрации Юргамышского района Курганской области" - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.