Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Софиной И.М.,
судей Аврамовой Н.В., Фроловой Ж.А.,
при секретаре судебного заседания Крюковой Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 20 мая 2014 года гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Кургана о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки,
по апелляционной жалобе Администрации г. Кургана на решение Курганского городского суда Курганской области от 21 ноября 2013 года, которым постановлено:
удовлетворить исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области.
Обязать Администрацию города Кургана устранить нарушения норм санитарного законодательства, а именно: организовать работы по ликвидации несанкционированных свалок твердых и жидких бытовых отходов, расположенных на территории города Кургана расположенная на расстоянии 30 метров от многоквартирного жилого дома N24 по ул. Челябинской в городе Кургане, расстоянии 12 метров от жилого дома N 2 по ул. Мичурина в г Кургане и на расстоянии 21 метра от жилого дома N 26 по ул. Мичурина в городе Кургане.
Заслушав доклад судьи Софиной И.М. об обстоятельствах дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области (далее по тексту - Управление Роспотребнадзора по Курганской области) обратилось в Курганский городской суд с иском к Администрации г. Кургана о возложении обязанности по устранению нарушений норм санитарного законодательства посредством организации работ по ликвидации несанкционированных свалок твердых и жидких бытовых отходов, расположенных на территории г. Кургана, на расстоянии 30 метров от многоквартирного жилого дома N 24 по ул. Челябинской в г. Кургане, на расстоянии 12 метров от жилого дома N 2 по ул. Мичурина в г. Кургане и на расстоянии 21 метра от жилого дома N 2б по ул. Мичурина в г. Кургане. В обоснование заявленных требований указало, что специалистами ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области" на основании предписания Управления Роспотребнадзора по Курганской области проведена экспертная оценка территории, в районе жилых многоквартирных домов N 20, N 22, N 24 по ул. Челябинской и дома N 1 по ул. Чайковского в г. Кургане. В ходе проверки установлено, что на территории, на расстоянии 30 метров от многоквартирного жилого дома N 24 по ул. Челябинской в г. Кургане, на расстоянии 12 метров от жилого дома N 2 по ул. Мичурина в г. Кургане и на расстоянии 21 метра от жилого дома N 26 по ул. Мичурина в г. Кургане неустановленными лицами организована свалка твердых и жидких бытовых отходов. Сложившаяся ситуация - организация свалки твердых бытовых отходов, несвоевременный вывоз, отсутствие условий для временного хранения твердых бытовых отходов создает неблагоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку и способствует возможности возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди населения г. Кургана, а также к возгоранию мусора и выброса в атмосферу продуктов горения, оказывающих отрицательное воздействие на здоровье человека. Со ссылкой на нормы действующего законодательства просит суд возложить на Администрацию г. Кургана обязанность организовать работы по ликвидации не санкционированных свалок твердых и жидких бытовых отходов, расположенных на территории г. Кургана на расстоянии 30 метров от многоквартирного жилого дома N 24 по ул. Челябинской в городе Кургане, расстоянии 12 метров от жилого дома N 2 по ул. Мичурина в г. Кургане и на расстоянии 21 метра от жилого дома N 26 по ул. Мичурина в г. Кургане.
В судебном заседании представитель истца Кокорина Т.Н. на удовлетворении иска настаивала в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации г. Кургана Митина Т.В. против удовлетворения иска возражала, указывая на то, что к полномочиям органов местного самоуправления относится не только организация сбора и вывоза отходов, но и определение уполномоченного органа по выполнению данных задач. Полагала, что указанную обязанность ответчик выполнил, назначив управляющей компанией, ответственной за сбор и вывоз отходов с указанной территории ООО "УО "Доверие".
Представитель третьего лица ООО "УО "Доверие" Даничкин А.Б. исковые требования поддержал. Пояснил, что постановлением Администрации г. Кургана от 26 сентября 2012 года N 6990 дом по ул. Чайковского, 1 передан во временное управление ООО "УО "Доверие". За период временного управления с сентября 2012 года по февраль 2013 года задолженность жильцов по оплате расходов на содержание и ремонт общего имущества составляет более 12 152 руб. 97 коп ... Многоквартирные жилые дома N 20, N 22, N 24 по ул. Челябинская в г. Кургане переданы во временное управление по постановлению Администрации г. Кургана 30 августа 2013 года, на момент передачи домов управляющей компании несанкционированная свалка уже существовала и не была ликвидирована. Управляющей организацией проведено внеочередное собрание собственников, собраны денежные средства на вывоз мусора, мусор вывезен частично. Полагал, что Администрацией г. Кургана своевременно не был разрешен вопрос по управлению общим имуществом многоквартирных жилых домов в районе образования свалки, не принимались меры к вывозу мусора, поэтому меры по ликвидации свалки должны быть приняты ими.
Курганским городским судом Курганской области постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация г. Кургана просит решение суда отменить, в исковых требованиях отказать. В обоснование жалобы указывает, что поскольку собственники в многоквартирных домах N 20, N 22, N 24 по ул. Челябинской в городе Кургане не выбрали способ управления общим имуществом многоквартирного дома, то постановлением Администрации г. Кургана N 6379 от 30 августа 2013 года приняты временные меры по управлению многоквартирными домами. Указанным постановлением для обеспечения содержания и ремонта общего имущества в многоквартирных домах и бесперебойной работы всех систем жизнеобеспечения управляющей организацией назначено ООО "УО "Доверие". Полагает, что содержание общего имущества многоквартирных домов включает в себя и вывоз мусора с территории земельного участка, который является общим имуществом собственников указанных многоквартирных домов. Кроме того, считает, что данным решением нарушаются права граждан, которые не проживают в многоквартирных домах по ул. Челябинской, но оплачивают вывоз мусора по квитанции.
В представленных возражениях представитель Управления Роспотребнадзора по Курганской области полагает доводы апелляционной жалобы необоснованными, выражает согласие с решением суда.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия областного суда, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 названного Федерального закона).
5 августа 1988 года Главным государственным санитарным врачом СССР утверждены Санитарные правила содержания территорий населенных мест СанПиН 42-128-4690-88, которые предназначены в качестве руководства для организаций, контролирующих санитарное содержание территорий населенных мест, а также организаций, несущих ответственность за санитарное содержание подведомственных им территорий и сооружений.
Как следует из пункта 1.2 СанПиН 42-168-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" система санитарной очистки и уборки территории населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких отходов из неканализованных зданий; уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
Пункт 2.1.1 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" предусматривает, что объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
В силу статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебнооздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" устанавливает, что объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов. В соответствии с пунктом 3 статьи 8 данного закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В силу пункта 18 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 2 Положения об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в городе Кургане, утвержденного Решением Курганской городской Думы от 20 сентября 2006 года N 266 "Об утверждении положения об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в г. Кургане" к полномочиям Администрации г. Кургана относятся: организация создания безопасных условий для сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в г. Кургане; разработка и реализация комплексных целевых программ в сфере организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в г. Кургане; организация выполнения комплексных мер по обустройству мест сбора, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (в том числе, создание условий для привлечения инвестиций в данную сферу деятельности); осуществление контроля за соблюдением норм и правил в сфере сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, совместно с уполномоченными органами и организациями в соответствии с их компетенцией; определение уполномоченного органа по контролю за организацией работ по сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов; размещение муниципального заказа на организацию работ по сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов; организация мероприятий по охране окружающей среды в местах сбора, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; информирование граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц о санитарно-эпидемиологической обстановке на территории г. Кургана; привлечение индивидуальных предпринимателей и юридических лиц к участию в разработке органами местного самоуправления мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности населения; осуществление иных полномочий в соответствии с действующим законодательством.
Из материалов дела следует, что 22 августа 2013 года Управлением Роспотребнадзора ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области" выдано предписание о проведении обследования территории в районе жилых многоквартирных дом N 20, N 22, N 24 по ул. Челябинской и дома N 1 по ул. Чайковского в г. Кургане на предмет нарушения требований санитарного законодательства Российской Федерации.
При проведении обследования 26 августа 2013 года, установлено, что на территории, на расстоянии 30 метров от многоквартирного жилого дома N 24 по ул. Челябинской в г. Кургане, расстоянии 12 метров от жилого дома N 2 по ул. Мичурина в г. Кургане и на расстоянии 21 метра от жилого дома N 2б по ул. Мичурина в г. Кургане неустановленными лицами организована свалка твердых и жидких бытовых отходов.
Факт нарушения экологического, санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации подтверждается экспертной оценкой объекта ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области" от 28 августа 2013 года N 3246, приложенной фототаблицей.
При проведении обследования 21 октября 2013 года, установлено, что на территории, на расстоянии 30 метров от многоквартирного жилого дома N 24 по ул. Челябинской в г. Кургане, расстоянии 12 метров от жилого дома N 2 по ул. Мичурина в г. Кургане и на расстоянии 21 метра от жилого дома N 2б по ул. Мичурина в г. Кургане неустановленными лицами организована свалка твердых и жидких бытовых отходов, что не соответствует требованиям СанПиН.
Факт нарушения экологического, санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации подтверждается экспертной оценкой объекта Управления ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области" N 4032 от 22 октября 2013 года, приложенной фототаблицей.
Из справки специалиста отдела эпидемиологического надзора установлено, что 15 ноября 2013 года в 10.30 был произведен осмотр территории вблизи жилых домов N 20, N 22, N 24 по ул. Челябинской, дома N 1 по ул. Чайковского и дома по ул. Мичурина, 2б в г. Кургане. Установлено, что организована свалка бытового мусора и отходов. Сложившаяся ситуация неблагоприятно влияет на условия проживания, создает неблагоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку для жителей домов.
Наличие свалки твердых и жидких бытовых отходов на расстоянии 30 метров от многоквартирного жилого дома N 24 по ул. Челябинской в г. Кургане, расстоянии 12 метров от жилого дома N 2 по ул. Мичурина в г. Кургане и на расстоянии 21 метра от жилого дома N 2б по ул. Мичурина в г. Кургане, ответчиком не оспаривалось.
Суд первой инстанции, установив факт наличия несанкционированной свалки бытовых отходов, исходя из положений статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", относящих организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора к вопросам местного значения поселения, правомерно возложил обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на расстоянии 30 метров от многоквартирного жилого дома N 24 по ул. Челябинской в г. Кургане, расстоянии 12 метров от жилого дома N 2 по ул. Мичурина в г. Кургане и на расстоянии 21 метра от жилого дома N 2б по ул. Мичурина в г. Кургане, на Администрацию города Кургана.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что обязанность по ликвидации свалки должна быть возложена на собственников помещений указанных многоквартирных домов, поскольку земельный участок, на котором расположена свалка, является общим имуществом собственников указанных многоквартирных домов, судебной коллегией во внимание не принимаются ввиду следующего.
В силу частей 2 и 5 статьи 16 Федерального закона от 22 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета бесплатно переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме.
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования (пункт 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Поскольку надлежащих, допустимых и достоверных доказательств того, что несанкционированная свалка твердых и жидких бытовых отходов расположена в пределах придомовой территории многоквартирных домов, на сформированном и поставленном на кадастровый учет земельном участке, ответчиком в материалы дела не представлено, оснований считать указанный земельный участок общей собственностью жильцов многоквартирных домов N 20, N 22, N 24 по ул. Челябинской, дома N 1 по ул. Чайковского и дома по ул. Мичурина, 2б в г. Кургане, у суда не имелось.
Выводы суда подробно мотивированы в решении, основаны на полно и всесторонне исследованных обстоятельствах дела, материальный закон применен и истолкован судом правильно, нарушений процессуального права, являющихся в соответствии со статьей330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями к отмене решения, судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную его представителями в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, не соглашаться с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 21 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Кургана - без удовлетворения.
Судья-председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.