Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего А.Н. Пономарёва,
судей О.Н. Бурениной, И.П. Козлова,
при секретаре М.В. Чеботарёвой,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи О.Н. Бурениной материалы по частной жалобе *** А.И. на определение Троицкого районного суда г. Москвы от 11 марта 2014 года, которым заявление *** А.И. об оспаривании бездействия должностных лиц как неподсудное Троицкому районному суду возвращено заявителю,
установила:
*** А.И. обратился в Троицкий районный суд г. Москвы с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие командира войсковой части 72064, выразившееся в непринятии необходимых мер для включения заявителя в единый электронный реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в получении жилых помещений; обязании начальника 1-го отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ включить его (****) и членов его семьи (жену ФИО, дочь ФИО) в единый электронный реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающимися в получении жилых помещений по договору социального найма, с 18.12.2002 года.
11 марта 2014 года суд постановил приведённое выше определение, об отмене которого просит **** А.И. по доводам частной жалобы, ссылаясь на то, что оно вынесено с нарушением норм процессуального права.
В соответствии с ч. 3 ст. 333 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает частную жалобу на обжалуемое определение суда первой инстанции без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия находит определение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Возвращая *** А.И. заявление суд, применительно к ст. 135 ч. 1 п. 2 ГПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального Конституционного закона "О военных судах РФ" исходил из того, что оспариваемое бездействие командира войсковой части 72064 имело место в период прохождения заявителем воинской службы по контракту, в связи с чем, заявленные *** А.И. требования подлежат рассмотрению в Наро-Фоминском гарнизонном военном суде.
Между тем, с данным выводом судебная коллегия согласиться не может.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (с последующими изменениями и дополнениями) военная служба - особый вид федеральной государственной службы.
Согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. (с последующими изменениями и дополнениями) время нахождения граждан на военной службе по контракту и по призыву засчитывается в их общий стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего.
Таким образом, командир войсковой части - должностное лицо, состоящее на федеральной государственной службе.
Следовательно, действия (бездействие) командира войсковой части по обстоятельствам, возникшим после увольнения гражданина из Вооруженных Сил Российской Федерации, подлежат оспариванию в порядке, предусмотренном главами 23, 25 ГПК РФ.
В таком же порядке рассматриваются заявления военнослужащих, оспаривающих решение, действие (бездействие) командира (начальника) воинской части, на что указано в ч. 3 ст. 254 ГПК РФ.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.02.2001 г. N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" военным судам на территории Российской Федерации не подсудны гражданские дела по искам и жалобам на действия (бездействие) государственных или муниципальных органов, юридических или физических лиц государственных или муниципальных органов граждан, не имеющих статуса военнослужащих, за исключением граждан, уволенных с военной службы, если они обжалуют действия органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушающие их права и свободы, охраняемые законом в период прохождения ими военной службы.
В соответствии с Федеральными законами "О статусе военнослужащих" и "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащими являются граждане, проходящие военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, указанных в статье 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Таким образом, учитывая, что *** А.И. пребывает в запасе с 2011 г., статуса военнослужащего не имеет, и оспаривает бездействия должностного лица - командира войсковой части 72064, связанные с не включением его в 2013 году в список очередников на обеспечение жильем. Из изложенного следует, что оспариваемые правоотношения возникли не в период прохождения заявителем военной службы, а после увольнения.
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что у суда не имелось оснований, предусмотренных законом, для возврата заявления, в связи с чем, оспариваемое определение нельзя признать законным, оно подлежат отмене с направлением материала на рассмотрение в суд первой инстанции со стадии принятия иска.
Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
определение Троицкого районного суда г. Москвы от 11 марта 2014 года отменить, направить материалы в суд первой инстанции для рассмотрения вопроса о принятии заявления **** А.И. к производству суда, с учетом положений ст. ст. 131 - 136 ГПК РФ.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.