Судья Шилкин Г.А. Дело N 33-13316
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 апреля 2014 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составепредседательствующего Строгонова М.В.,
судей Михалевой Т.Д., Колосовой С.И.
с участием прокурора Макировой Е.Э.,
при секретаре Дежине В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Михалевой Т.Д., гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика *** А.Ю. на решение Солнцевского районного суда г.Москвы от 03 февраля 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования Центральной базовой таможни - удовлетворить.
Признать *** Александра Юрьевича, *** Ирину Марковну, *** Александра Александровича утратившими права на жилую площадь по адресу: ***.
Выселить *** Александра Юрьевича, *** Ирину Марковну, *** Александра Александровича из квартиры по адресу: ***.
В удовлетворении встречных исковых требований *** Александру Юрьевичу - отказать полностью.
У с т а н о в и л а:
Центральная базовая таможня обратилась в суд с исковыми требованиями о признании*** А.Ю., *** И.М., *** А.А. утратившими право пользования жилым помещением по адресу: ***, выселении ответчиков из указанной квартиры.
В обоснование требований истец указал, что решением Жилищной комиссии ФТС России *** А.Ю. на семью из трех человек по договору найма служебного помещения выделена служебная квартира по адресу: *** на срок действия контракта о службе в таможенных органах РФ. Указанная квартира находится в собственности РФ и в оперативном управлении Центральной базовой таможни. Договор найма служебного помещения предусматривал прекращение его действия в случае окончании службы *** А.Ю. в структурных подразделениях центрального аппарата ФТС России. *** А.Ю. был уволен в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, договор найма служебного жилого помещения прекратил свое действие. Истец направлял *** А.Ю. письма с предложением освободить занимаемое жилое помещение, на которые ответчик не отреагировал.
*** А.Ю. предъявил встречный иск, в котором просил отменить решение Жилищной комиссии ФТС России от 30 апреля 2013 года, принятое по второму вопросу повестки дня "по вопросу *** А.Ю.", обязать Центральную базовую таможню оставить служебную квартиру по адресу: *** во временном пользовании *** А.Ю. и заключить с *** А.Ю. дополнительное соглашение к договору найма служебного жилого помещения на новый срок.
В судебное заседание суда первой инстанции представители Центральной базовой таможни *** Е.С, *** II.В., *** Е.Н. явились, исковые требования таможни поддержали полностью, в удовлетворении встречного иска просили отказать.
*** А.Ю. и его представитель *** М.В. явились, поддержали встречное исковое заявление, иск Центральной базовой таможни просили отклонить.
Ответчики *** И.М., *** А.А., представитель третьего лица -Территориального управления Росимуществаг.Москвы в суд не явились.
Прокурор *** Н.Ю. явилась в суд, полагала, что исковые требования о выселении семьи *** подлежат удовлетворению.
Суд постановил вышеприведенное решение, об отмене которогопросит ответчик *** А.Ю.,ссылаясь на неправильное применение норм материального права, указывает, что судом первой инстанции не принят во внимание п.26 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в таможенных органах Российской Федерации и учреждениях, подведомственных ГТК России, которая была утверждена Приказом ГТК России от 30 сентября 2003 года N 1088 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в таможенных органах и учреждениях, подведомственных ГТК России" (зарегистрировано в Минюсте РФ 13 ноября 2003 г. N 5233).
Проверив материалы дела, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие ответчиков *** А.Ю., *** И.М., *** А.А., представителя третьего лица Территориального управления Росимуществаг.Москвы, надлежащим образом извещенных о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы, выслушав представителя истца Центральной базовой таможни по доверенности *** Д.С., прокурора, полагавшего решение законным, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, соответствующего требованиям закона.
Обсуждая вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствии ответчиков, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из принципа диспозитивности гражданского процесса и положений ст. 35 ГПК РФ, принимает во внимание, что участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью сторон.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что *** А.Ю. проходил службу в таможенных органах с 25 июня 1998 года, в том числе, в центральном аппарате ФТС России с 25 апреля 2003 года по 09 февраля 2012 года, когда был уволен в соответствии с приказом ФТС России от 08 февраля 2012 года в звании полковник таможенной службы, в связи с проведением организационно-штатных мероприятий. С 10 февраля 2012 года *** А.Ю. является пенсионером таможенных органов. Выслуга лет в таможенных органах для назначения пенсии составляет 31 год 5 месяцев 23 дня (из них в таможенных органах 13 лет 7 месяцев 15 дней). *** А.Ю. является ветераном таможенной службы с 01 февраля 2001 года.
С 2002 года *** А.Ю. состоит на учете должностных лиц центрального аппарата ФТС России, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий в составе семьи из трёх человек.
05 марта 2012 года *** А.Ю. принят на федеральную государственную службу РФ во Внуковскую таможню и назначен на должность главного государственного таможенного инспектора отдела инспектирования и профилактики правонарушений.
Служебный контракт о прохождении государственной службы и замещении должности гражданской службы от 05 марта 2012 года между Внуковской таможней и *** А.Ю. заключен на неопределенный срок.
*** А.Ю. прибыл вместе с семьей в 1995 году из Узбекистана и с 1997 года зарегистрирован в жилом помещении, состоящем из двух комнат общей и жилой площадью 30,4 кв.м. по адресу: ***.
В 2007 году на указанную жилую площадь между *** А.Ю. и МУП "УК ЖКХ" был заключен договор социального найма, по которому *** А.Ю. является нанимателем. В настоящее время на данной площади зарегистрированы шесть человек: *** А.Ю., его сын *** А.А. и жена *** И.М., дочь жены - *** Г.Л., а также малолетние внучки *** В.О., *** Е.О.
07 мая 2008 года Жилищной комиссией ФТС России было принято решение о предоставлении *** А.Ю. для временного проживания двухкомнатной служебной квартиры общей площадью 88,3 кв.м по адресу: ***.
25 августа 2011 года между Центральной базовой таможней (наймодатель) и *** А.Ю. (наниматель) был заключен договор найма N *** служебного жилого помещения, по условиям которого указанная квартира предоставлена *** А.Ю. на семью из трех человек (он, жена, сын) в связи со службой в центральном аппарате ФТС России на срок действия контракта о службе в таможенных органах до 09 февраля 2012 года.
26 ноября 2012 года на заседании Жилищной комиссии ФТС России были рассмотрены заявления *** А.Ю. от 19 апреля 2012 года о заключении договора найма служебного жилого помещения на занимаемую служебную квартиру и от 28 августа 2012 года о заключении на новый срок договора найма на спорную квартиру на состав семьи из шести человек. Жилищной комиссией было принято решение оставить во временном пользовании *** А.Ю. спорную квартиру для временного проживания его семьи в составе трех человек; срок действия договора найма служебного жилого помещения продлить на один год до 26 ноября 2013 года путем заключения дополнительного соглашения к договору. Дополнительное соглашение было передано на подпись *** А.Ю., но *** А.Ю. указанное дополнительное соглашение не подписал и представил протокол разногласий.
В соответствии ст.301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Согласно ст.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "О службе в таможенных органах Российской Федерации" должностными лицами таможенных органов являются граждане, замещающие должности сотрудников в указанных органах, которым присвоены специальные звания (далее - сотрудники таможенных органов), и федеральные государственные гражданские служащие таможенных органов.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "О службе в таможенных органах Российской Федерации" в целях технического обеспечения деятельности таможенных органов в их штатных расписаниях предусматриваются соответствующие должности работников таможенных органов.Перечень указанных должностей определяется руководителем Федеральной таможенной службы. Трудовые отношения работников таможенных органов регулируются законодательством Российской Федерации о труде.
Различия в правовом регулировании двух категорий должностных лиц таможенных органов влекут за собой различный порядок прохождения службы в таможенных органах, а также различный правовой статус должностных лиц, в том числе набор предоставляемых социальных гарантий и льгот.
Согласно ч.1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений
Согласно положениям указанной статьи, только с предоставлением другого жилого помещения в черте данного населенного пункта из служебных жилых помещений могут быть выселены: 1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов РФ, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести и исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;2)пенсионеры по старости; 3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;4) инвалиды I или II группы, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II группы, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
При этом указанным категориям граждан в случае выселения предоставляется другое жилое помещение только в том случае, если они не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что поскольку трудовые отношения между сторонами были прекращены, *** А.Ю. уволен со службы с 09 февраля 2012 года, то договор найма служебного жилого помещения подлежит прекращению, а ответчики выселению.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом неправильно применены нормы права, а именно то, что в соответствии с п.26 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в таможенных органах Российской Федерации и учреждениях, подведомственных ГТК России, которая была утверждена Приказом ГТК России от 30 сентября 2003 года N 1088 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в таможенных органах и учреждениях, подведомственных ГТК России" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 ноября 2003 г. N 5233), ответчик относится к категории граждан, которым без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены должностные лица и работники, прослужившие (проработавшие) непосредственно в таможенных органах не менее 10 лет, на законность принятого решения не влияет.
Так в соответствии с п. 27 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилом фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации, и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации" (утв. Постановлением Правительства РФ от 17.112.2002г. N 897, сотрудник (военнослужащий), проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу (военную службу), подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма.
В силу п.28 Типового положения без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в пункте 27 настоящего типового положения, не могут быть выселены, сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.
Вместе с тем, упомянутое Постановление Правительства распространяется на лиц, которым служебное помещение было предоставлено довведение в действие 1 марта 2005г. Жилищного Кодекса РФ.
Кроме того, как установлено судом первой инстанции, в 2007 году между *** А.Ю. и МУП "УК ЖКХ" был заключен договор социального найма на квартиру по адресу: ***, в силу закона ответчик не лишен права пользования указанной жилой площадью. В апелляционной жалобе не оспаривается, что ответчик имеет постоянное место жительства и обеспечен жилым помещением по другому адресу.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, считает, что судом правильно применены нормы материального права и верно определены фактические обстоятельства по делу. При этом судебная коллегия также учитывает, что пунктом 42 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 02.07.2009г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ" также разъяснено, что по делам о выселении граждан из специализированных жилых помещений (ст.103 ЖК РФ) судам необходимо иметь в виду, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений граждане, перечисленные в пунктах 1-4 ч.2 ст. 103 ЖК РФ, при условии, что они не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены решения суда первой инстанции, все обстоятельства, изложенные в жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
Судебная коллегия считает, что выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.67 ГПК РФ, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, не противоречат.Суд первой инстанции, исходя из того, что контракт, на время которого ответчику было предоставлено служебное жилое помещение, прекратил свое действие, ответчик имеет на праве пользования по договору социального найма другое жилое помещение, пришел к обоснованному выводу о признании ответчиков утратившими право пользования спорным жилым помещением и выселении, и соответственно обоснованно отказал в удовлетворении встречных требований оботмене решения Жилищной комиссии ФТС России от 30 апреля 2013 года, принятого по второму вопросу повестки дня "по вопросу *** А.Ю.", обязании Центральную базовую таможню оставить служебную квартиру по адресу: *** во временном пользовании *** А.Ю. и заключить с *** А.Ю. дополнительное соглашение к договору найма служебного жилого помещения на новый срок.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ судебная коллегия
О п р е д е л и л а:
Решение Солнцевского районного суда г.Москвы от 03 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика *** А.Ю.без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.