Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев протест заместителя Московского межрегионального транспортного прокурора Мохова А.М. на решение судьи Симоновского районного суда города Москвы от 02 декабря 2013 года, которым отменено постановление мирового судьи судебного участка N 244 района Донской города Москвы от 20 сентября 2013 года и на основании п.1 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ в отношении генерального директора ООО "Жеодис Кальберсон Рус" Лорента Х., в связи с отсутствием события административного правонарушения.
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка N 244 района Донской города Москвы от 20 сентября 2013 года генеральный директор ООО "Жеодис Кальберсон Рус" Лорент Х. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Симоновского районного суда г. Москвы от 02 декабря 2013 года вышеуказанное постановление мирового судьи судебного участка N 244 района Донской города Москвы от 20 сентября 2013 года отменено, производство по делу прекращено на основании п.1 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В настоящем протесте заместитель Московского межрегионального транспортного прокурора просит об отмене решения судьи Симоновского районного суда г. Москвы от 02 декабря 2013 года и направлении дела на новое рассмотрение, ссылаясь в том числе на то, что факт не уведомления генеральным директором ООО "Жеодис Кальберсон Рус" Лорентом Х. Московской таможни о приеме на работу бывшего государственного служащего Р.А.А. свидетельствует о событии административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ.
Проверив материалы дела, изучив доводы протеста, нахожу протест подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
Отменяя постановление мирового судьи судебного участка N 244 района Донской города Москвы от 20 сентября 2013 года и прекращая производство по делу об административном правонарушении, судья Симоновского районного суда города Москвы от 02 декабря 2013 года указал, что должность Р. А.А. не включена ни в один из разделов перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 года N 557.
Указанные выводы основаны на неправильном применении судьей районного суда норм материального права.
Так, статья 19.29 КоАП РФ, в частности, предусматривает административную ответственность за привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон).
В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы при заключении трудового договора (независимо от размера оплаты труда) и (или) гражданско-правового договора (договоров), стоимость выполнения работ (оказание услуг) по которому (которым) в течение месяца превышает сто тысяч рублей. Если в должностные (служебные) обязанности указанных лиц входили отдельные функции государственного управления данной организацией, то такие договоры могут быть заключены этими лицами только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (часть 1 статьи 12 Закона).
Названные требования антикоррупционного законодательства, исходя из положений пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 года N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции", распространяются на лиц, замещавших должности федеральной государственной службы, включенные в раздел I или раздел II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 557, либо в перечень должностей, утвержденный руководителем государственного органа в соответствии с разделом III названного перечня. Перечни должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, предусмотренные статьей 12 Закона, утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (пункт 4 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 года N 925).
В свою очередь на работодателе согласно части 4 статьи 12 Закона лежит обязанность при заключении с такими лицами указанных выше договоров на протяжении двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы сообщать в десятидневный срок о заключении договоров представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту их службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Должность государственного таможенного инспектора в соответствии с Указом Президента РФ от 21 июля 2010 года N 925, Указом Президента РФ от 18 мая 2009 года N 557 и приказом ФТС России от 13 сентября 2011 года N 1867 входит в такой перечень.
Как следует из материалов дела, приказом Московской таможни от 10 июля 2012 года N 337-К Р.А.А. освобождена от должности государственного таможенного инспектора отдела таможенного контроля после выпуска товаров Московской таможни.
Между тем, ООО "Жеодис Кальберсон Рус" в лице генерального директора Лорента Х. заключило с Р.А.А. трудовой договор 13 августа 2012 года, и в нарушение ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" генеральный директор Общества Лорент Х. не уведомил в установленном законом порядке Московскую таможню о заключении с последней трудового договора.
Таким образом, несоблюдение работодателем (заказчиком работ, услуг) обязанности, предусмотренной частью 4 статьи 12 Закона, в отношении бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего должность, включенную в указанные выше перечни, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 КоАП РФ, независимо от того, входили ли в должностные обязанности государственного или муниципального служащего функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, заключившей с ним трудовой договор (независимо от размера оплаты труда) и (или) гражданско-правовой договор (договоры), стоимость выполнения работ (оказание услуг) по которому (которым) в течение месяца превышает сто тысяч рублей.
Между тем, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены в порядке статьи 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вступившего в законную силу постановления или решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности.
Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
Эта правовая позиция корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (4 ноября 1950 г., г. Рим), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, не допустим.
При таких обстоятельствах решение судьи Симоновского районного суда г. Москвы от 02 декабря 2013 года по основаниям, указанным в протесте заместителем Московского межрегионального транспортного прокурора, не может быть отменено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
постановил:
Протест заместителем Московского межрегионального транспортного прокурора Мохова А.М. удовлетворить частично.
Решение судьи Симоновского районного суда города Москвы от 02 декабря 2013 года, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ в отношении генерального директора ООО "Жеодис Кальберсон Рус" Лорента Х., изменить: исключить выводы о том, что должность Р.А.А. не включена ни в один из разделов перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 года N 557.
В остальной части решение судьи Симоновского районного суда города Москвы от 02 декабря 2013 года оставить без изменения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.