Судебная коллегия по гражданским делам
Омского областного суда в составе
председательствующего Мотрохова А.Б.
судей Усовой Е.И. и Будылка А.В.
при секретаре Квасовой Ю.С.
Рассмотрела в открытом судебном заседании от 09 апреля 2014 г. в г. Омске дело по апелляционной жалобе Министерства образования Омской области на решение Центрального районного суда г. Омска от 27 января 2014 г., которым на Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области возложена обязанность по предоставлению Горину Д.Ю. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору специализированного найма.
Заслушав доклад судьи Мотрохова А.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Горин обратился с иском к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области о предоставлении жилого помещения. В обоснование иска указала, что его отец Горин Ю.Д. умер, мать Горина Н.А. лишена родительских прав. В 2009 году он был направлен в детский дом. Постановлением главы Администрации г. Омска от 30 июня 2009 года N 144 он был включен в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как ребенок, оставшийся без попечения родителей. В настоящее время каких-либо прав на жилое помещение он не приобрел. Зарегистрирован и проживает по адресу: г. Омск, " ... ". Просил обязать ответчиков предоставить ему жилое помещение специализированного жилищного фонда.
Дело рассмотрено в отсутствии представителя Министерства образования Омской области. В отзыве ответчик иск не признал, пояснив, что истец действительно состоит на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий как ребенок, оставшийся без попечения родителей. Указал, что в результате предоставления жилья истцу будут нарушены права других лиц, которые встали на учет раньше. Истец был поставлен на очередь в 2013 году, соответственно жилье будет предоставлено в 2014 году. Полагает, что министерство права истца не нарушило.
Представитель Министерства имущественных отношений Омской области иск не признал, пояснив, что министерством права Горина не нарушены. Жилье будет предоставлено согласно очередности.
Дело рассмотрено в отсутствии представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство образования Омской области просит решение суда отменить. Указывает на то, что истцом не представлено доказательств нарушения его прав Министерством образования. Поляков был включен в список лиц, нуждающихся в предоставлении жилья, министерством были направлены заявки на приобретение жилья. Полагает, что поскольку Министерство образования провело все необходимые меры по обеспечению жильем истца, основания для удовлетворения его требований в этой части отсутствовали.
Изучив материалы дела, жалобу, судебная коллегия полагает, что решение суда следует оставить без изменения.
Из материалов дела следует, что Горин Д.Ю. родился " ... ". Его отец Горин Ю.В. умер " ... ". " ... " Омской области от " ... " его мать Горина Н.А. лишена родительских прав. Приказом комитета по образованию Администрации Марьяновского муниципального района от " ... " N " ... " Горин определен в детское государственное образовательное учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей. С указанного времени он являлся воспитанником БОУ "Школа-интернат N 76". Постановлением Администрации г. Омска от " ... " N 709-п Горин принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Жилое помещение истцу до настоящего времени не предоставлено.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, закреплен перечень лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно положениям статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
В связи с изменениями Федерального закона от 21 декабря 1996 года ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", было изменено и содержание статьи 57 Жилищного кодекса РФ, из которой исключен пункт 2 части 2 статьи.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что в настоящее время Горин зарегистрирован по адресу: г. Омск, " ... ".
По сведениям государственного предприятия Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства" и Управления Росреестра по Омской области Горин в числе собственников объектов недвижимого имущества не значится.
Согласно представленным документам на момент принятия истца на учет для предоставления жилья, его возраст составлял менее 23 лет. Ответчиками не оспаривалось, что до настоящего времени истцу жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, либо по договору социального найма, не предоставлялось. Право истца получить жилое помещение, предоставляемое по договору найма специализированного жилого помещения, ответчиками не оспаривалось.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что истец имеет право на предоставление жилого помещения специализированного жилого фонда.
Постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года N 284-п утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области.
Согласно данному постановлению приобретение жилых помещений в целях формирования специализированного жилищного фонда Омской области для детей-сирот осуществляется Министерством имущества и Министерством строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области на основании заявок Министерства образования, определяющих количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ " ... " области.
Принимая во внимание положения приведенных норм права, суд обоснованно возложил обязанность по предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области, поскольку возможность предоставления жилого помещения истцу обусловлена деятельностью всех названных органов исполнительной власти Омской области.
Довод о недоказанности факта нарушения прав истца Министерством образования Омской области не может быть принят во внимание, поскольку после постановки истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в 2013 году истцу жилое помещение предоставлено не было.
В жалобе Министерство образования Омской области ссылается на то, что в 2013 году им сформированы заявки, определяющие количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ " ... " области, и направлены в Министерство имущества и Министерство строительства. Ответчик фактически указывает на то, что им формируется очередь из указанной категории лиц на получение жилых помещений по договорам специализированного найма. Постановленное судом решение, по мнению ответчика, повлечет нарушение очередности предоставления жилых помещений.
Данный довод жалобы не может быть принят во внимание.
Ни нормами Жилищного Кодекса РФ, ни ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не предусмотрено предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке очередности. Нормами раздела 4 ЖК РФ не предусмотрено предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности. Напротив ст. 8 указанного федерального закона установлено, что жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По письменному заявлению указанных лиц жилые помещения могут предоставляться после достижения возраста 18 лет: по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Таким образом, федеральным законом установлено право лиц указанной категории на получение жилого помещения по достижении 18 лет, либо позже по их письменному заявлению. Толкование ответчиками норм правовых актов Омской области, обязывающих их устанавливать указанных лиц и формировать списки для предоставления жилых помещений, как обязанность предоставления жилых помещений по спискам в порядке очередности, не соответствует нормам федеральных законов и правовых актов Омской области.
Из жалобы Министерства следует, что в соответствии с формируемой заявкой жилое помещение будет предоставлено истцу в 2014 года. Однако, на момент рассмотрения спора в суде жилое помещение истцу не предоставлено.
Оснований к отмене решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Омска от 27 января 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.