Судебная коллегия по гражданским делам
Омского областного суда в составе
председательствующего Мотрохова А.Б.
судей Будылка А.В. и Башкатовой Е.Ю.
при секретаре Кучуковой Д.А.
Рассмотрела в открытом судебном заседании от 16 апреля 2014 г. в г. Омске дело по апелляционной жалобе Министерства образования Омской области на решение Центрального районного суда г. Омска от 03 февраля 2014 г., которым на Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области возложена обязанность по предоставлению Шаховой О.А. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору специализированного найма.
Заслушав доклад судьи Мотрохова А.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шахова обратилась с иском к Министерству образования Омской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области о предоставлении жилого помещения. В обоснование иска указал, что 12 февраля 2007 года ее мать Шахова В.Д. умерла. Отец записан со слов матери. Постановлением Главы Марьяновского муниципального района Омской области от 07 ноября 2006 года N 1091 над ней установлена опека, опекуном назначена Урбах О.Д. " ... " за ней была закреплена в квартире принадлежащей опекуну. В 2006 году она была включена в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как ребенок, оставшийся без попечения родителей. В настоящее время каких-либо прав на жилое помещение не приобрела. Вынуждена проживать вместе с малолетним ребенком на условиях договора коммерческого найма. Просила обязать ответчиков предоставить ей жилое помещение специализированного жилищного фонда.
Представитель Министерства образования Омской области иск не признал, пояснив, что истица действительно состоит на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий как ребенок, оставшийся без попечения родителей. Указал, что в результате предоставления жилья истице будут нарушены права других лиц, которые встали на учет раньше.
Представитель Министерства имущественных отношений Омской области иск не признал, пояснив, что министерством права Шаховой не нарушены.
Дело рассмотрено в отсутствии представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство образования Омской области просит решение суда отменить. Указывает на то, что истцом не представлено доказательств нарушения его прав Министерством образования. Истица была включена в список лиц, нуждающихся в предоставлении жилья, были направлены заявки на приобретение жилья. Полагает, что поскольку Министерство образования провело все необходимые меры по обеспечению жильем истицы, основания для удовлетворения ее требований отсутствовали.
Изучив материалы дела, жалобу, заслушав Шахову О.А., ее представителя, судебная коллегия полагает, что решение суда следует оставить без изменения.
Из материалов дела следует, что Шахова О.А. родилась " ... ". Ее мать Шахова В.Д. умерла. Отец Шахов А.В. указан со слов матери. При жизни мать истицы дала согласие на установление над Шаховой О.А. попечительства. Постановлением главы Марьяновского муниципального района от " ... " N " ... " попечителем Шаховой О.А. назначена Урбах О.Д. Постановлением главы Марьяновского муниципального района Омской области от " ... " N " ... " Шахова принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Жилое помещение истице до настоящего времени не предоставлено.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, закреплен перечень лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно положениям статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
В связи с изменениями Федерального закона от 21 декабря 1996 года ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", было изменено и содержание статьи 57 Жилищного кодекса РФ, из которой исключен пункт 2 части 2 статьи.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что в настоящее время Шахова зарегистрирована по адресу: Омская область, " ... ". Данное жилое помещение принадлежит ее бывшему попечителю Урбах. Фактически Шахова вместе со своей малолетней дочерью проживает по адресу: Омская область, " ... ", д. Усовка, " ... ".
По сведениям государственного предприятия Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства" и Управления Росреестра по Омской области Шахова в числе собственников жилых помещений не значится.
Согласно представленным документам на момент принятия истицы на учет для предоставления жилья, ее возраст составлял менее 23 лет. Ответчиками не оспаривалось, что до настоящего времени истице жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, либо по договору социального найма, не предоставлялось. Право истицы получить жилое помещение, предоставляемое по договору найма специализированного жилого помещения, ответчиками не оспаривалось.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что истица имеет право на предоставление жилого помещения специализированного жилого фонда.
Постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года N 284-п утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области.
Согласно данному постановлению приобретение жилых помещений в целях формирования специализированного жилищного фонда Омской области для детей-сирот осуществляется Министерством имущества и Министерством строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области на основании заявок Министерства образования, определяющих количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ " ... " области.
Принимая во внимание положения приведенных норм права, суд обоснованно возложил обязанность по предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области, поскольку возможность предоставления жилого помещения истцу обусловлена деятельностью всех названных органов исполнительной власти Омской области.
Довод о недоказанности факта нарушения прав истицы Министерством образования Омской области не может быть принят во внимание, поскольку после постановки истицы на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в 2012 году жилое помещение ей предоставлено не было.
В жалобе Министерство образования Омской области ссылается на то, что в 2013 году им сформированы заявки, определяющие количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ " ... " области, и направлены в Министерство имущества и Министерство строительства. Ответчик фактически указывает на то, что им формируется очередь из указанной категории лиц на получение жилых помещений по договорам специализированного найма. Постановленное судом решение, по мнению ответчика, повлечет нарушение очередности предоставления жилых помещений.
Данный довод жалобы не может быть принят во внимание.
Ни нормами Жилищного Кодекса РФ, ни ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не предусмотрено предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке очередности. Нормами раздела 4 ЖК РФ не предусмотрено предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности. Напротив ст. 8 указанного федерального закона установлено, что жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По письменному заявлению указанных лиц жилые помещения могут предоставляться после достижения возраста 18 лет: по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Таким образом, федеральным законом установлено право лиц указанной категории на получение жилого помещения по достижении 18 лет, либо позже по их письменному заявлению. Толкование ответчиками норм правовых актов Омской области, обязывающих их устанавливать указанных лиц и формировать списки для предоставления жилых помещений, как обязанность предоставления жилых помещений по спискам в порядке очередности, не соответствует нормам федеральных законов и правовых актов Омской области.
Оснований к отмене решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Омска от 03 февраля 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.