Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Масленкиной С.Ю.,
судей Подвязниковой Н.А., Ланцовой М.В.,
при секретаре Путиловой М.Л.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на заочное решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 06 марта 2014 года, которым постановлено:
"Признать право общей долевой собственности в равных долях за Башировой Л. И., Жировой О. В., Жировой П. А. на двухкомнатную квартиру, общей площадью 48 кв.м., с кадастровым N N " ... ", расположенную по адресу: г. Омск, " ... ", в порядке приватизации."
Заслушав доклад судьи Подвязниковой Н.А., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Баширова Л.И., Жирова О.В., действующая за себя и в интересах несовершеннолетней Жировой П.А., обратились в суд с иском к Департаменту жилищного обеспечения Минобороны России, о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование иска указали, что проживают в " ... " в г. Омске на основании ордера от 15.12.2004 и желают воспользоваться своим правом и приватизировать указанную квартиру в собственность в равных долях.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству определением судьи к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ООО "УК Жилищник 9", Министерство имущественных отношений Омской области, Департаменты имущественных отношений и жилищной политики Администрации г. Омска.
В судебном заседании Баширова Л.И., Жирова О.В., действующая за себя и в интересах несовершеннолетней Жировой П.А., участия не принимали, их представитель Панина Н.П. заявленные требования поддержал в полном объеме.
Ответчик -Департамент жилищного обеспечения Минобороны России, третье лицо- ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России, ООО "УК Жилищник 9", Министерство имущественных отношений Омской области, Департаменты имущественных отношений и жилищной политики Администрации г. Омска, Управление Росреестра по Омской области, будучи надлежаще извещенными, в судебном заседании участия не принимали.
Третьи лица -ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России и Управление Росреестра по Омской области представили письменный отзыв, в котором требования истцов полагали необоснованным и просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Судом постановлено изложенное выше заочное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России, ссылаясь на допущенные нарушения норм материального права, в частности, указывая, что спорная квартира носит статус служебного жилья, соответственно, указанное обстоятельства исключает ее приватизацию. При этом судом не был исследован вопрос о наличии в собственности у истцов иных жилых помещений, а также законность предоставления истцам спорного жилого помещения. Также сослалось на то, что судом не исследован статус спорного жилого помещения, не запрошены правоустанавливающие документы на него.
Лица, участвующие в деле, о слушании дела в апелляционной инстанции извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в определении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьей 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Статья 19 Конституции Российской Федерации устанавливает, что все равны перед законом и судом; при этом государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. По смыслу названной нормы во взаимосвязи с ст. ст. 17, 18 и 55 Конституции РФ конституционный принцип равенства распространяется не только на права и свободы, непосредственно провозглашенные Конституцией РФ, но и на связанные с ними другие права граждан, приобретаемые на основании Федерального закона.
Право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения, закрепленное Законом РФ от 04.07.1991 N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", предполагает, как вытекает из преамбулы названного Закона, создание гражданам равных правовых условий для осуществления выбора способа удовлетворения потребности в жилье на основе свободы выбора места жительства, а также возможности эффективно использовать свои средства для улучшения жилищных условий, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться жильем, выступать с ним на рынке недвижимости.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 03.11.1998 N 25-П государство, закрепляя в Законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, закрепленных Конституцией РФ.
Согласно ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии со ст. 6 вышеуказанного закона, передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно ст. 7 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-I передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
При этом в силу ст. 11 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-I каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Как следует из материалов дела, Баширов В.М. проходил военную службу с 14.05.1975 по 14.05.1977, с 21.04.1993 по 25.12.2003.
Согласно Постановлению Главы Администрации Центрального административного округа г. Омска от 07.12.2004 N " ... " был утвержден список лиц на государственную жилую площадь войсковой части N " ... " Минобороны России. Согласно указанному списку, утвержденному командиром вышеуказанной войсковой части, Баширову В.М., а также членам его семьи ? Башировой Л.И. (супруга) и Башировой О.В. (дочь) ? предоставляется жилое помещение (квартира) N 76 в " ... " в г. Омске как нуждающемуся лицу, находящемуся в очереди с 2002 года, в соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
На основании указанного постановления Баширову В.М. и членам его семьи 15.12.2004 был выдан ордер на спорное жилое помещение.
Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ, в редакции, действующей на 07.12.2004, военнослужащие- граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.
В соответствии со ст. 101 ЖК Р., в редакции по состоянию на дату предоставления спорного жилого помещения, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. При этом, исходя из содержания ст. 106 ЖК Р. договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, соответственно, носит срочный характер. Таким образом, предоставление служебного жилого помещения возможно лишь тому лицу, которое исполняет трудовую функцию в отношении лица, предоставляющего жилье.
Подобные нормы в настоящий момент содержатся в ст. ст. 92, 93, 104 ЖК РФ.
Вместе с тем, Баширову В.М. спорное жилое помещение было предоставлено только через год после увольнения его с военной службы, то есть за пределами периода осуществления последним служебной деятельности.
Кроме того, в силу ст. 39 Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик, ст. 101 ЖК Р., в редакциях, действующих на момент предоставления спорного жилого помещения Баширову В.М., жилое помещение приобретает статус служебного лишь после соответствующего решения исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
На настоящий момент для отнесения жилого помещения к служебному применительно к рассматриваемому делу в силу пп. м) п. 2 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053 необходимо решение Минобороны РФ.
Также в силу ст. ст. 105, 106 ЖК Р. для реализации права на получение служебного жилого помещения необходим не только ордер, но и договор найма жилого помещения на период работы, тогда как в силу ст. 47 ЖК Р. лишь только ордер, выдаваемый органами местного самоуправления в целях предоставления жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда, является единственным основанием для вселения.
Вместе с тем, решение исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов, равно как и Минобороны РФ, в отношении спорной квартиры о наделении ее статусом служебной, а также договора найма жилого помещения на период работы в материалы дела представлено не было.
В соответствии со ст. ст. 47, 104 ЖК Р., формы ордера на жилое помещение и на служебное жилое помещение устанавливается Советом М. Р..
Постановлением Совета М. Р. от 31.07.1984 N 335 формы ордеров, предусмотренные ст. ст. 47, 104 ЖК Р., были утверждены: приложение N4 для обычных ордеров, приложение N 5 для ордеров на служебные жилые помещения. При этом, в ордере на служебное жилое помещение непосредственно должно быть указано на данный статус.
Однако из представленного в материалы дела ордера не следует, что предоставленное Баширову В.М. жилое помещение носит служебный характер, при этом форма ордера изготовлена по приложению N 4 к Постановлению Совмина РСФСР от 31.07.1984 N 335.
Таким образом, спорное жилое помещение предоставлялось Баширову В.М. не в качестве служебного, а в порядке обеспечения увольняемых военнослужащих жилыми помещениями на основании п. 1 ст. 23 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ.
При изложенном, доводы апелляционной жалобы в указанной части судебной коллегией отклоняются за несостоятельностью.
При этом, доводы о необходимости проверки законности предоставления Баширову В.М. спорной квартиры по своей правовой природе фактически направлены на оспаривание постановления Главы Администрации Центрального административного округа г. Омска от 07.12.2004 N " ... " и выданного 15.12.2004 ордера. Между тем, требований об оспаривании указанных актов в ходе заседания суда первой инстанции не заявлялись. В соответствии с ч. 2 ст. 322 ГПК РФ, в апелляционных жалобе, представлении не могут содержаться требования, не заявленные при рассмотрении дела в суде первой инстанции. При изложенной доводы апелляционной жалобы в указанной части судебной коллегией не могут быть приняты во внимание.
17.03.2009 Баширов В.М. умер, что следует из представленной в материалы дела копии свидетельства о смерти.
Баширова О.В. в соответствии со свидетельством о заключении брака 20.11.2009 заключила брак с Жировым А.О. и стала носить фамилию " Жирова".
Жирова П.А., приходящаяся дочерью и соответственно внучкой Жировой О.В. и Башировой Л.И., Баширову В.М., родилась 24.08.2010.
Согласно копии лицевого счета по состоянию на 27.12.2013 Баширов В.М. был зарегистрирован в спорном жилом помещении в период с 06.05.2005 по 16.04.2009. Баширова Л.И. ? с 06.05.2005, Жирова О.В. ? в период с 06.05.2005 по 17.05.2005 и с 20.10.2009, Жирова П.А. ? с 09.11.2010.
Иные лица в спорном жилом помещении не проживают.
Согласно сведениям, предоставленным Богословским сельским поселением Омского муниципального района Омской области, Баширов В.М. и члены его семьи прибыли из " ... " области, были зарегистрирован по месту жительства в " ... " муниципального района Омской области, " ... " в период с 18.05.1979 по 03.05.2005.
При этом истцы, согласно представленным в материалы дела сведениям ГП ОО "Омский центр ТИЗ", Управления Росреестра по Омской области на праве собственности жилыми помещениями не владеют, а также не использовали принадлежащее им право приватизации.
Согласно сведениям ГП ОО "Омской области", Управления Россреестра по Омской области, Министерства имущественных отношений Омской области, ТУ ФАУГИ в Омской области, Администрации г. Омска какие-либо права на спорную квартиру в настоящий момент не зарегистрированы.
Согласно ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991г. N 1541-I не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
При этом согласно ч. 2 указанной статьи допускает приватизация и служебных жилых помещений, но лишь с согласия его собственника.
Вместе с тем, как уже указывалось выше, спорная квартира статусом служебной не обладает.
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, а также отсутствие в материалах дела иных доказательств, препятствующих приватизации и установленных ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991г. N 1541-I и ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998г. N 76-ФЗ норм, вести речь о необоснованности требований истцов не представляется возможным.
Согласно положениям ст. 8 Закона РФ от 04.07.1991г. N 1541-I, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему на основании договора социального найма жилого помещения, он может признать право собственности в порядке приватизации в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что у истцов возникло право на приватизацию спорной квартиры, реализовать которое без судебного решения они возможности не имеют.
Кроме того, судом установлено, что данное жилое помещение может выступать объектом приватизации, истцы в него вселились законно, проживают в нем и не использовали право бесплатной приватизации жилого помещения.
Согласно ст. 8 ГК РФ одним из оснований возникновения гражданских прав является решение суда. В приведенной связи, разрешение судом спора по заявленным требованиям и вынесение решения о признании за истцами права собственности на спорное жилое помещение не требует заключение договора о передаче жилого помещения в собственность гражданам в порядке приватизации, поскольку является самостоятельным основанием для регистрации права собственности в установленном законом порядке.
Ссылка автора жалобы о необходимости истребования сведений о правах на спорное жилое помещение и правоустанавливающих документов в ФГКУ "Центррегионжилье", судебная коллегия не может принять во внимание, поскольку указанное ходатайство сторонами в суде первой инстанции не заявлялось, а сам ответчик или автор жалобы не лишены были в обоснование своих возражений представлять любые доказательства.
В целом, доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда, с которыми согласилась судебная коллегия, и не содержат обстоятельств, которые не были исследованы судом и нуждаются в дополнительной проверке, правильности выводов суда не опровергают и не могут повлечь отмену или изменение состоявшегося судебного постановления.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 06 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ? без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.