Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Мотрохова А.Б.
судей Дьякова А.Н., Башкатовой Е.Ю.
при секретаре Квасовой Ю.С.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Министерства образования Омской области - Ушаковой Е. Н.
на решение Центрального районного суда г. Омска от 20 марта 2014 года о возложении на Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области обязанности предоставить Бутц В. А. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилищного фонда не ниже установленных социальных норм в соответствии с Порядком обеспечения жилой площадью по договорам найма специализированных жилых помещений найма детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденным постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года N 284-п.
Заслушав доклад судьи Дьякова А.Н., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Бутц В.А. обратился в суд с иском к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области о предоставлении жилого помещения, указывая, что относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать - БГП была лишена родительских прав, отец - БАЯ записан со слов матери. Постановлением Главы местного самоуправления Исилькульского района N 560 от 23.09.1999 года над ним была установлена опека, опекуном назначен Петров В.И. Постановлением Главы Исилькульского муниципального образования N 1165 от 04.12.2003 опекуном была назначена Попова Л.А. Постановлением Главы Исилькульского муниципального района N 424 от 30.03.2006 года опекуном назначен БЕА 24.08.2007 он был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. В настоящее время, в связи с отсутствием собственного жилья, вынужден проживать у брата БЕА по адресу: " ... ". С учетом уточнения заявленных требований просил обязать ответчиков предоставить ему благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилищного фонда не ниже установленных социальных норм.
В судебном заседании истец Бутц В.А. уточненные требования поддержал.
Представитель ответчика Министерства образования Омской области Аленчикова И.В. возражала против удовлетворения заявленных требований, указывая на то, что истец состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано. Полагает, что жилищные права истца ответчиками нарушены не были.
Представитель ответчика Министерства имущественных отношений Омской области Огнева Е.А. против удовлетворения заявленных требований возражала.
Представитель ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области в судебном заседании участия не принимал, при его надлежащем извещении.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе и дополнении к ней просит представитель Министерства образования Омской области, ссылаясь на допущенные судом нарушения судом норм материального права. Право истца на обеспечение жилым помещением ими не оспаривается. Министерством были выполнены все необходимые действия для обеспечения истца жильем в рамках полномочий, возложенных на них Порядком предоставления жилых помещений данной категории лиц, и жилищные прав истца не нарушены. Факт их бездействия истцом не доказан. Названный Порядок не предусматривает незамедлительное предоставление жилого помещения по достижении 18 лет. Обеспечение жилым помещением носит длительный характер. Резолютивная часть решения должна содержать также конкретные данные о том, кто из ответчиков какие действия должен произвести. Вынесенное решение нарушает права и законные интересы иных лиц (детей-сирот), которые были поставлены на учет ранее истца. В связи с внесенными постановлением Правительства Омской области от 14.05.2014 N 98-п в пункт 2 Порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области изменениями, единственным уполномоченным органом исполнительной власти по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в соответствии с порядком в настоящее время является министерство имущественных отношений Омской области (далее Министерство имущества), в связи с чем просила изменить резолютивную часть обжалуемого решения, путем исключения из обязанных органов исполнительной власти Омской области по предоставлению истцу жилого помещения Министерства образования Омской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом (л.д. 75-78), в судебное заседание не явились истец Бутц В.А., представители ответчиков Министерства имущественных отношений, Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, о причинах неявки не сообщили, доказательства уважительности этих причин не представили. Дело рассмотрено в их отсутствие по правилам ст. 167, 327 ГПК РФ.
Проверив материалы настоящего гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Министерства образования - по доверенности Ушаковой Е.Н., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, закреплен перечень лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно положениям ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действующей с 01.01.2013) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В связи с изменениями Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", было изменено и содержание ст. 57 ЖК РФ, из которой исключен пункт 2 части 2 статьи.
При этом в соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и ранее действовавшее право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет. Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
Как установлено судебным разбирательством и следует из материалов дела родителями Бутц В.А., " ... "1989 года рождения, являются БГП и БАЯ, при этом сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери.
Решением Исилькульского районного суда Омской области от 29.04.1999 БГП ограничена в родительских правах в отношении несовершеннолетнего Бутц В.А., в связи с чем Постановлением Главы местного самоуправления Исилькульского района N 560 от 23.09.1999 опекуном несовершеннолетнего Бутц В.А. назначен ПВИ
Решением Исилькульского городского суда Омской области от 02.04.2003 БГП лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего Бутц В.А. Постановлением Главы Исилькульского муниципального образования N 1165 от 04.12.2003, в связи со смертью ПВИ, попечителем несовершеннолетнего Бутц В.А. была назначена ПЛА
Постановлением Главы Исилькульского муниципального района N 424 от 30.03.2006 попечителем несовершеннолетнего Бутц В.А. назначен БЕА
Постановлением Главы Исилькульского городского поселения N 116 от 24.08.2007 Бутц В.А. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
До 2004 года Бутц В.А. обучался в МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 2", затем поступил в ГОУ Омской области НПО "Профессиональное училище N 28", где обучался до 2008 года.
В 2013 году Бутц В.А. окончил обучение в ФГБОУ ВПО "Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина", получил диплом о присуждении квалификации "инженер".
С 08.07.2004 по настоящее время истец Бутц В.А. зарегистрирован по адресу: Омская область, " ... ".
В соответствии с ответом Министерства образования Омской области от 19.03.2014 Бутц В.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на территории Исилькульского муниципального района Омской области. Номер в списке по состоянию на 18.03.2014 - 9.
Из справки Главы городского поселения Администрации Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области от 31.01.2011 N 52 следует, что в период с 2007 по 01.12.2010 Администрацией Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области жилье социального найма Бутц В.А. не прдоставлялось.
Таким образом, истец Бутц В.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержки.
Согласно сведениям Государственного предприятия Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства" и Управления Росреестра по Омской области истец в числе собственников объектов недвижимого имущества не значится.
Таким образом, Бутц В.А. в возрасте до 18 лет остался без попечения родителей, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Представленными документами подтверждено, что на момент принятия истца на учет для предоставления жилья, его возраст составлял менее 23 лет. Ответчиками не оспаривалось, что до настоящего времени истцом жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, либо по договору социального найма, не получено. Закрепленного жилого помещения истец не имеет. Не оспаривалось ответчиками и право истца состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору найма специализированного жилого помещения.
Суд первой инстанции, исследовав представленные истцом доказательства, правильно пришел к выводу о том, что истец, как лицо, оставшееся без попечения родителей и не являющееся нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения, либо иным способом реализовавшего свое право на получение жилого помещения, вправе ставить вопрос о предоставлении ему жилого помещения.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.
Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 N 284-п утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области (далее - Порядок), согласно которому приобретение жилых помещений в целях формирования специализированного жилищного фонда Омской области для детей-сирот осуществляется Министерством имущества и Министерством строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области на основании заявок Министерства образования, определяющих количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области.
В приведенной связи суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность по предоставлению Бутц В.А. жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области, поскольку возможность предоставления жилого помещения истцу обусловлена деятельностью всех названных органов исполнительной власти Омской области.
Податель апелляционной жалобы указывает на недоказанность нарушений прав истца Министерством образования Омской области, ссылаясь на то, что в 2013 году в соответствии с п. 4 Порядка им сформированы заявки, определяющие количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области, и направлены в Минимущества Омской области и Минстроительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
Вместе с тем согласно п. 9, 10 Порядка Министерство образования в течение 2 рабочих дней со дня получения запроса Минимущества Омской области о предоставлении сведений о детях-сиротах, с которыми необходимо заключить договор найма специализированного жилого помещения, и направления информации о количестве и месте нахождения жилых помещений, включенных в специализированный жилищный фонд Омской области, обязано предоставить сведения о детях-сиротах с учетом дат их рождения, состоящих в списке и зарегистрированных по месту жительства в соответствующем муниципальном образовании.
Однако данные действия Министерством образования совершены не были.
Ссылка подателя жалобы на то, что выполнение данных действий возможно только после окончания строительства жилых помещений, регистрации права собственности Омской области на них и включения их в специализированный жилищный фонд, о выполнении Министерством образования возложенных на него обязанностей не свидетельствует и на законность постановленного решения не влияет.
Учитывая изложенное, довод жалобы о недоказанности нарушений прав истца Министерством образования является необоснованным и судебной коллегией отклоняется, поскольку после постановки на учет в качестве нуждающегося жилое помещение истцу не предоставлено, действий, направленных непосредственно на реализацию данного права Министерством образования совершено не было. Само по себе ведение учета детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, без совершения указанных действий не свидетельствует о полном и надлежащем исполнении возложенных на Министерство образования функций.
Указания в жалобе на то, что названный Порядок предоставления жилых помещений не предусматривает незамедлительное предоставление жилого помещения по достижении 18 лет, обеспечение жилым помещением носит длящийся характер, при этом в список, формируемый Министерством образования Омской области, истец включен и его право будет реализовано, являются неубедительными, поскольку о безусловном предоставлении Бутц В.А. жилого помещения и выполнении возложенных на Министерство обязанностей не свидетельствует.
Ссылка в жалобе на нарушение прав иных лиц (детей-сирот), которые были поставлены на учет ранее истца, состоятельной не является, поскольку в резолютивной части решения содержится указание на обеспечение истца жилой площадью в соответствии с названным выше Порядком предоставления жилых помещений. Выводов о праве истца именно на внеочередное получение жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда решение не содержит.
Довод жалобы о неконкретности резолютивной части решения не влечет отмену судебного постановления, поскольку названным выше Порядком подробно регламентированы полномочия органов исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, в связи с чем отсутствует необходимость перечисления определенных действий каждого из ответчиков, которые им необходимо выполнить для обеспечения Бутц В.А. жильем.
Довод апеллянта о необходимости изменения резолютивной части обжалуемого решения, путем исключения из числа обязанных органов исполнительной власти Омской области по предоставлению истцу жилого помещения Министерства образования Омской области, в связи с внесенными постановлением Правительства Омской области от 14.05.2014 N 98-п в пункт 2 Порядка изменениями, согласно которым единственным уполномоченным органом исполнительной власти по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в соответствии с порядком в настоящее время является министерство имущественных отношений Омской области, состоятельным не является, поскольку изменения в указанный нормативный правовой акт внесены после постановления обжалуемого решения суда.
Вместе с тем, не имеется препятствий для разрешения вопроса об исключении Министерства образования Омской области из числа обязанных органов исполнительной власти Омской области по предоставлению истцу жилого помещения в стадии исполнения судебного акта, после вступления его в законную силу.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Омска от 20 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.