Судебная коллегия по гражданским делам О. областного суда в составе: председательствующего Мотрохова А.Б.
судей областного суда Зубовой Е.А., Башкатовой Е.Ю.
при секретаре: Кучуковой Д.А.
рассмотрела в судебном заседании от 28 мая 2014 г. дело по апелляционной жалобе представителя Министерства образования О. области Окунева А.С. на решение Центрального районного суда г. Омска от " ... ", которым постановлено: "Исковые требования Федоровой О. А. к Министерству образования О. области, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса О. области, Министерству имущественных отношений О. области о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать Министерство образования О. области, Министерство имущественных отношений О. области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса О. области предоставить Федоровой О. А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда О. области, утвержденным постановлением П. О. области от 19 декабря 2012 года N 284- п".
Заслушав доклад судьи областного суда Башкатовой Е.Ю., судебная коллегия по гражданским делам О. областного суда
УСТАНОВИЛА:
Федорова О.А. обратилась с иском к Министерству образования О. области, Министерству имущественных отношений О. области, департаменту жилищной политики Администрации г.Омска, П. О. области о предоставлении жилого помещения.
В обоснование иска указала, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот. Состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях с 2013 года, жилое помещение не представлено.
Уточнив требования, просила обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса О. области, Министерство имущественных отношений О. области, Министерство образования О. области предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Федорова О.А. уточненные требования поддержала в полном объеме.
Представитель Министерства имущественных отношений О. области Лакман Т.А. с иском не согласилась, пояснив, что право истца на получение жилого помещения ответчиками не нарушено, Федорова О.В. включена в список лиц, имеющих право на обеспечение жилым помещением. В соответствии с установленным порядком истцу будет предоставлено жилое помещение. Удовлетворение исковых требований Федоровой О.А. приведет к нарушению прав других лиц, вставших на учет ранее.
Представитель П. О. области Ильенко Р.В. просила в удовлетворении иска отказать, поскольку постановлением П. О. области от 19.12.2012 г. N 284-п утвержден порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей Министерства образования О. области, Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса О. области, департамента жилищной политики администрации г. Омска.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства образования О. области Окунев А.С. с решением суда не согласен, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, просил его отменить. Полагает, что действия Министерства образования по включению истца в список, формирование и направление заявок в Министерство имущества и Министерство строительства в установленные законодательством сроки указывают на исполнение необходимых и предусмотренных законодательством мер по обеспечению детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, состоящих в списке жилыми помещениями. Не доказан факт нарушения прав заявителя Министерством. Не оспаривают, что истец будет обеспечен жилым помещением в соответствии с предусмотренным Порядком.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Федорова О.А. возражала относительно изложенных доводов, в удовлетворении жалобы просила отказать.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу представитель П. О. области Ильенко Р.В. с решением суда также не согласна, считает, что действия Министерства образования по включению истца в список, формирование и направление заявок указывают на исполнение предусмотренных законом мер по обеспечению детей сирот жилыми помещениями.
Лица, участвующие в деле, " ... " надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке (л.д. 100-101).
Проверив материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Удовлетворяя исковые требования Федоровой О.А., " ... " года рождения, суд первой инстанции принял во внимание, что ее родителей Федорова А.В. и Федорову С.А. решением Центрального районного суда г. Омска от " ... " лишили родительских прав в отношении нее и младшей сестры Федоровой Е., со " ... " по " ... " за Федоровой О. было закреплено право пользования жилым помещением по адресу: " ... " " ... ", с " ... " по " ... " истец воспитывалась и находилась на полном государственном обеспечении в КОУ "Детский " ... "", с 2010 по 2013 года обучалась с БОУ О. области " О. механико-технологический техникум", по окончании которого ей присвоена квалификация "пекарь- 3 разряд, кондитер-2 разряд", в 2013 году принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма, помещение ей не предоставлено.
По сведениям государственного предприятия Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства" и Управления Росреестра по Омской области истец в числе собственников объектов недвижимого имущества не значится.
Согласно представленным документам на момент принятия истца на учет для предоставления жилья, ее возраст составлял менее 23 лет. Ответчиками не оспаривалось, что до настоящего времени истице жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, либо по договору социального найма, не предоставлялось. Право истца получить жилое помещение, предоставляемое по договору найма специализированного жилого помещения, ответчиками не оспаривалось.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что Федорова О.А. имеет право на предоставление жилого помещения специализированного жилого фонда.
В силу п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ, вступившего в законную силу с 01.01.2013), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме вышеуказанных лиц жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с действовавшей до 01.01.2013 редакцией п.1 ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В настоящее время отношения, связанные с предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда, урегулированы Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 N284-п.
Анализ положений Порядка N 284-п свидетельствует о том, что возможность предоставления жилого помещения Федоровой О.А. обусловлена деятельностью всех названных в Порядке N 284-п органов исполнительной власти Омской области.
Так, к компетенции Министерства образования Омской области отнесено.
- формирование заявок, определяющих количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области и направление их в Министерство имущества и Министерство строительства ежегодно не позднее 15 февраля текущего года пропорционально численности проживающих в соответствующем муниципальном образовании детей-сирот, состоящих в списке детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом, чье право на обеспечение жилым помещением возникло до начала текущего года, а также возникнет в текущем году, по данным на 1 января текущего года с учетом расчетной стоимости жилого помещения (п.п. 3, 4),
- предоставление на запрос Министерства имущества сведений о детях-сиротах, с которыми необходимо заключить договор найма специализированного жилого помещения (п.9, 10).
Довод о недоказанности факта нарушения прав Федоровой О.А. Министерством образования Омской области судебная коллегия отклоняет, поскольку на учете нуждающихся в получении жилого помещения она состоит, на момент рассмотрения судебной коллегией настоящего дела Федоровой О.А. жилое помещение предоставлено не было.
В жалобе Министерство образования Омской области ссылается на то, что им сформированы заявки, определяющие количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ г. Омск Омской области, и направлены в Министерство имущества и Министерство строительства. Ответчик фактически указывает на то, что им формируется очередь из указанной категории лиц на получение жилых помещений по договорам специализированного найма. Постановленное судом решение, по мнению ответчика, повлечет нарушение очередности предоставления жилых помещений.
Данный довод жалобы не может быть принят во внимание.
Ни нормами Жилищного Кодекса РФ, ни ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не предусмотрено предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке очередности. Нормами раздела 4 ЖК РФ не предусмотрено предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке очередности. Напротив ст. 8 указанного федерального закона установлено, что жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По письменному заявлению указанных лиц жилые помещения могут предоставляться после достижения возраста 18 лет: по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, федеральным законом установлено право лиц указанной категории на получение жилого помещения по достижении 18 лет, либо позже по их письменному заявлению.
Толкование ответчиками норм правовых актов Омской области, обязывающих их устанавливать указанных лиц и формировать списки для предоставления жилых помещений, как обязанность предоставления жилых помещений по спискам в порядке очередности, не соответствует нормам федеральных законов и правовых актов Омской области.
Кроме того, в Порядке N 284-п подробно изложены полномочия органов исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, в связи с чем необходимость перечисления определенных действий каждого из ответчиков, которые им необходимо выполнить для обеспечения Федоровой О.А. жильем, отсутствует.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 настоящего Кодекса, не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь статьями 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Омска от 26 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.