Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Лисовского В.Ю.
судей Шукеновой М.А., Ланцовой М.В.
с участием прокурора Липинской Е.Г.
при секретаре Путиловой М.Л.
рассмотрела в судебном заседании 28 мая 2014 года дело по апелляционной жалобе представителя ответчика ГУ - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Куйбышевского районного суда города Омска от 13 марта 2014 года, которым постановлено:
"Исковые требования Прокурора Ленинского АО г. Омска в интересах Зиновьевой Е. А. удовлетворить в полном объеме.
Обязать Государственное учреждение - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить Зиновьевой Е. А. путевку на санаторно-курортное лечение в соответствии с рекомендуемым профилем заболевания за счет средств федерального бюджета."
Заслушав доклад судьи областного суда Лисовского В.Ю., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского АО г. Омска в интересах Зиновьевой Е.А. обратился в суд с иском Управлению Министерства труда и социального развития Омской области по г. Омску (далее также - УМТСР по г. Омску) о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение. В обоснование иска он указал, что Зиновьева Е.А. является инвалидом " ... ", состоит на учете в БУ Омской области "КЦСОН "Родник" Ленинского АО г. Омска, имеет право на получение набора социальных услуг, в частности, подлежит обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение в 2013 году, в выдаче которой ей отказано в связи с отсутствием финансирования. Прокурор просил возложить на УМТСР по г. Омску обязанность предоставить Зиновьевой Е.А. путевку на санаторно-курортное лечение в соответствии с рекомендуемым профилем заболевания за счет средств федерального бюджета.
Судом к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Государственное учреждение - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее также - ГУ - ОРО ФСС РФ), Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Омской области, Министерство труда и социального развития Омской области, Правительство Омской области.
Истец Зиновьева Е.А. в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Помощник прокурора Ленинского АО г. Омска Усенко А.А. в судебном заседании иск поддержала по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика УМТСР по городу Омску Кин Т.Г. в судебном заседании иск не признала, указав, что Управление является ненадлежащим ответчиком, поскольку с 01.01.2014 г. полномочия по предоставлению путевок переданы ГУ - ОРО ФСС РФ.
Представитель ответчика Государственного учреждения - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Хараджа С.С. в судебном заседании иск не признал, указав, что Министерством труда и социального развития Омской области не исполнена обязанность по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение истцу, сведения о неисполненных обязательствах по обеспечению льготных категорий граждан путевками на санаторно-курортное лечение за период 2011-2013 г.г. не передавались в Фонд социального страхования, финансирование на эти цели из средств федерального бюджета не производилось.
Представители ответчиков Министерства финансов РФ, Министерства финансов Омской области, Министерства труда и социального развития Омской области, Правительства Омской области и третьего лица БУ ОО "Комплексный центр социального обслуживания населения "Родник" будучи надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ - Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ просит решение отменить, ссылаясь на отсутствие оснований для возложения на Фонд ответственности за неисполнение УМТСР по г. Омску обязанности по обеспечению санаторно-курортным лечением истца в период с 2011-2013 годов, указав, что у Фонда такая обязанность возникла только с 01.01.2014 г., личные дела граждан для получения путевок им не переданы, заявления граждан не могли им передаваться, поскольку отсутствует разрешение на обработку их персональных данных; считает недоказанным факт отсутствия у УМТСР по г. Омску средств на обеспечение санаторно-курортными путевками и полагает, что Управление обязано было использовать средства бюджета Омской области на эти цели. Также ответчик указывает, что предоставление социальных услуг является правом государства, реализация которого находится в зависимости от финансовой обеспеченности бюджета, но в бюджете Фонда денежных средств на финансирования этих обязательств не предусмотрено. Полагает, что суд незаконно не отразил в решении, бюджет какого года следует применять. Предоставление в текущем году путевок гражданам, право которых возникло в 2013 году, нарушит права лиц, имеющих право на санаторно-курортное лечение в 2014 году.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель Правительства Омской области Ильенко Р.В. просит оставить ее без удовлетворения, ссылаясь на несостоятельность изложенных в ней доводов, отсутствие у Правительства полномочий по приобретению путевок на санаторно-курортное лечение.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель Министерства финансов Омской области Нагорная И.С. просит оставить ее без удовлетворения, ссылаясь на то, что финансирование исполнения возложенного на ГУ - Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ обязательства по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение с 01.01.2014 г. осуществляется за счет средств федерального бюджета, а не за счет средств бюджета Омской области.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Ленинского АО г. Омска Бондаренко В.А. просит оставить ее без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность изложенных в решении выводов суда.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие участвующих лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщивших причин неявки и не просивших об отложении дела.
Проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Липинской Е.Г., полагавшей решение законным и обоснованным, обсудив доводы жалобы, письменных возражений относительно апелляционной жалобы, исследовав дополнительные доказательства, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда не находит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Из материалов дела следует, что 01.11.2011 Зиновьева Е.А., являющаяся инвалидом III группы бессрочно, обратилась в УМТРС по г. Омску за предоставлением путевки на санаторно-курортное лечение. Учетный номер Зиновьевой Е.А. по обеспечению путевкой по г. Омску и Омской области - 353. До настоящего времени путевка ей не предоставлена.
Право истца как инвалида на обеспечение санаторно-курортным лечением в 2011-2013 годах подтверждено представленными документами и ответчиками не оспаривается. Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" установлены правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам иным категориям граждан. Предоставление при наличии медицинских показаний путёвки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, входит в состав набора предоставляемых инвалидам социальных услуг (пункт 8 статьи 6.1, пункт 1.1 части 1 статьи 6.2 названного Федерального закона). По общему правилу, сформулированному в статье 6.3 этого Федерального закона, периодом предоставления гражданам этой социальной услуги является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрёл право на получение социальной услуги, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
Ссылка ГУ - ОРО ФСС РФ на нарушение прав и законных интересов иных лиц постановленным судом решением не может приниматься во внимание, так как предоставление данной социальной услуги не поставлено в зависимость от количества лиц, имеющих на неё право. Требования истца, равно как и оспариваемое решение суда не затрагивают права третьих лиц в данной области, а направлены на защиту и восстановление нарушенного права Зиновьевой Е.А. в части обеспечения санаторно-курортным лечением.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ГУ - ОРО ФСС РФ является ненадлежащим ответчиком по рассматриваемому делу, не основаны на законе.
В соответствии с пп. "ж" п. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесены к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В развитие указанных положений Конституции РФ Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определены общие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации. В частности, в п. 2 ст. 26.3 этого Федерального закона приведён исчерпывающий перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации; этим перечнем не предусмотрено оказание государственной социальной помощи в виде обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение.
Пунктом 10 ст. 4 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов отнесено утверждение и финансирование федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Согласно ст. 10 этого Федерального закона государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. При этом Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждённый распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р, предусматривает наряду с другими мероприятиями и санаторно-курортное лечение.
С учётом вышеперечисленных положений законодательства судебная коллегия считает, что обязательства по предоставлению гражданам из числа инвалидов санаторно-курортного лечения относятся к расходным обязательствам федерального бюджета.
Статьей 26.8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрена возможность передачи федеральными органами исполнительной власти осуществления части своих полномочий органам власти субъекта Российской Федерации по соглашениям между ними, при этом указано, что в соглашениях должен быть предусмотрен порядок финансирования осуществления этих полномочий.
Соглашением, заключенным между Минздравсоцразвития РФ и Правительством Омской области и утвержденным распоряжением Правительства РФ от 27.12.2010 N 2424-р, органам власти Омской области были переданы полномочия Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путёвок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (л.д. 49-67). В соответствии со ст. 5 Соглашения исполнение преданных полномочий осуществляется Правительством Омской области за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в форме субвенций. Во исполнение этого Соглашения Постановлением Правительства Омской области 27.12.2010 N 277-п были установлены порядок оказания государственной социальной помощи и ответственные за это органы исполнительной власти - Минтрудсоцразвития Омской области и его органы на местах.
Данное соглашение действовало с 01.01.2011 по 31.12.2013. В период его действия обязанность по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение была возложена на Минтрудсоцразвития Омской области и его территориальный орган, в связи, с чем Зиновьева Е.А. обращалась с указанным заявлением в УМТРС по г. Омску. Распоряжением Правительства РФ от 20.12.2013 N 2452-р утверждено новое Соглашение между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительством Омской области о передаче Правительству Омской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, вступившее в силу с 01.01.2014, которым не предусматривается передача органам власти Омской области полномочий по предоставлению путёвок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Также с 01.01.2014 на основании Постановления Правительства Омской области от 24.12.2013 N 353-п утратило силу Постановление Правительства Омской области 27.12.2010 N 277-п.
Таким образом, Омская область с 01.04.2014 не является субъектом исполнения федеральных полномочий по обеспечению санаторно-курортным лечением отдельных категорий граждан. В соответствии со ст. ст. 6 и 8 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101, исполнение указанных полномочий возложено на Фонд социального страхования РФ.
Согласно п. 4 ст. 5 Федерального закона от 02.12.2013 N 322-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" ФСС РФ в 2014 году осуществляет расходы по оплате стоимости путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации, а также стоимости проезда на междугородном транспорте к месту осуществляемого за счет средств федерального бюджета лечения в санаторно-курортных организациях.
31.12.2013 в соответствии с актом ГУ - ОРО ФСС РФ получило от Минтрудсоцразвития Омской области сведения о состоящих на учете гражданах, подавших заявления о предоставлении санаторно-курортных путевок и о выданных путевках. 13.01.2014 г. данному ответчику были также переданы личные дела таких граждан, что подтверждается имеющимися в материалах дела актами (л.д. 68-71). В связи с этим доводы жалобы о невозможности получения ГУ - ОРО ФСС РФ личных дел граждан, имеющих право на обеспечение санаторно-курортным лечением, судебная коллегия считает несостоятельными.
Согласно приложению N 4.1 "Безвозмездные поступления в областной бюджет на 2011 год" к Закону Омской области от 09.12.2010 N 1313-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год" предусматривалось получение субвенций в 2011 году на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в размере 108 384 100 руб. Согласно приложению N 5 "Безвозмездные поступления в областной бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" к Закону Омской области от 22.11.2011 N 1403-ОЗ "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" предусматривалось получение субвенций в 2012 году на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в размере 66 666 600 руб. Согласно приложению N 5 "Безвозмездные поступления в областной бюджет на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" к Закону Омской области от 25.12.2012 N 1500-ОЗ "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусматривалось получение субвенций в 2013 году на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в размере 68 567 000 руб.; получение субвенций на эти цели в 2014 и 2015 годах не предусмотрено.
В соответствии с приложением N 3 к Закону Омской области от 31.07.2012 N 1471-ОЗ "Об исполнении областного бюджета за 2011 год" на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно было израсходовано 106 384 100 руб., что составило 98,2% от суммы субвенций. Согласно приложения N 3 к Закону Омской области от 17.07.2013 N 1564-ОЗ "Об исполнении областного бюджета за 2012 год" на оказание этого вида государственной социальной помощи было израсходовано 65 090 659,21 руб., что составило 94,8% от суммы субвенции. Данные обстоятельства подтверждаются также представленными в суд апелляционной инстанции отчётами Минтрудсоцразвития Омской области о расходовании средств, полученных в виде субвенций из федерального бюджета, согласно которых в 2011 году из выделенных федеральным бюджетом субвенций непосредственно на санаторно-курортное лечение было потрачено 98 380 100 руб., на бесплатный проезд 8 025 900 руб.; в 2012 году - на санаторно-курортное лечение 56 181 200 руб., на проезд 8 909 500 руб.
Закон Омской области об исполнении областного бюджета за 2013 год на настоящий момент не принят, однако, согласно отчёта о расходовании субвенций за 2013 год из полученных 72 121,06 тыс. руб. израсходовано на санаторно-курортное лечение 53 565,73 тыс. руб. и на бесплатный проезд 7 220,13 тыс. руб. Остаток неизрасходованных средств в сумме 11 335,2 тыс. руб. в соответствии с п. 5 ст. 242 БК РФ был возвращен в федеральный бюджет, что подтверждается представленным прокурором платёжным поручением N 5428983 от 17.01.2014 г.
Доказательств нецелевого расходования Министерством труда и социального развития Омской области средств, предоставленных в виде субвенций, нет. При этом из представленной в ходе апелляционного рассмотрения переписки органов исполнительной власти Омской области следует, что течение всего периода действия соглашения о передаче органам власти Омской области полномочий по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение выделявшихся в виде субвенций средств было явно недостаточно для исполнения всех обязательств. В 2013 году было обеспечено путевками только 23 процента лиц соответствующей категории, и для исполнения всех заявок требовалось дополнительно около 200 млн. руб.
Указанное свидетельствует о том, что размер предоставляемых бюджету Омской области субвенций не обеспечивал возможность своевременного предоставления Зиновьевой Е.А. путевки на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда к месту лечения и обратно за их счёт. С учётом приведённых выше обстоятельств доводы жалобы о том, что суд первой инстанции не исследовал вопрос целевого использования субвенций органами власти Омской области отмену постановленного решения повлечь не может, так как факт их надлежащего расходования установлен судом апелляционной инстанции на основании представленных доказательств.
Органы власти Омской области несут ответственность за исполнение переданных им полномочий Российской Федерации только в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставленных на осуществление соответствующих полномочий, что обусловлено положениями п. 3 ст. 26.20 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ, а также нормами Бюджетного кодекса РФ. В частности, в соответствии со ст. ст. 30 и 31 БК РФ принципами бюджетной системы являются разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; самостоятельность бюджетов, что заключается в закреплении в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в праве органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).
Довод жалобы о наличии у органов власти Омской области обязанности предоставлять соответствующей категории граждан путевки на санаторно-курортное лечение за счёт средств бюджета Омской области, обусловленной положениями п. 1.6 ст. 3 Соглашения, судебная коллегия считает необоснованным. Указанный пункт предусматривает возможность органов власти Омской области за счёт средств своего бюджета предоставлять дополнительно к гарантированным федеральным законодательством социальным услугам иные услуги, не входящие в федеральный перечень, и не изменяет порядок предоставления и источник финансирования социальных услуг, включённых в Федеральный перечень и являющихся предметом данного спора.
Согласно ст. 5 указанного Соглашения исполнение преданных Правительству Омской области федеральных полномочий должно было осуществляться за счёт субвенций, передаваемых из федерального бюджета в бюджет Омской области. Данное условие Соглашения соответствует правилам, предусмотренным абз. 6 п. 1 и п. 4 ст. 85 БК РФ, согласно которым расходные обязательства субъекта Российской Федерации, возникшие в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета. В силу п. 5 ст. 242 БК РФ не использованные в текущем финансовом году межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были предоставлены.
На данный момент ни в силу закона, ни в силу соглашения между уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации и Омской области Минтрудсоцразвития Омской области не обладает полномочиями по оказанию социальной помощи в виде предоставления лицам из числа инвалидов путевок на санаторно-курортное лечение, и не наделено необходимыми для этого средствами. С 01.01.2014 г. соответствующие обязательства перешли к Фонду социального страхования РФ в лице Омского регионального отделения, которое в силу п. 28 Положения о фонде социального страхования Российской Федерации осуществляют финансовую деятельность по обеспечению социального страхования в регионе.
При этом Фонд социального страхования Российской Федерации не может быть освобождён от исполнения указанных обязанностей вследствие истечения календарного года, установленного для предоставления гражданам социальных услуг частью 2 статьи 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи", так как указанная норма направлена на определение срока, в пределах которого государство гарантирует гражданину реализацию его прав. Неисполнение обязанностей перед истцом не является основанием для лишения принадлежащего ему права на обеспечение путёвкой на санаторно-курортное лечение.
В связи с изложенным ссылка ГУ - ОРО ФСС РФ на то, что они являются ненадлежащим ответчиком, противоречит нормам закона и не может быть признана обоснованной.
Изложенное в жалобе суждение о том, что предоставление данной меры социальной защиты истцу является правом государства и подлежит исполнению только при наличии достаточного бюджетного финансирования, основаны на неверном толковании норм права, из которых следует, что обеспечение санаторно-курортным лечением лиц, имеющих на это право и обратившихся для его реализации, является обязанностью уполномоченных государством органов и не зависит от размера финансирования таких органов.
Довод жалобы об отсутствии в решении указания на то, за счёт средств бюджета какого года надлежит исполнять обязанность по предоставлению истцу путевки, о незаконности постановленного решения не свидетельствует, так как разрешение вопроса о конкретном источнике и статьях расходов бюджета, за счёт которых должно исполняться решение, относится к компетенции должника.
С учётом изложенного обжалуемое решение судебная коллегия считает законным и обоснованным. При рассмотрении спора суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для его разрешения, дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, не нарушил нормы материального и процессуального права. Оснований к отмене или изменению обжалуемого решения нет.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куйбышевского районного суда города Омска от 13 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.