Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Лисовского В.Ю.,
судей Ланцовой М.В., Шукеновой М.А.,
при секретаре Путиловой М.Л. рассмотрела в судебном заседании 28 мая 2014 года дело по апелляционной жалобе ГУ Омского регионального отделения ФСС РФ на решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 13 марта 2014 года, которым постановлено:
"Исковое заявление удовлетворить.
Обязать государственное учреждение Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ предоставить Алексеенко А. Т. путевку на санаторно-курортное лечение за " ... " год в соответствии с рекомендуемым профилем и местом лечения за счет средств федерального бюджета".
Заслушав доклад судьи областного суда Ланцовой М.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Алексеенко А.Т. обратился в суд с иском к Управлению Министерства труда и социального развития Омской области по г. Омску о возложении обязанности предоставить путёвку на санаторно-курортное лечение, указав, что является участником ликвидации катастрофы на ЧАЭС, а также инвалидом " ... " группы в связи с аварией на ЧАЭС бессрочно. Полагал, что так как он не отказывался в " ... " году от получения социальных услуг, входящих в социальный пакет, ответчик обязан предоставить ему путёвку на санаторно-курортное лечение. До настоящего времени такая социальная услуга ему не оказана, несмотря на факт нуждаемости его в лечении. Просил суд обязать ответчика предоставить путёвку на санаторно-курортное лечение за " ... " год за счёт средств федерального бюджета.
В судебном заседании истец заявленное требование поддержал.
Представитель Управления Министерства труда и социального развития Омской области по г. Омску Кин Т.Г. просила в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на то, что в настоящее время Управление является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям.
Представитель привлеченного к участию в дело в качестве соответчика - ГУ ОРО ФСС РФ Хараджа С.С. в судебном заседании исковые требования не признал, полагал, что Учреждение является ненадлежащим ответчиком.
Представитель привлеченного к участию в дело в качестве соответчика Министерства труда и социального развития Омской области Верейкина Ю.В. в судебном заседании требования не признала.
Представитель привлеченного к участию в дело в качестве соответчика Правительства Омской области по доверенности Ильенко Р.В. в судебном заседании исковые требования не признала.
Представитель привлеченного к участию в дело в качестве третьего лица Министерства труда и социальной защиты РФ в судебное заседание не явился.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ГУ Омского регионального отделения ФСС РФ просит решение суда отменить. Ссылается на то, что отделение Фонда осуществляет полномочия по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение с 01.01.2014 года. Отделение Фонда не может отвечать за неисполнение МТСР Омской области указанных полномочий за 2011-2013 годы. Федеральный закон о бюджете ФСС и Постановление ФСС РФ от 13.12.2013 N250 не предусматривает выделение ГУ Омскому региональному отделению ФСС РФ ассигнований из федерального бюджета на финансирование обязательств неисполненных МТСР Омской области. Судом не исследован вопрос о причинах неисполнения МТСР Омской области обязанностей в части обеспечения санаторно-курортным лечением, о целевом расходовании средств федерального бюджета, поступавших в бюджет Омской области в виде субвенций. Документы, связанные с обеспечением санаторно-курортным лечением отделению Фонда от МТСР не поступали. Вывод суда о передаче от Министерства Фонду неисполненных обязательств по обеспечению льготных категорий граждан путевками на санаторно-курортное лечение, не соответствует материалам дела. Предоставление социальных услуг является правом государства, не носящим гарантийного характера, при этом реализация указанного права находится в зависимости от финансовой обеспеченности бюджета. Помимо получения путевки нуждающееся в ней лицо вправе получить ее денежную компенсацию, при этом получение путевки в судебном порядке нарушает права иных граждан, состоящих на учете как нуждающиеся в ее получении.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель Министерства финансов Омской области Нагорная И.С. полагает решение суда законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Проверив материалы настоящего гражданского дела, заслушав истца Алексеенко А.Т., возражавшего против отмены решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как следует из материалов дела, Алексеенко А.Т. является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в " ... " году, инвалидом " ... " группы бессрочно, инвалидность установлена повторно " ... ", имеет право на компенсации и льготы, предусмотренные Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" ( " ... "
Как лицо, подвергшееся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в силу пп. 1.1 п. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" имеет право на обращение за предоставлением ему набора социальных услуг, в том числе, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.
Истец поставлен на учет в БУ КЦСОН "Сударушка" КАО г. Омска для обеспечения санаторно-курортной путевкой. В списке учета от " ... " истец состоит под N " ... " ( " ... ").
В соответствии со справкой формы N " ... " от " ... " ( " ... ") Алексеенко А.Т. в связи с заболеванием рекомендовано санаторно-курортное лечение ( " ... ").
Право истца на получение санаторно-курортной путевки ответчиками по делу не оспаривалось.
Вместе с тем, несмотря на обращение Алексеенко А.Т. в " ... " года в Управление Минтрудсоцразвития Омской области по г. Омску с заявлением об обеспечении его санаторно-курортным лечением, путевка на санаторно-курортное лечение за " ... " года предоставлена истцу не была.
Согласно ответу Минтрудсоцразвития Омской области по г. Омску, учитывая недостаточность финансовых средств, поступающих из федерального бюджета в " ... " годах, и количество граждан, нуждающихся в санаторно-курортном лечении и проживающих в КАО г. Омска, обеспечить истца путевкой в " ... " году не представлялось возможным ( " ... ").
Не согласившись с отказом в предоставлении путевки в " ... " году, " ... " Алексеенко А.Т. обратился с настоящим иском в суд ( " ... ").
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является ГУ - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Соглашаясь с выводом суда первой инстанции, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с пп. "ж" п. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесены к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу ст. ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде социальной услуги, как предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации.
Пунктом 10 ст. 4 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов отнесено утверждение и финансирование федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Согласно ст. 10 этого Федерального закона государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. При этом Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждённый распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р, предусматривает наряду с другими мероприятиями и санаторно-курортное лечение.
При таком положении судебная коллегия приходит к выводу о том, что обязательства по предоставлению гражданам из числа инвалидов санаторно-курортного лечения относятся к расходным обязательствам федерального бюджета.
Статьей 26.8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрена возможность передачи федеральными органами исполнительной власти осуществления части своих полномочий органам власти субъекта Российской Федерации по соглашениям между ними, при этом указано, что в соглашениях должен быть предусмотрен порядок финансирования осуществления этих полномочий.
Соглашением, заключенным между Минздравсоцразвития РФ и Правительством Омской области и утвержденным распоряжением Правительства РФ от 27.12.2010 N 2424-р, органам власти Омской области были переданы полномочия Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение.
В соответствии со ст. 5 Соглашения исполнение преданных полномочий осуществляется Правительством Омской области за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в форме субвенций.
Указанные полномочия в соответствии с условиями Соглашения реализуются Правительством Омской области с 01.01.2011.
Данное соглашение было заключено сроком на 1 год при возможности безусловной пролонгации на тот же срок, если любая из сторон не заявит об отказе от него.
Во исполнение этого Соглашения Постановлением Правительства Омской области 27.12.2010 N 277-п были установлены порядок оказания государственной социальной помощи и ответственные за это органы исполнительной власти - Минтрудсоцразвития Омской области и его органы на местах.
Данное соглашение действовало с 01.01.2011 по 31.12.2013 г.
Распоряжением Правительства РФ от 20.12.2013 N 2452-р утверждено новое Соглашение между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительством Омской области о передаче Правительству Омской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, вступившее в силу с 01.01.2014, которым не предусматривается передача органам исполнительной власти Омской области полномочий по предоставлению путёвок на санаторно-курортное лечение. Указанное распоряжение вступило в силу с 01.01.2014г.
Также с 01.01.2014 на основании Постановления Правительства Омской области от 24.12.2013 N 353-п утратило силу Постановление Правительства Омской области 27.12.2010 N 277-п.
Таким образом, на момент подачи и рассмотрения настоящего искового заявления полномочия по оказанию данной меры государственной социальной помощи не были отнесены ни законом, ни соглашением к компетенции органов исполнительной власти Омской области.
Согласно ст. ст. 1, 2 Положения о Фонде социального страхования РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101, первый управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации, являясь специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.
В силу ст.ст. 6,8 названного Положения, исполнение полномочий по санаторно-курортному лечению возложено на Фонд социального страхования РФ, который исполняет их за счёт собственных средств.
Согласно п. 4 ст. 5 Федерального закона от 02.12.2013 N 322-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" ФСС РФ в 2014 году осуществляет расходы по оплате стоимости путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации, а также стоимости проезда на междугородном транспорте к месту осуществляемого за счет средств федерального бюджета лечения в санаторно-курортных организациях.
" ... " в соответствии с актом ГУ - ОРО ФСС РФ получило от Минтрудсоцразвития Омской области сведения о состоящих на учете гражданах, подавших заявления о предоставлении санаторно-курортных путевок и о выданных путевках ( " ... "), что исключает доводы апелляционной жалобы о том, что сведения о гражданах, имеющих право на санаторно-курортное лечение, и не получивших путевки не предоставлялись.
Отказ Омской области от реализации части федеральный полномочий в области санаторно-курортного лечения исключает возможность обеспечения Алексеенко А.Т. санаторно-курортным лечением непосредственно Минтрудсоцразвития Омской области и возлагает данную обязанность на органы Фонда социального страхования России.
Доводы апелляционной жалобы об обратном основаны на неверном толковании норм материального права и подлежат отклонению.
В приложению N 4.1 "Безвозмездные поступления в областной бюджет на 2011 год" к Закону Омской области от 09.12.2010 N 1313-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год" предусматривалось получение субвенций в 2011 году на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно в размере 108 384 100 руб.
Согласно приложению N 5 "Безвозмездные поступления в областной бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" к Закону Омской области от 22.11.2011 N 1403-ОЗ "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" предусматривалось получение субвенций в 2012 году на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в размере 66 666 600 руб.
В приложении N5 "Безвозмездные поступления в областной бюджет на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" к Закону Омской области от 25.12.2012 N 1500-ОЗ "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусматривалось получение субвенций в 2013 году на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в размере 68 567 000 руб., получение субвенций на эти цели в 2014 и 2015 годах не предусмотрено.
Таким образом, в соответствии со ст. 85 БК РФ законами о бюджете Омской области на 2011, 2012 и 2013 годы устанавливался лимит ответственности Омской области в части осуществления санаторно-курортного лечения отдельных категорий граждан.
В соответствии с приложением N 3 к Закону Омской области от 31.07.2012 N 1471-ОЗ "Об исполнении областного бюджета за 2011 год" расходы по оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно были исполнены в размере 106 384 100 руб.
Согласно приложению N 3 к Закону Омской области от 17.07.2013 N 1564-ОЗ "Об исполнении областного бюджета за 2012 год" расходы по оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно были исполнены в размере 65 090 659,21 руб.
На настоящий момент закон Омской области об исполнении областного бюджета за 2013 год еще не принят, однако, согласно отчёта о расходовании субвенций за " ... " год из полученных " ... " руб. израсходовано на санаторно-курортное лечение " ... ". руб. и на бесплатный проезд " ... ". руб. ( " ... "); остаток неизрасходованных средств в сумме " ... " руб. в соответствии с п. 5 ст. 242 БК РФ был возвращен в федеральный бюджет ( " ... ").
Целевое расходование средств, предоставленных бюджету Омской области в виде субвенций, подтверждается имеющимися в материалах дела отчетами о расходовании субвенций, направлявшимися Министром труда и социального развития Омской области в адрес Министра труда и социальной защиты РФ ( " ... ").
В " ... " и " ... " годах неиспользованный остаток в части непосредственно самого обеспечения санаторно курортным лечением отсутствовал, остаток неизрасходованных средств в сумме " ... " руб. в соответствии с п. 5 ст. 242 БК РФ был возвращен в федеральный бюджет.
Таким образом, из указанного не следует нецелевое расходование МТСР Омской области субвенций из федерального бюджета, напротив, указанное свидетельствует о том, что размер представлявшихся бюджету Омской области субвенций не обеспечивал возможность своевременного предоставления Алексеенко А.Т. путевки на санаторно-курортное лечение за их счёт.
При таком положении доводы автора жалобы о том, что судом не исследован вопрос о причинах неисполнения МТСР Омской области обязанностей в части обеспечения санаторно-курортным лечением, о целевом расходовании средств федерального бюджета, поступавших в бюджет Омской области в виде субвенций, подлежат отклонению.
Поскольку на момент разрешения иска ни в силу закона, ни в силу соглашения между уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации и Омской области Минтрудсоцразвития Омской области не обладало полномочиями по оказанию социальной помощи в виде предоставления лицам из числа инвалидов путевок на санаторно-курортное лечение, и не было наделено необходимыми для этого средствами, вывод суда первой инстанции о возложении обязанности по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение Алексеенко А.Т. на ФСС России в лице Омского регионального отделения, которое в силу п. 28 Положения о фонде социального страхования Российской Федерации осуществляет финансовую деятельность по обеспечению социального страхования в регионе, является правильным.
Отсутствие в бюджете последнего достаточных средств, основанием для отказа в иске явиться не может.
Довод о том, что обращение Алексеенко А.Т. в суд может повлечь нарушение прав иных лиц в части обеспечения санаторно-курортным лечением на льготных основаниях, не может повлечь отмену постановленного решения, поскольку требования истца, равно как и решение суда, не затрагивают права третьих лиц в данной области, а направлены на защиту и восстановление нарушенного права Алексеенко А.Т. в части обеспечения санаторно-курортным лечением.
Также довод о том, что Алексеенко А.Т. вправе вместо оказания санаторно-курортного лечения получить денежную компенсацию, на существо решения повлиять не может, поскольку реализация данного права находится исключительно в пределах волеизъявления последнего, которое не может быть поставлено в зависимость от действий третьих лиц.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 настоящего Кодекса, не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 13 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.