Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Кудря Т.Л.,
судей Будылка А.В., Дьяков А.Н.,
при секретаре Квасовой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ермаковой Е.А. к Министерству образования Омской области, Администрации города Омска, Министерству имущественных отношений Омской области о предоставлении жилого помещения по апелляционной жалобе Министерства образования Омской области на решение Центрального районного суда города Омска от 28 марта 2014 года об удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Будылка А.В., объяснения истца Ермаковой Е.А. и её представителя Ковригиной С.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ермакова Е.А. обратилась в суд с иском к Министерству образования Омской области, Администрации города Омска, Министерству имущественных отношений Омской области, указывая, что её мать " ... " решением Советского районного суда города Омска от " ... " была лишена родительских прав в отношении неё. Истец была передана под опеку бабушке " ... "., а затем в " ... " в связи со смертью последней под опеку " ... " Постановлением Администрации города Омска N " ... " от " ... " она была принята на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении. До настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.
Просила обязать ответчиков предоставить ей благоустроенное жилое помещение площадью не ниже установленных норм во внеочередном порядке, за счет субвенций, предоставляемых из муниципального бюджета.
В судебном заседании истец исковые требования уточнила. Просила предоставить ей во внеочередном порядке жилое помещение специализированного жилищного фонда.
Представитель истца требования истца поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве соответчика Министерства имущественных отношений Омской области возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что право истца в соответствии с утвержденным Порядком ответчиками не нарушено.
Представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, привлеченного к участию в деле в качестве соответчика, в судебном заседании участия не принимал. Представил отзыв, в котором просил исключить Министерство из числа ответчиков, так как заявление не содержит требований в пределах его полномочий.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей Администрации города Омска, Департамента имущественных отношений Администрации города Омска.
Решением суда на Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области возложена обязанность предоставить Ермаковой Е.А., " ... " года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года N 284- п.
В апелляционной жалобе Министерство образования Омской области просит решение суда отменить. Указывает, что представляемым им министерством в 2013 году в отношении истца были выполнены действия, предусмотренные Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам. Предоставление жилого помещения в соответствии с установленным порядком носит длящийся характер. Вывод суда о праве истца на внеочередное получение жилья нарушает принцип равенства всех перед законом. Резолютивная часть решения не позволяет определить конкретные обязанности для каждого из ответчиков.
О слушании дела по апелляционной жалобе стороны извещены надлежаще. Для участия в судебном заседании явились истец и её представитель, возражавшие против удовлетворения жалобы.
Выслушав ответчика, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в нём доказательства, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, закреплен перечень лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно положениям статьи 8 данного закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет.
В соответствии со статьёй 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ указанные положения распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу данного закона, в случае, если перечисленные лица не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня его вступления в силу.
Согласно действовавшей ранее редакции пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" перечисленные лица, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как следует из материалов дела, мать Ермаковой Е.А., рождённой " ... ", " ... ". лишена родительских прав в её отношении решением Советского районного суда города Омска от " ... ". Отец указан со слов матери. Истец была передана под опеку бабушке " ... " а затем в " ... " в связи со смертью последней - под опеку " ... ". Постановлением Администрации города Омска N " ... " от " ... " Ермакова Е.А. была принята на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Истец обучалась в ГОУ ОО НПО " " ... "", которое окончила " ... "
Ермакова Е.А. в настоящее время зарегистрирована по адресу: " ... ".
По сведениям ГП Омской области " " ... "" и Управления " ... " по Омской области Ермакова Е.А. в числе собственников недвижимого имущества не значится.
Ответчиками не оспаривалось то обстоятельство, что до настоящего времени истцу жилое помещение по соответствующему договору не предоставлено, также не оспаривалось её право стоять в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Требование истца удовлетворено судом правильно.
В соответствии со статьёй 4 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.
Постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года N 284-п утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно данному Порядку, в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела, приобретение жилых помещений в целях формирования специализированного жилищного фонда Омской области для детей-сирот осуществляется Министерством имущества и Министерством строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области на основании заявок Министерства образования, определяющих количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области.
Соответственно, суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность по предоставлению Ермаковой Е.А. жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, поскольку возможность предоставления жилого помещения истцу была обусловлена деятельностью всех названных органов исполнительной власти Омской области.
Податель апелляционной жалобы указывает на недоказанность нарушений прав истца Министерством образования Омской области, ссылаясь на то, что в 2013 году в соответствии с пунктом 4 Порядка им сформированы заявки, определяющие количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области, и направлены в Минимущества Омской области и Минстроительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
Включение истца в формируемый Министерством образования Омской области список не свидетельствует о предоставлении ей жилого помещения и выполнении возложенных на Министерство обязанностей.
Суждение жалобы о длящемся характере предоставления жилого помещения не является основанием для нарушения права истца на жилищное обеспечение в соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ. Жилое помещение должно быть предоставлено по достижении 18 лет.
Указание подателя жалобы на то, что предоставление жилья возможно только после окончания строительства жилых помещений, регистрации права собственности Омской области на них и включения их в специализированный жилищный фонд, о выполнении Министерством образования возложенных на него обязанностей не свидетельствует и на законность постановленного решения не влияет.
Учитывая изложенное, довод апелляционной жалобы о недоказанности нарушений прав истца Министерством образования Омской области является необоснованным и судебной коллегией отклоняется. После постановки истца на учет в качестве нуждающейся жилое помещение ей не предоставлено, действий, направленных непосредственно на реализацию данного права Министерством образования Омской области совершено не было.
Не соответствует действительности довод жалобы о нарушении решением суда прав других лиц данной категории, право которых возникло раньше.
В резолютивной части решения суда содержится указание на обеспечение жилой площадью истца в соответствии с поименованным выше Порядком. Выводов о праве истца на внеочередное получение жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда решение суда не содержит.
Довод жалобы о неясности для него резолютивной части решения не влечет отмену судебного постановления.
При рассмотрении исковых требований суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, не нарушил нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения нет.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Омска от 28 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.