Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе: председательствующего Мотрохова А.Б.
судей областного суда Зубовой Е.А., Башкатовой Е.Ю.
при секретаре: Макаровой Н.В.
рассмотрела в судебном заседании от 04 июня 2014 г. дело по апелляционной жалобе представителя Администрации г. Омска Радченко Ю.А. на решение Центрального районного суда г. Омска от 08 апреля 2014 года, которым постановлено: "Исковые требования Белослудцевой О. П. удовлетворить полностью.
Обязать Администрацию " ... " предоставить Белослудцевой О. П., " ... " года рождения, на состав семьи из двух человек благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления во внеочередном порядке, находящееся в черте населенного пункта " ... ", с учетом права несовершеннолетнего ребенка - Белослудцева А. А., " ... " года рождения, на дополнительную жилую площадь".
Заслушав доклад судьи областного суда Башкатовой Е.Ю., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Белослудцева О.П. обратилась с иском к Администрации г. Омска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
В обоснование иска указала, что ее несовершеннолетний сын Белослудцев А.А., 1995 года рождения, страдает заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года N 378, что подтверждается справкой N " ... ".
В связи с наличием у несовершеннолетнего ребенка тяжелого хронического заболевания истец включена во внеочередной список граждан, состоящих на учете по категории "больные, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний". До настоящего времени жилое помещение по договору социального найма не предоставлено.
Просила обязать Администрацию г. Омска предоставить ей жилое помещение по договору социального найма вне очереди на состав семьи из двух человек в соответствии с положениями действующего законодательства, с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Представитель истца Чеголя Ю.Н. иск поддержала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что истец и ее сын Администрацией г. Омска признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Представитель ответчиков Администрации г. Омска, департамента жилищной политики Администрации г. Омска Чеснокова М.А. требования не признала. Пояснила, что Белослудцева О.П. состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с " ... ". С " ... " истец включена в список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений вне очереди. Отметила, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки, в том числе по обеспечению жилыми помещениями инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, вставшим на учет после 01.01.2005. При таких обстоятельствах, у Администрации г. Омска отсутствует обязанность по предоставлению Белослудцевой О.П. жилого помещения по договору социального найма. Просила в иске отказать.
Дело рассмотрено в отсутствие истца.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации г. Омска Радченко Ю.А. с решением суда не согласна, просила его отменить. Отмечает, что при принятии решения суд неправильно применил нормы материального права и определил, что обязанность по предоставлению жилых помещений такой категории граждан как инвалид, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, включенного в перечень, должна быть возложена на орган местного самоуправления, которая относится к полномочиям органов государственной власти. Указывает что нормативный акт, регулирующий обеспечение жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отсутствует.
Лица, участвующие в деле, " ... " надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке (л.д. 110-111).
Проверив материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Статьей 52 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан.
Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением, установленных ч. 2 данной статьи случаев.
В части 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, в том числе страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 к таким заболеваниям отнесены хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.
Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 N 817 утвержден Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 12.04.2011 N 551-О-О к лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне ( п. 3 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации). Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (статья 17). При этом не исключается обеспечение жильем во внеочередном порядке тех инвалидов, которые относятся к числу лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, включая их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" предусмотрено, что жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов РФ. Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством РФ. Предоставление инвалиду жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь (п.6).
Из материалов дела следует, Белослудцева О.П. является матерью Белослудцева А.А., " ... " года рождения.
Белослудцев А.А. признан инвалидом с детства бессрочно, установлена первая группа инвалидности, что следует из справки от " ... " (л.д. 9).
Решением Ленинского районного суда г. Омска от " ... " Белослудцев А.А. признан недееспособным.
Распоряжением Управления Министерства труда и социального развития Омкой области по г. Омску от " ... " N N " ... " над Белослудцевым А.А., " ... " года рождения, установлена опека. Опекуном недееспособного Белослудцева А.А. назначена его мать Белослудцева О.П. (л.д.25).
По заключению врачебной комиссии от " ... " Белослудцев А.А. страдает заболеванием, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378). Кроме того, он имеет право на дополнительную жилую площадь в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 N 817.
В настоящее время Белослудцева О.П. проживает вместе с сыном истцом в квартире площадью N " ... " кв. м, наниматетелем которой является ее мать Новикова Н.С. Своего жилья в собственности, либо на ином праве истец и ее сын не имеют.
В соответствии с имеющейся в материалах карточке очередника Белослудцева О.П. " ... " была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий составом семьи 2 человека.
Решением комиссии по жилищным вопросам Администрации г. Омска от " ... " Белослудцева О.П. в связи с наличием у нее ребенка хронического заболевания была включена во внеочередной список лиц для предоставления жилых помещений.
Из приведенного выше следует, что Белослудцева О.П. и ее сын были поставлены на учет в качестве лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий на законных основаниях и в момент постановки на учет в 2004 году были признаны малоимущими.
До настоящего времени ответчик жилое помещение истцу не предоставил.
Ответчиком при рассмотрении дела не оспаривалась нуждаемость семьи истца и ее несовершеннолетнего ребенка-инвалида во внеочередном предоставлении ему жилого помещения, а оспаривалось и оспаривается в настоящее время лишь возложение соответствующей обязанности именно на Администрацию г. Омска.
Как верно установлено судом первой инстанции, истец признана малоимущей, ее семья была принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях во внеочередном порядке, следовательно, у органа местного самоуправления в силу п. 1 ч. 2 ст. 52 ЖК РФ возникла обязанность предоставить ей жилое помещение по договору социального найма вне очереди незамедлительно.
Иное означало бы, что право ребенка-инвалида на обеспечение жильем поставлено в зависимость от времени обращения его в суд, при том, что закон такую зависимость не предусматривает, как не предусматривает и зависимость реализации права на жилье от действий (бездействия) муниципального органа власти, обязанного незамедлительно предоставить жилье соответствующей категории граждан (а не по списку внеочередников) и своевременно такую обязанность не исполнившего.
В указанной связи, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у семьи Белослудцевых права на получение вне очереди жилого помещения в соответствии с нормами предоставления по договору социального найма, с учетом права Белослудцева А.А. на дополнительную жилую площадь.
В соответствии с п.6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не только обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, но и реализация иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, относится к вопросам местного значения городского округа.
Отсутствие либо недостаточность финансирования органов местного самоуправления при реализации полномочий по обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма граждан, определенных федеральным законом, а также отсутствие в законе субъекта Российской Федерации правового регулирования вопросов, касающихся обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в тех или иных федеральных законах, не могут влиять на реализацию прав этих граждан и служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Поскольку, несмотря на признание того, что Белослудцева О.П. и ее сын Белослудцев А.А. нуждаются во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, а до настоящего времени жилое помещение не предоставлено, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об обоснованности исковых требований в отношении администрации городского округа - " ... ", в связи с чем решение суда отмене не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы, что обязанность по предоставлению жилых помещений такой категории граждан лежит на органах государственной власти, несостоятельны, противоречат указанным выше положениям жилищного законодательства и законодательства о местном самоуправлении.
Оснований к отмене решения не имеется.
Руководствуясь статьями 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Омска от 08 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.