Судья Московского городского суда Князев А.А., рассмотрев кассационную жалобу истца Максименкова В.С., поступившую в суд кассационной инстанции 13 мая 2014 года, на решение Зюзинского районного суда города Москвы от 30 сентября 2013 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 января 2014 года по гражданскому делу по иску Максименкова В.С. к Военному комиссариату Московской области о назначении пенсии за выслугу лет,
установил:
Максименков В.С. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Московской области о назначении пенсии за выслугу лет, ссылаясь на нарушение своих прав по вине ответчика.
Решением Зюзинского районного суда города Москвы от 30 сентября 2013 года в удовлетворении заявленных Максименковым В.С. исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 января 2014 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец Максименков В.С. ставит вопрос об отмене решения суда и апелляционного определения судебной коллегии, считая их незаконными и необоснованными.
Изучив кассационную жалобу, исследовав представленные документы, судья приходит к следующим выводам.
В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Подобных нарушений в настоящем случае по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Из представленных документов следует, что Максименков В.С. в период с _ года по _ год проходил военную службу на различных должностях в Военно-воздушных силах Министерства обороны Российской Федерации; приказом Министра обороны РФ N _ от 08 сентября 2009 года истец уволен с военной службы в звании _по пп. "б" п.1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" по истечении срока контракта о прохождении военной службы и зачислен в запас; из списков личного состава части исключен 27 сентября 2009 года, выслуга лет на день увольнения со службы составила _ лет _ месяц, в льготном исчислении _ года _ месяцев; 01 октября 2009 года Максименков В.С. принят вновь на службу в органы внутренних дел Российской Федерации на должность _ - _ отдела безопасности полетов и методического обеспечения летной службы Центра авиации МВД России, присвоено звание _ милиции; приказом Министра внутренних дел РФ N _ л/с от 24 августа 2011 года истец уволен по п. "е" ч.1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ по сокращению штатов; выслуга лет на день увольнения со службы составила _ лет _ месяцев _ дня, в льготном исчислении _ года _ месяцев _ дней; в период с 25 августа 2011 года по 31 декабря 2012 года Максименков В.С. на основании личного заявления получал пенсию за выслугу лет по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации; 01 января 2013 года выплата пенсии прекращена на основании заявления истца, что подтверждается справкой ГУ МВД России по Московской области; 13 декабря 2012 года истец обратился к начальнику отдела Военного комиссариата Московской области (по городам Балашиха, Железнодорожный, Реутов и Балашихинскому району) с заявлением о назначении (возобновлении) пенсии по линии Министерства обороны РФ; 17 декабря 2012 года документы о назначении пенсии направлены Военному комиссару Московской области; 19 июня 2013 года документы для оформления пенсии за выслугу лет Максименкову В.С. возвращены без исполнения в связи с отсутствием у заявителя права на получение пенсии по линии Министерства обороны РФ.
Обратившись в суд с настоящим иском, истец Максименков В.С. указывал на то, что в период с _ года по _ год он проходил военную службу и был уволен в звании полковника по пп. "б" п.1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" по истечении срока контракта о прохождении военной службы, зачислен в запас; пенсия за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации истцу не назначалась; 01 октября 2009 года истец принят вновь на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, ему присвоено звание полковник милиции, уволен 24 августа 2011 года; в период с 25 августа 2011 года по 31 декабря 2012 года истец получал пенсию за выслугу лет по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации; в связи с изменениями действующего законодательства, регулирующего вопросы денежного содержания военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, размер пенсии, которую истец мог бы получать как военный пенсионер Министерства обороны Российской Федерации по должности, занимаемой им до поступления на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, был бы выше назначенной и получаемой в МВД России, в связи с чем истец обратился с заявлением о назначении ему пенсии как военнослужащему без учета периода работы в МВД РФ, однако, получил отказ, чем, по мнению истца, нарушаются его права на пенсионное обеспечение по наиболее выгодному для него варианту.
Рассматривая данное дело, суд, на основании оценки собранных по делу доказательств в их совокупности, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Максименковым В.С. исковых требований; при этом, суд исходил из того, что Федеральным законом от 08 ноября 2011 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" размеры назначенных гражданам до 01 января 2012 года в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" подлежат пересмотру с 01 января 2012 года; таким образом, с 01 января 2012 года подлежали пересмотру как пенсии, выплачиваемые Министерством Обороны РФ, так и пенсии, выплачиваемые МВД России; в соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" лица, указанные в ст. 1 настоящего Закона, приобретают право на пенсии за выслугу лет, если они имеют предусмотренную настоящим Законом выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; согласно ст. 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, и их семьям, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору; согласно ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в ст. 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более; ст. 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 предусмотрено, что пенсионное обеспечение лиц, указанных в ст. 1 настоящего Закона, и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется: а) Министерством обороны Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил Российской Федерации, железнодорожных войск и других воинских формирований Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (кроме формирований, перечисленных в пунктах "б" и "в" настоящей статьи), лиц, указанных в части первой статьи 3 настоящего Закона, а также их семей; б) Министерством внутренних дел Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск и военизированной пожарной охраны, лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции, а также их семей; согласно ст. 51 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 с заявлениями о назначении пенсий претендующие на нее лица обращаются в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и Федеральной службы безопасности Российской Федерации; при этом, суд учитывал, что представителем истца в судебном заседании не отрицалось, что при увольнении Максименкова В.С. со службы с заявлением на оформление и выплату ему пенсии в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации истец Максименков В.С. не обращался, пенсия по линии Министерства обороны РФ ему не назначалась; таким образом, суд пришел к выводу, что право на пенсионное обеспечение было реализовано истцом Максименковым В.С. путем обращения в компетентный орган МВД России, как сотрудником органов внутренних дел по последнему месту службы, что в полной мере соответствует нормам Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", пенсия за выслугу лет назначена истцу Максименкову В.С. Центром пенсионного обслуживания ГУ МВД России по Московской области с учетом службы в Вооруженных силах РФ как в календарном, так и в льготном исчислении, пенсия по линии Министерства обороны РФ истцу не назначалась и ее выплата не приостанавливалась, в связи с чем правовых оснований для возложения на Министерство обороны РФ вместо МВД России обязанности назначить истцу Максименкову В.С. пенсию за выслугу лет у суда не имеется.
С данными выводами суда по существу согласилась судебная коллегия, которая по мотивам, изложенным в апелляционном определении судебной коллегии, оставила решение суда без изменения, дополнительно указав на то, что ссылка истца Максименкова В.С. на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 09 ноября 2004 года N 320-О и Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года N 6-П "По делу о проверке конституционности части второй статьи 6 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" не может быть принята во внимание, так как по существу указанными актами Конституционного Суда Российской Федерации были разрешены вопросы пенсионного обеспечения лиц уже получавших пенсию на момент поступления вновь на службу в правоохранительные органы, в то время как Максименков В.С. впервые за назначением пенсии обратился в Министерство внутренних дел РФ, а в Министерство обороны РФ пенсию не получал; тот факт, что в связи с изменениями действующего законодательства, регулирующего вопросы денежного содержания военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, размеры должностных окладов по должностям, занимаемым в Министерстве обороны РФ, стали превышать оклады по аналогичным должностям в Министерстве внутренних дел РФ, не является основанием для назначения пенсии по усмотрению сотрудника, уволенного из МВД России, исключительно из периода его военной службы в Министерстве обороны РФ.
Выводы суда и судебной коллегии в судебных постановлениях мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты, так как никаких существенных нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда и судебной коллегии по доводам кассационной жалобы из представленных документов не усматривается, а правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам суд кассационной инстанции не наделен.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда в порядке надзора (в настоящее время - в кассационном порядке). Как неоднократно указывал Европейский Суд по правам человека в своих постановлениях, касающихся производства в порядке надзора (в настоящее время - в кассационном порядке) по гражданским делам в Российской Федерации, иной подход приводил бы к несоразмерному ограничению принципа правовой определенности.
Доводы кассационной жалобы требованиям принципа правовой определенности также не отвечают.
При таких данных, вышеуказанные судебные постановления сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы истца Максименкова В.С. не вызывают, а предусмотренные ст. 387 ГПК РФ основания для отмены или изменения названных решения суда и апелляционного определения судебной коллегии в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 381, 383 ГПК РФ,
определил:
В передаче кассационной жалобы истца Максименкова В.С. на решение Зюзинского районного суда города Москвы от 30 сентября 2013 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 января 2014 года по гражданскому делу по иску Максименкова В.С. к Военному комиссариату Московской области о назначении пенсии за выслугу лет - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда - отказать.
Судья Московского
городского суда А.А. Князев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.