Апелляционное определение Московского городского суда от 14 февраля 2014 N 33-713/14
Судья Гасанбекова Л.Г.
гр.д. N 33-713
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 февраля 2014 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Владимировой Н.Ю.,
судей Дегтеревой О.В.,Мызниковой Н.В.,
при секретаре Попугаеве М.Ю.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу Владимировой Н.Ю.
дело по апелляционной жалобе Казакова И.Н. на решение Преображенского районного суда г.Москвы от 16 июля 2013 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Казакова И.Н. к ГУ - ГУ ПФР N 7 по г. Москве и Московской области о включении в страховой стаж периода работы с 04.05.1987 года по 23.08.1988 года в должности электромеханика в ***, назначении и выплате пенсии начиная с 12.08.2005 года с учетом индексации на основании раздела III, ст. 13, п. 3 и раздела IV, ст. 30 Закона РФ от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", - отказать.
У с т а н о в и л а:
Казаков И.Н. обратился в суд с иском (с учетом уточнения исковых требований) к
ГУ - ГУ ПФР N 7 по г. Москве и Московской области о включении в страховой стаж
периода работы с 04.05.1987 года по 23.08.1988 года в должности электромеханика в
***, назначении и выплате пенсии начиная с 12.08.2005 года с
учетом индексации на основании раздела III, ст. 13, п. 3 и раздела IV, ст. 30 Закона РФ от
15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", указав в обоснование иска,
что он с 15 октября 1988 года по 30 августа 1989 года, принимал участие в
ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, как сотрудник Комплексной
Экспедиции при Институте Атомной Энергии им. И. В. Курчатова (далее - КЭ при ИАЭ им ИВ.
Курчатова), был занят на работах на объекте "Укрытие". 12 августа 2005 года, как указывает истец, он подал в ГУ - ГУ ПФР N 7 по г. Москве и Московской области заявление и необходимый пакет документов для назначения ему пенсии по старости на основании раздела IV, ст. 30 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 (в редакции Федеральных законов от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ и от 12 февраля 2001 года N 5 - ФЗ, от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ). Из решения N *** комиссии по пенсионным делам ГУ - ГУ ПФР N7 по г. Москве и Московской области от 18 августа 2005 года следует, что на день подачи заявления (12.08.2005 года) на досрочную пенсию по старости Казаков И.Н. имеет страховой стаж 21 лет 9 месяцев 20 дней и возраст 50 лет., в связи с чем в назначении пенсии отказано. В страховой стаж не включены периоды работы: с 04.05.1987 года по 23.09.1988 года в должности электромеханика в *** из-за отсутствия N приказа и даты приказа при увольнении.
Истец Казаков И.Н. в судебное заседание явился, уточненные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ - ГУ ПФР N 7 по г. Москве и Московской области по доверенности - Ушакова Ю.В. в судебное заседание явилась, иск не признала, возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, доводы письменного отзыва на исковое заявление в судебном заседании поддержала в полном объеме.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого как неправильного просит в апелляционной жалобе Казаков И.Н.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителя ГУ-ГУ ПФР N 7 по г.Москве и МО, объяснения истца , представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит , что решение подлежит отмене в части.
Согласно п. 1 ст. 10 пп. 3 ФЗ-166 от 15.12.2001 г. "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют:
1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы;
2) граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
3) граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения;
4) граждане, занятые на эксплуатации Чернобыльской АЭС и работах в зоне отчуждения;
5) граждане, эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные (переселяемые) из зоны отселения;
6) граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с правом на отселение;
7) граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом;
8) граждане, постоянно проживающие в зоне отселения до их переселения в другие районы;
9) граждане, занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне);
10) граждане, выехавшие в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение;
11) нетрудоспособные члены семей граждан, указанных в подпунктах 1, 2 и 3 настоящего пункта.
Статья 13 Закона N 1244-1 от 15.05.1991 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" , к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относит:
3) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений;
4) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988 - 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 - 1990 годах службу в зоне отчуждения.
Судом установлено, что 12 августа 2005 года Казаков И.Н.обратился в ГУ-ГУ ПФР N7 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии в соответствии с пп. 3 п.1 ст. 10 Федерального закона N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" и в соответствии со ст. 30 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно предоставленным документам, истец Казаков И.Н. обратился в ГУ -Главного Управления Пенсионного фонда N 7 по г. Москве и Московской области в возрасте 50 лет, его страховой стаж составлял 21 год 09 мес. 20 дней, что, как указано пенсионными органами, не достаточно для досрочного назначения пенсии по старости в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 10 Федерального закона N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", в связи с чем Решением комиссии по пенсионным вопросам N*** Казакову И.Н. было отказано в назначении данного вида пенсии.
Из решения N *** комиссии по пенсионным делам ГУ - ГУ ПФР N7 по г. Москве и Московской области следует, что Казаков И.Н. отказано в назначении досрочной пенсии по старости по ст. 10 п. 1 пп. 3 ФЗ-166 от 15.12.2001 г. "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и в соответствии со ст. 30 Закона N1244-1 от 15.05.1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" из-за отсутствия требуемого общего стажа и требуемого возраста.
Суд признал решение Комиссии в данной части отвечающим требованиям действующего законодательства.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда в данной части, при этом, исходит из следующего.
На дату обращения истца в пенсионные органы ( 12.08.2005г.) ст. 30 Закона N 1244-1 от 15.05.1991 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" имела следующую редакцию: Пенсионное обеспечение участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения -
Гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона (принимавшим в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы):
1) пенсии по возрасту назначаются с уменьшением возраста выхода на пенсию на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения и при наличии общего стажа работы: у мужчин - не менее 20 лет, у женщин - не менее 15 лет;
Гражданам, указанным в пункте 4 части первой статьи 13 настоящего Закона (принимавшим в 1988 - 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы):
1) пенсии по возрасту назначаются с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения и при наличии общего стажа работы: у мужчин - не менее 25 лет, у женщин - не менее 20 лет;
Федеральным законом от 18.07.2006 N 112-ФЗ пункт 1 части первой данной статьи, пункт 1 части второй данной статьи изложены в новой редакции, действие которой распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 года.
Статья 30 Закона N 1244-1 от 15.05.1991 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" - Пенсионное обеспечение участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения-
Гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона (принимавшим в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы):
1) пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения;
Гражданам, указанным в пункте 4 части первой статьи 13 настоящего Закона (принимавшим в 1988 - 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы):
1) пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 5 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения.
То есть, и в старой, и новой редакциях ст.30 Закона N 1244-1 от 15.05.1991 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" имеется указание на то, что в пункте 1 части первой данной статьи речь идет о гражданах, принимавших в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, в то время как истец работал на объекте "Укрытие" в 1988-1989г.г.
Кроме того, обращаясь с заявлением о назначении пенсии 12.08.2005г., истец справку, подтверждающую свою работу на объекте "Укрытие" в пенсионные органы не представлял, что не оспаривалось им в заседании судебной коллегии, данная справка датирована 16.03.2006г. /л.д.37/, указанную справку истец предоставил в пенсионные органы в 2006г., при этом заявления о назначении ему пенсии не подавал, в то время, как вопрос назначения пенсии носит заявительный характер.
Тот факт, что согласно справки ГУ-ГУ ПФР N7 по г. Москве и Московской области N*** от 09.03.2010 года, Казаков И.Н. получает ежемесячную денежную выплату по категории (код 93) участник ликвидации последствий ЧАЭС 1986-1987гг. с 01.01.Д005, года бессрочно не свидетельствует о неправомерности решения Комиссии пенсионных органов N *** от 18.08.2005г. в части отказа в назначении истцу досрочной пенсии по старости.
Учитывая изложенное, оснований для отмены судебного решения в названной части судебная коллегия не усматривает. Доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения в названной части , судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда не противоречат материалам настоящего дела и истцом не опровергнуты.
Из решения N *** комиссии по пенсионным делам ГУ - ГУ ПФР N7 по г. Москве и Московской области от 18 августа 2005 года также следует, что в страховой стаж истца не включен период работы: с 04.05.1987 года по 23.09.1988 года в должности электромеханика в *** из-за отсутствия N приказа и даты приказа при увольнении. Суд отказал в удовлетворении требований истца об обязании ответчика включить период с 04.05.1987г. по 23.08.1988г. в подсчет его страхового стажа.
С данным выводом суда судебная коллегия согласиться не может.
В соответствии со ст.13 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ", при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
2. При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
3. При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Из копии трудовой книжки истца /л.д.68/ усматривается, что действительно, по периоду работы: с 04.05.1987 года по 23.09.1988 года в должности электромеханика в *** отсутствует N приказа и дата приказа при увольнении.
Однако, в материалы дела представлена копия справки /л.д.33/ за подписью генерального директора НПО *** от 25.04.2005г., в которой указано, что Казаков И.Н., 22 мая *** года рождения действительно работал в *** в должности электромеханика по ремонту медицинской аппаратуры 6 разряда с 04 мая 1987 года (Приказ о зачислении N *** от 04 мая 1987 года) по 23 сентября 1988 года (Приказ об увольнении N *** от 23 сентября 1988 года) В качестве основания выдачи справки указаны приказы, личная карточка Т-2. Также в материалах дела имеется копия справки ОАО НПО *** от 25.04.2005г. /л.д.34/ о фактической сумме заработка истца за период с мая 1987г. по сентябрь 1988г. Оснований не доверять данным документам не имеется. Истец не может нести ответственность за ненадлежащее оформление записей в трудовой книжке работодателем, а при таких обстоятельствах, решение суда в части отказа в обязании ответчика включить в подсчет страхового стажа истца период с 04.05.1987г. по 23.08.1988г. ( истцом заявлены требования об обязании ответчика именно этот период включить в подсчет страхового стажа) подлежит отмене, заявленные требования в этой части подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. ст.328,329,330 ГПК РФ
О п р е д е л и л а:
Решение Преображенского районного суда г.Москвы от 16 июля 2013 года отменить в части отказа в обязании Государственного учреждения-Главное управление ПФР N 7 по г.Москве и Московской области включить в подсчет страхового стажа Казаков И.Н. период с 04.05.1987г. по 23.08.1988г., принять по делу в данной части новое решение - Обязать Государственное учреждение - Главное управление ПФР N 7 по г.Москве и Московской области включить в подсчет страхового стажа Казаков И.Н. период с 04.05.1987г. по 23.08.1988г.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Казаков И.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.