Апелляционное определение Московского городского суда от 20 мая 2014 N 33-13025/14
Судья Гордеева О.В.
Гр. дело N 33-13025
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 мая 2014 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.
и судей Дегтеревой О.В., Пильгановой В.М.,
при секретаре Нагорной Л.Н.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционной жалобе УСЗН Тимирязевского района г. Москвы на решение Коптевского районного суда города Москвы от 20 декабря 2013 года, которым постановлено:
заявление Галелюка В.Л. к Управлению социальной защиты населения Тимирязевского района г. Москвы Северного административного округа об оспаривании действий удовлетворить частично,
признать незаконными действия Управления социальной защиты населения Тимирязевского района г. Москвы, выразившиеся в отказе в принятии документов для решения вопроса о возможности оформления удостоверения подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне,
обязать Управление социальной защиты населения Тимирязевского района г. Москвы рассмотреть по существу заявление Галелюка В.Л. о принятии документов для решения вопроса о возможности оформления удостоверения подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне,
в удовлетворении остальной части требований отказать,
установила:
Галелюк В.Л. 21.10.2013 обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Управления социальной защиты населения Тимирязевского района города Москвы (далее - УСЗН Тимирязевского района), в котором с учетом уточнений (л.д. 19-22) просил обязать УСЗН Тимирязевского района принять к рассмотрению и в дальнейшем передать в МЧС документы для получения удостоверения единого образца, установив срок подачи документов 27.09.2013, мотивируя обращение тем, что 27.09.2013 обратился к УСЗН Тимирязевского района с заявлением о включении его в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и выдаче соответствующего удостоверения, 14.10.2013 получил отказ в приеме документов для решения данного вопроса, поскольку не были представлены документы, подтверждающие его место жительства в г. Москве, что заявитель полагает не основанным на законе и нарушающим его права.
Заявитель в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представители УСЗН Тимирязевского района и Департамента социальной защиты населения г. Москвы (далее - ДСЗН г. Москвы) в судебном заседании против удовлетворения заявления возражали.
20.12.2013 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит УСЗН Тимирязевского района по доводам апелляционной жалобы, подписанной начальником управления Ч*, срок на подачу которой восстановлен определением от 24.02.2014.
В заседании судебной коллегии представитель УСЗН Тимирязевского района по доверенности Грачева О.В. доводы апелляционной жалобы поддержала, представитель ДСЗН г. Москвы по доверенности Ламков Д.Р. полагал доводы жалобы обоснованными, заявитель Галелюк В.Л. в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражал.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения по доводам поданной апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что 27.09.2013 Галелюк В.Л., *** года рождения, обратился в УСЗН Тимирязевского района с заявлением о включении его в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и выдаче соответствующего удостоверения, приложив к заявлению копию паспорта гражданина РФ, в котором отсутствует регистрация по месту жительства на территории РФ, копию свидетельства о рождении, копию свидетельства N * о регистрации по месту пребывания в г. Москве по адресу: *** на срок с *** по ***, копию архивной справки начальника Майского отдела госархива Павлодарской области от *** о факте проживания и заключение цитогенетического исследования лаборатории молекулярной биологии и цитогенетики ФГБУ "Российский научный центр рентгенорадиологии" об эффективной дозе облучения.
14.10.2013 УСЗН Тимирязевского района отказал Галелюку В.Л. в принятии указанных документов для решения вопроса о возможности оформления соответствующего удостоверения, ввиду того, что Галелюком В.Л. не представлены документы, подтверждающие его место жительства в г. Москве, а оформление удостоверения по месту пребывания законодательством не предусмотрено; указанный отказ обжалован Галелюком В.Л. в судебном порядке.
Разрешая заявленные требования с учетом установленных по делу обстоятельств на основании совокупности собранных по делу доказательств, суд правильно применил положения ст.ст. 19, 27, 39 Конституции РФ, ст. ст. 1, 2, 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", положения Федерального закона от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", а также Порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденного приказом МЧС России от 18.09.2009 N 540, и пришел к обоснованному выводу о том, что основания для отказа в приеме документов исключительно по причине отсутствия у Галелюка В.Л. регистрации по месту жительства в г. Москве отсутствовали, а иных оснований в обжалуемом решении УСЗН Тимирязевского района от *** для отказа в принятии документов не приведено.
Так, положения ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", а также положения Постановления Конституционного Суда РФ от 25.04.1995 N 3-П, предусматривают, что само по себе отсутствие у гражданина РФ регистрации по месту жительства на территории РФ не может служить основанием ограничения или условием реализации его прав и свобод, а также предоставления ему социальных гарантий, предусмотренных федеральным законодательством.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления, выдаются гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 3 Порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденного приказом МЧС России от 18.09.2009 N 540 для получения удостоверения граждане обращаются по месту жительства в органы исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством субъектов РФ (которым в рассматриваемом случае являются органы социальной защиты населения), с соответствующим письменным заявлением, одновременно с которым предъявляются: паспорт гражданина Российской Федерации и документ, подтверждающий факт проживания в населенном пункте, включенном в утвержденные Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в периоды радиационного воздействия (выписки из похозяйственных или домовых книг, архивов жилищно-эксплуатационных управлений (жилищно-коммунальных отделов), справки паспортных столов, справки, выданные архивами образовательных учреждений, или другие документы, подтверждающие факт проживания в населенных пунктах, включенных в перечни).
Таким образом, для обращения по вопросу выдачи удостоверения гражданин РФ должен представить паспорт гражданина РФ и документ, подтверждающий факт его проживания в определенном населенном пункте и в определенное время.
В соответствии с п. 4 Порядка уполномоченными органами осуществляется: прием документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка; снятие копий с представленных документов и заверение их в установленном порядке (оригиналы документов возвращаются заявителям); в месячный срок со дня приема от граждан заявлений (при соблюдении заявителями условий, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего Порядка) принятие решения о включении их в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (далее - реестр), по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку; создание комиссии для проверки документов, представленных гражданами в соответствии с настоящим Порядком, и подготовки решений о включении (отказе включения) граждан в реестр; направление в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) в месячный срок со дня приема от граждан заявлений и документов, представлений об оформлении и выдаче удостоверений по форме согласно приложению N 4 к настоящему Порядку, к которым прилагаются заверенные в установленном порядке выписки из реестров, копии протоколов решений комиссий, а также копии представленных гражданами документов; после получения от МЧС России оформленных (заполненных, подписанных уполномоченным должностным лицом и заверенных в установленном порядке печатью) удостоверений проставление в них и в графе "Личная подпись гражданина и дата получения удостоверения" реестра дату выдачи удостоверения и вручение удостоверения под роспись заявителям; представление в МЧС России не позднее одного месяца со дня поступления в уполномоченные органы оформленных удостоверений копий реестров с заполненными графами, заверенных в установленном порядке.
Учитывая указанный порядок рассмотрения заявления, исходя из того, что в обжалуемом решении УСЗН Тимирязевского района от *** иных оснований для отказа в принятии у Галелюка В.Л. документов не приведено, а также принимая во внимание, что Галелюк В.Л., являясь гражданином РФ, не имеет регистрации по месту жительства на территории РФ, то вывод суда о незаконности отказа в принятии у него документов только по мотивам отсутствия у заявителя соответствующей регистрации, является правильным.
В апелляционной жалобе УСЗН Тимирязевского района ссылается на те же доводы, которые явились основанием для отказа в принятии документов Галелюка В.Л. и их рассмотрении по существу заявления, указывая на отсутствие у заявителя регистрации по месту жительства на территории Тимирязевского района г. Москвы, а следовательно, и отсутствие оснований для принятия его документов соответствующим УСЗН.
Данные доводы являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном применении и толковании подлежащего применению законодательства, и не опровергают выводы суда о праве заявителя, являющегося гражданином РФ, на рассмотрение его заявления по существу независимо от имеющейся у него регистрации, учитывая действующее законодательство и правовые позиции судебных актов Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ.
Иных доводов к отмене решения суда в апелляционной жалобе не приведено, в связи с чем судебная коллегия в силу положений ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в поданной апелляционной жалобе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Коптевского районного суда города Москвы от 20 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу УСЗН Тимирязевского района г. Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.