Апелляционное определение Московского городского суда от 26 марта 2014 N 33-9481/14
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего А.Н. Пономарёва,
судей Г.А. Нестеренко, Е.Н. Неретиной,
при секретаре А.В. Петрове,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарёва дело по апелляционной жалобе Т.Л. Федосеевой на решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 4 декабря 2013 года по делу по заявлению Т.Л. Федосеевой о признании незаконным решения Окружной комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве г. Москвы в ЮЗАО от 7 июня 2013 года, признании результатов публичных слушаний по проекту планировки участка линейного объекта улично-дорожной сети "Ленинский проспект от МКАД до площади Гагарина" состоявшимися, недействительными, которым в удовлетворении заявленных требований отказано,
установила:
Т.Л. Федосеева обратилась в суд с указанным выше заявлением к Окружной комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве г. Москвы в ЮЗАО, ссылаясь на то, что публичные слушания по вопросам планировки участка линейного объекта улично-дорожной сети "Ленинский проспект от МКАД до площади Гагарина" проведены с нарушением закона и сфальсифицированы.
Решением Гагаринского районного суда г. Москвы от 4 декабря 2013 года постановлено: в удовлетворении заявления Т.Л. Федосеевой о признании незаконным решения Окружной комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве г. Москвы в ЮЗАО от 7 июня 2013 года , признании результатов публичных слушаний, оформленных заключением от 7 июня 2013 года Окружной комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве г. Москвы в ЮЗАО о признании результатов публичных слушаний по проекту планировки участка линейного объекта улично-дорожной сети "Ленинский проспект от МКАД до площади Гагарина" состоявшимися, недействительными - отказать.
В апелляционной жалобе Т.Л. Федосеевой ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии Т.Л. Федосеева, её представители А.В. Рыбин, по доверенности от 31 октября 2013 года, адвокат А.П. Сивицкая, по ордеру от 5 ноября 2013 года, доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель Окружной комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве г. Москвы в ЮЗАО - М.Г. Ляпустин, по доверенности от 7 февраля 2014 года, просил решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав Т.Л. Федосееву и её представителей, представителя Окружной комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве г. Москвы в ЮЗАО, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Из материалов дела усматривается, что во исполнение решения Градостроительно-земельной комиссии города Москвы от 24 января 2013 года и Окружной комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы ЮЗАО от 1 марта 2013 года в период времени с 14 марта 2013 года по 13 июня 2013 года проведены публичные слушания по проекту планировки участка линейного объекта улично-дорожной сети "Ленинский проспект от МКАД до площади Гагарина" в районах: Гагаринский, Ломоновоский, Обручевский, Теплый Стан.
В материалы дела представлены протоколы публичных слушаний от 22 мая 2013 года N --- в Гагаринском районе; N --- в Ломоносовском районе, N --- в Обручевском районе, N --- в районе Теплый Стан, содержащие предложения и замечания участников публичных слушаний к обсуждаемому проекту.
Из их содержания усматривается, что участниками публичных слушаний являлись жители, имеющие место жительство или место работы на территории районов, правообладатели земельных участков, объектов капитального строительства, жилых и нежилых помещений на рассматриваемой территории, представители органов власти.
Оповещения о проведении экспозиции и публичных слушаний заблаговременно было размещено в газете "---" от 14 марта 2013 года N 8, а также на официальных сайтах Префектуры ЮЗАО г. Москвы: www.uzao.mos.ru, управы Гагаринского района: gagarin.uzaomos.ru, Управы Ломоносовского района г. Москвы: lomonosov.uzaomos.ru, Управы Обручевского района г. Москвы: obrucev. uzaomos.ru, Управы района Теплый Стан г. Москвы: teplystan.uzaomos.ru, а также на бумажных носителях на информационных стендах, размещенных в районах г. Москвы: Гагаринский, Ломоновоский, Обручёвский, Теплый Стан, у подъездов жилых домов.
Кроме того, в дело представлены документы о направлении оповещений в Московскую городскую Думу.
В период времени с 22 марта 2013 года по 2 апреля 2013 года, начиная с 12 час. 00 мин. до 20 час. 00 мин. в будни дни, с 10 час. 00 мин до 15 час. 00 мин в выходные проведены экспозиции: в Гагаринском районе по адресу:---, в Управе Гагаринского района г. Москвы; в Ломоносовском районе в Информационном центре, в помещении Совета ветеранов по адресу:---; в Обручевском районе по адресу:---, в Управе Обручевского района г. Москвы, в районе Теплый Стан по адресу:---, в Управе Теплый Стан г. Москвы.
Представленные суду книги учёта посетителей по каждому из указанных районов подтверждают, что посетители имели возможность вносить предложения и замечания по проведению экспозиции. Количество записей в книге учета посетителей в Гагаринском районе составило - 594, в Обручевском районе - 407, в Ломоносовском районе - 521, в районе Теплый Стан - 672.
11 апреля 2013 года проведены собрания участников публичных слушаний: в Гагаринском районе по адресу:---, ДК "---" (---); в Ломоносовском районе по адресу:---,---; в Обручевском районе по адресу:---, ---; в районе Теплый Стан но адресу:---.
В дело представлены документы, свидетельствующие о том, что в период проведения публичных слушаний все его участники имели возможность представить свои предложения и замечания по обсуждаемому проекту, как в письменной, так и в устной форме, в установленном порядке осуществлялась регистрации участвующих в собрании участников публичных слушаний, вёлся учёт посетителей, жителей указанных районов, составлены протоколы публичных слушаний.
Изложенное подтверждается книгами регистрации участвующих в собрании, книгами регистрации участвующих в собрании участников публичных слушаний, представителей органов власти, книгами предложений и замечаний по проекту планировки линейного объекта улично-дорожной сети "Ленинский проспект от МКАД до площади Гагарина", книгами учёта (регистрации) участников публичных слушаний, предложений и замечаний по проекту, книгами регистрации участвующих в собрании участников публичных слушаний, работающих на предприятиях, книгами регистрации участвующих в собрании участников публичных слушаний, правообладателей земельных участков, объектов капитального строительства, жилых и нежилых помещений, книгами регистрации жителей, книгами учёта (регистрации) участников линейного объекта улично-дорожной сети, а также поступившими в окружную комиссию предложениями и замечаний по проекту.
Также из материалов дела, в частности, книги регистраций обращений, поступивших в Префектуру ЮЗАО г. Москвы, следует, что в течение недели со дня проведения собраний осуществлялся прием письменных предложений и замечаний участников публичных слушаний: лиц, проживающих на рассматриваемых территориях, представителей органов власти. В собрании, проводимом в Гагаринском районе, приняло участие 1793 человека, в Ломоносовском районе 1125 человек, в Обручевском районе - 746 человек, в районе Теплый Стан - 998 человек.
По результатам проведения публичных слушаний составлен протокол N 10-64 от 7 июня 2013 года, утвержденный Председателем Окружной Комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы в Юго-Западном административном округе.
Кроме того, председателем Окружной Комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы в Юго-Западном административном округе 7 июня 2013 года утверждено заключение по результатам публичных слушаний по проекту планировки линейного объекта улично-дорожной сети "Ленинский проспект от МКАД до площади Гагарина", согласно которому процедура проведения публичных слушаний по проекту соблюдена и соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации и города Москвы. В выводах и рекомендациях вышеуказанного заключения указано, что представленный проект планировки участка линейного объекта улично-дорожной сети "Ленинский проспект от МКАД до площади Гагарина", подготовленный ГУП "НИИиПИ Генплана Москвы" в рамках выполнения государственного контракта на разработку проекта планировки, заказчиком которого является Москомархитектура, протоколы публичных слушаний, проведенных в районах Гагаринский, Ломоносовский, Обручевский и Теплый Стан на основании решений Градостроительно-земельной комиссии г. Москвы от 24 января 2013 года и Окружной комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы в ЮЗАО от 1 марта 2013 года приняты решения: в протоколы публичных слушаний в четырёх районах (от 22 мая 2013 года N 200, N 201, N 202, N 203) включено 48,6 тысяч записей участников публичных слушаний с предложениями, замечаниями, мнениями, рекомендациями по представленному проекту, публичные слушания в районах Гагаринский, Ломоносовский, Обручевский и Теплый Стан считаются состоявшимися, отмечено, что проект планировки одобрен большинством участников публичных слушаний.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявления, суд руководствовался тем, что представленные Окружной комиссией по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве г. Москвы в ЮЗАО документы опровергают заявленные Т.Л. Федосеевой основания её требований.
С указанными выводами судебная коллегия согласна.
В соответствии со ст. 68 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" (в редакции, действующей на момент проведения слушаний) по вопросу утверждении проекта планировки территорий, включая проекты планировки территорий, предусматривающие размещение линейных объектов, - в районах, поселениях города Москвы, на территориях которых разработаны указанные проекты, или по решению городской комиссии во всех или отдельных административных округах или районах, поселениях города Москвы, включая административные округа, районы и поселения, на территориях которых разработаны указанные проекты, либо в целом по городу Москве; должны быть проведены публичные слушания.
Указанной правовой нормой предусмотрены вопросы, по которым законом предусмотрено проведение публичных слушаний, порядок их организации и проведения, участия граждан в их проведении.
В соответствии с ч. 3 названной статьи каждый участник публичных слушаний имеет право вносить от своего имени предложения и замечания к обсуждаемому проекту в установленном порядке. Все предложения и замечания участников публичных слушаний к обсуждаемому проекту подлежат внесению в протокол публичных слушаний в установленном порядке.
По смыслу ч. 4 ст. 68 Градостроительного кодекса г. Москвы публичные слушания организуют и проводят городская комиссия, окружные комиссии в соответствии с настоящим Кодексом. Публичные слушания завершаются опубликованием заключения о результатах публичных слушаний.
Частью 5 названной статьи предусмотрено, что публичные слушания проводятся в следующей последовательности:
1) опубликование, распространение оповещения о проведении публичных слушаний;
2) проведение экспозиции (экспозиций) представляемого на публичных слушаниях проекта (далее - экспозиция);
3) проведение собрания участников публичных слушаний;
4) оформление протокола публичных слушаний;
5) подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.
Частью 6 статьи 68 Градостроительного кодекса города Москвы предусмотрено, что в оповещении о проведении публичных слушаний указываются:
1) проект, представляемый на публичные слушания;
2) место (адрес, помещение) размещения экспозиции, дни открытия и закрытия, дни и часы посещения экспозиции;
3) место (адрес, помещение), день, время начала регистрации, время начала собрания участников публичных слушаний;
4) порядок и формы подачи участниками публичных слушаний предложений и замечаний по обсуждаемому проекту;
5) номера контактных справочных телефонов городской и (или) окружной комиссий, почтовый и электронный адреса городской и (или) окружной комиссий для направления участниками публичных слушаний предложений и замечаний к обсуждаемому проекту;
6) электронный адрес сайта в сети "Интернет", на котором размещён обсуждаемый проект.
В соответствии с ч. 7 указанной нормы оповещение о проведении публичных слушаний не позднее чем за семь дней до открытия экспозиции:
1) подлежит официальному опубликованию в печатных средствах массовой информации, распространяемых на территории административного округа города Москвы, района города Москвы, на территории которого проводятся публичные слушания;
2) направляется письменно депутатам Московской городской Думы, на территории избирательных округов которых проводятся публичные слушания;
3) направляется письменно в муниципальные собрания муниципальных образований, на территории которых проводятся публичные слушания;
4) распространяется в качестве официальной информации:
а) через электронные средства массовой информации;
б) на официальных сайтах территориальных органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления муниципальных образований в сети "Интернет";
в) на информационных стендах, размещаемых в зданиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления муниципальных образований, в подъездах или около подъездов жилых домов;
г) иными способами, обеспечивающими получение заинтересованными лицами указанной информации.
Проекты, подлежащие обсуждению на публичных слушаниях, должны быть представлены на публичные слушания в полном объеме, за исключением материалов, содержащих сведения, отнесенные федеральным законодательством к категории ограниченного доступа. Копии указанных проектов предоставляются участникам публичных слушаний за плату, размер которой устанавливается Правительством Москвы и не может превышать расходов на их изготовление (часть 8 ст. 68 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы").
Части 9 и 10 этой статьи определяет порядок проведения экспозиции и предусматривают, что в период работы экспозиции должны быть организованы консультации для посетителей, распространение печатных информационных материалов о проекте. Посетители экспозиции имеют право внести свои предложения, замечания к обсуждаемому проекту, вопросу в письменном виде в соответствующую книгу (журнал) для учета посетителей экспозиции и записи предложений, замечаний.
Части 12 и 13 ст. 68 названного Кодекса предусматривают порядок регистрации участников собраний, регламент собрания участников публичных слушаний
В соответствии с частью 17 ст. 68 Кодекса в период проведения публичных слушаний каждый участник публичных слушаний имеет право представить свои предложения и замечания по обсуждаемому проекту посредством:
1) записи в книге (журнале) учета посетителей и записи предложений и замечаний, которая ведется в период работы соответствующей экспозиции;
2) выступления на собрании участников публичных слушаний;
3) записи в книге (журнале) учета (регистрации) участвующих в собрании участников публичных слушаний;
4) подачи в ходе собрания участников публичных слушаний письменных предложений, замечаний представителю соответствующей окружной комиссии, городской комиссии;
5) направления в течение недели со дня проведения собрания участников публичных слушаний письменных предложений, замечаний в соответствующую окружную комиссию.
Указанные в части 17 настоящей статьи предложения и замечания вносятся в протокол публичных слушаний (ч. 18).
Протоколы публичных слушаний оформляют окружные комиссии. В протоколах публичных слушаний должны быть указаны:
1) проект, представленный на публичные слушания;
2) общие сведения о сроках, месте проведения и об участниках публичных слушаний;
3) все предложения и замечания участников публичных слушаний к обсуждаемому проекту (ч. 19).
На основании протоколов публичных слушаний окружная или городская комиссия осуществляет подготовку заключения о результатах публичных слушаний (ч. 22).
В соответствии с частью 23 в заключении о результатах публичных слушаний должны быть указаны:
1) общие сведения о проекте, представленном на публичные слушания, о сроках, месте проведения и об участниках публичных слушаний;
2) сведения о протоколах публичных слушаний, на основании которых подготовлено заключение о результатах публичных слушаний;
3) содержание всех предложений и замечаний участников публичных слушаний по обсуждаемому проекту;
4) аргументированные выводы и рекомендации соответствующей комиссии о целесообразности или нецелесообразности учета предложений и замечаний, указанных в пункте 3 настоящей части.
Участники публичных слушаний вправе обратиться в городскую комиссию, в Правительство Москвы или в суд с заявлением о признании результатов публичных слушаний недействительными вследствие нарушения установленного настоящей статьей порядка проведения публичных слушаний. В случае признания городской комиссией, Правительством Москвы результатов публичных слушаний недействительными соответствующий проект не может быть представлен в Правительство Москвы без повторного представления на публичные слушания. В случае признания решением суда результатов публичных слушаний недействительными соответствующий представленный на утверждение проект не подлежит утверждению, а утвержденный проект - применению. (часть 26).
В соответствии с названными нормами права суд, рассматривая заявленные требования, правильно определил юридически значимые по делу обстоятельства, исследовал представленные сторонами доказательства и пришёл к правомерному выводу о том, что права Т.Л. Федосеевой нарушены не были.
Доказательств обратного апелляционная жалоба не содержит.
Напротив, в заседании суда второй инстанции Т.Л. Федосеева подтвердила, что принимала участие в публичных слушаниях не только как житель своего района, но как член Рабочей группы по рассмотрению споров, конфликтных ситуаций, возникающих при подготовке и утверждению проекта планировки с участием депутатов Муниципальных собраний, в которую она была включена как депутат Муниципального собрания муниципального округа Обручевский г. Москвы. Каких-либо замечаний со стороны Рабочей группы в Окружную комиссию по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве г. Москвы в ЮЗАО не поступало.
На вопрос судебной коллегии о том, какие её замечания не были учтены Окружной комиссией по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве г. Москвы в ЮЗАО, Т.Л. Федосеева ответила, что не были учтено её замечание относительно необоснованного отказа от светофора, поскольку его отсутствие не решит проблем пробок, а только переместит пробки в другое место.
Между тем, эти утверждения Т.Л. Федосеевой опровергаются исследованным судебной коллегией заключением от 7 июня 2013 года, утверждённым председателем Окружной комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве г. Москвы в ЮЗАО --- (л.д. 21-24), в котором среди основных возражений отмечено, что "проект не решает поставленных задач по решению транспортных проблем Ленинского проспекта" (л.д. 23).
Доводы жалобы о том, что, якобы, имели место многочисленные фальсификации при подведении итогов публичных слушаний, были предметом проверки суда первой инстанции и обоснованно отвергнуты, поскольку Т.Л. Федосеевой ни в суде первой инстанции, ни в суде второй инстанции не названо каких-либо лиц, кроме неё самой, которые бы обращались в суд за защитой своих прав по фактам фальсификации.
Утверждения Т.Л. Федосеевой и её представителей, о том, что такие обращения имели место со стороны жителей лично к ней как к ---, какими-либо доказательствами также не подтверждены.
Другие доводы жалобы также не могут служить правовым основанием для отмены решения суда.
Так, Т.Л. Федосеева утверждает в жалобе, что в деле отсутствует документ, подтверждающий формирование и состав Окружной комиссии.
Между тем, факт формирования такой Комиссии в соответствии с Распоряжением Префекта ЮЗАО г. Москвы от 17 мая 2011 года N 211-РП в заявлении Т.Л. Федосеевой не оспаривался. Данное Распоряжение размещено на официальном сайте органов государственной власти г. Москвы по адресу: www.uzao.mos.ru.
Доводы жалобы о том, что имелось "огромное число жалоб жителей на работу экспозиций", не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку эти жалобы зафиксированы в протоколах публичных слушаний и были учтены Окружной комиссией по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве г. Москвы в ЮЗАО.
Иные доводы жалобы основаны на предположении и потому в соответствии со ст. 55 ГПК РФ не могут поставить под сомнение выводы суда, основанные на доказательствах.
Частью 1 ст. 249 ГПК РФ установлено, что обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Поскольку такие доказательства Окружной комиссией по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве г. Москвы в ЮЗАО представлены и их достоверность не опровергнута заявителем, судебная коллегия приходит к выводу о том, что разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
В заседании судебной коллегии Т.Л. Федосеева пояснила, что в настоящее время Мэром г. Москвы приостановлена реализация проекта планировки территории названных районов, не назвала предусмотренных законом оснований, в силу которых результаты публичных слушаний, по поводу которых возник спор, могут использоваться в дальнейшем.
При таком положении судебная коллегия применительно к ч. 4 ст. 258 ГПК РФ считает правильным отказ в удовлетворении заявления, установив, что оспариваемое решение принято Окружной комиссией по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве г. Москвы в ЮЗАО в соответствии с законом в пределах её полномочий и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 4 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.