Решение Московского городского суда от 24 июля 2013 г. N 3-98/13
Московский городской суд в составе
судьи Лопаткиной А.С.,
с участием прокурора Ларионовой О.Г.,
при секретаре Корниловой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-98/2013 по заявлению Фетисова Г* Г* об оспаривании решения Московской городской избирательной комиссии от 17 июля 2013г. N * об отказе в регистрации кандидата на должность Мэра Москвы Фетисова Г.Г., обязании Московскую городскую избирательную комиссию зарегистрировать Фетисова Г.Г. кандидатом на должность Мэра Москвы на выборах, назначенных на 08 сентября 2013г.,
установил:
Постановлением Московской городской Думы от 07 июня 2013г. N158 "О назначении даты выборов Мэра Москвы" на 08 сентября 2013г. назначены выборы Мэра Москвы.
Решением Московской городской избирательной комиссии от 17 июля 2013г. N* Фетисову Г.Г. отказано в регистрации кандидатом на должность Мэра Москвы.
Фетисов Г.Г. обратился в Московский городской суд с заявлением об отмене принятого решения и обязании Московскую городскую избирательную комиссию зарегистрировать его кандидатом на должность Мэра Москвы, ссылаясь на то, что 11 июля 2013г. он представил в Московскую городскую избирательную комиссию (далее - МГИК) пакет документов, необходимых для регистрации в качестве кандидата на должность Мэра Москвы. Основанием к отказу в регистрации Фетисова Г.Г. кандидатом на должность Мэра Москвы послужило недостаточное количество достоверных подписей депутатов представительных органов местного самоуправления. Оспариваемое решение принято с нарушением положений части 1.1 статьи 37 Закона г.Москвы от 06 июля 2005 года N38 "Избирательный кодекс города Москвы" (далее - Избирательный кодекс города Москвы), поскольку избирательная комиссия не уведомила Фетисова Г.Г. о выявлении неполноты сведений за три дня до заседания комиссии, на котором должен был рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, и не предоставила ему возможности внести необходимые уточнения и дополнения в документы.
В суде представители Фетисова Г.Г. - Карташова О.А., Пухова Т.Л., Манов А.Г. поддержали заявленные требования.
Представитель заинтересованного лица МГИК Реут Д.А. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил суду, что кандидат не вправе дополнительно предъявлять документы, необходимые для регистрации кандидата, если они не были представлены ранее в установленные законом сроки. Решение МГИК от 17 июля 2013г. N * об отказе в регистрации кандидата на должность Мэра Москвы Фетисова Г.Г. принято с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 12 июня 2002г. N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Избирательным кодексом города Москвы.
Выслушав объяснения представителей заявителя Фетисова Г.Г. адвоката Манова А.Г., Карташову О.А., Пухову Т.Л., представителя заинтересованного лица Реута Д.А., исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Ларионовой О.Г., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Московский городской суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
МГИК отказала Фетисову Г.Г. в регистрации кандидатом на должность Мэра Москвы на основании пункта 5.1 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы.
Недостаточное количество достоверных подписей депутатов представительных органов местного самоуправления и избранных на выборах глав муниципальных образований, представленных для регистрации кандидата на должность Мэра Москвы, является основанием отказа кандидату в регистрации (пункт 5.1 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы).
22 июня 2013г. Фетисов Г.Г. представил в Московскую городскую избирательную комиссию документы о выдвижении его Региональным отделением Политической партии "*" в городе Москве кандидатом на должность Мэра Москвы.
11 июля 2013г. Фетисов Г.Г. представил документы, необходимые для регистрации кандидата: первый финансовый отчет, листы поддержки кандидата, подписанный кандидатом список лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата, сведения о трех кандидатурах, отвечающих предусмотренным федеральным законом требованиям к кандидатам для наделения полномочиями члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, письменное заявление каждого из указанных лиц о согласии этого лица на представление его в качестве кандидатуры для наделения полномочиям члена Совета Федерации, копии документов, подтверждающих сведения об этих лицах, письменное уведомление о том, что кандидат не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
МГИК, проверив соблюдение порядка выдвижения Региональным отделением Политической партии "*" в городе Москве Фетисова Г.Г. кандидатом на должность Мэра Москвы и необходимые для регистрации кандидата документы, установила, что Фетисовым Г.Г. в поддержку своего выдвижения представлено 65 подписей депутатов представительных органов местного самоуправления, что не соответствует требованиям части 16 статьи 34 Избирательного кодекса Москвы.
Согласно итоговому протоколу проверки листов поддержки кандидата на должность Мэра Москвы количество заявленных листов поддержки кандидата - 65, количество представленных листов поддержки кандидата - 65, количество подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, признанных недостоверными - 0, количество достоверных подписей - 65.
В соответствии с пунктами 1,2 статьи 32 Федерального закона от 12 июня 2002г. N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.
Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением. Самовыдвижение кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может предусматриваться законом субъекта Российской Федерации.
Статьей 37 Федерального закона от 12 июня 2002г. N 67-ФЗ определено, что на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в поддержку выдвижения кандидатов собираются подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований. Число указанных подписей определяется законом субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Указанные подписи могут собираться со дня выдвижения кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (пункт 17).
В соответствии с частью 16 статьи 34 Избирательного кодекса города Москвы в поддержку выдвижения кандидатов на должность Мэра Москвы собираются подписи депутатов представительных органов местного самоуправления и (или) избранных на выборах глав муниципальных образований. Количество подписей составляет 6 процентов от общего числа депутатов представительных органов местного самоуправления, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов Мэра Москвы, и числа избранных на выборах и действующих на день принятия указанного решения глав муниципальных образований. Депутат представительного органа местного самоуправления или избранный на выборах глава муниципального образования может поддержать только одного кандидата. При этом кандидат должен быть поддержан указанными лицами не менее чем в трех четвертях муниципальных образований (не менее чем в трех четвертях муниципальных образований должно быть собрано не менее одной подписи указанных лиц). Указанные подписи могут собираться со дня выдвижения кандидата на должность Мэра Москвы. Число лиц, которое (в абсолютном выражении) необходимо для поддержки кандидата на должность Мэра Москвы, определяется и обнародуется Городской комиссией в течение трех дней со дня назначения выборов Мэра Москвы.
Решением Московской городской избирательной комиссии от 10 июня 2013г. N42/2 определено, что в поддержку кандидата на должность Мэра Москвы должно быть собрано 110 подписей депутатов представительных органов местного самоуправления и (или) избранных на муниципальных выборах и действующих глав муниципальных образований, не менее чем в 110 муниципальных образованиях, находящихся на территории города Москвы.
В силу статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002г. N 67-ФЗ листы поддержки кандидата представляются кандидатом в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации единовременно вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата. Одновременно в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации представляется подписанный кандидатом список лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата, содержащий сведения о кандидате и поддержавших его лицах, предусмотренные пунктом 18 настоящей статьи. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации в течение трех дней со дня представления указанного списка публикует его в региональном государственном периодическом печатном издании или размещает на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 19).
МГИК обоснованно посчитала установленным, что Фетисовым Г.Г. представлено недостаточное количество подписей депутатов представительных органов местного самоуправления, поскольку в поддержку своего выдвижения им представлено 65 подписей депутатов представительных органов местного самоуправления, собранных в 65 муниципальных образованиях.
Основанием для отказа в регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в соответствии с подпунктом "д.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. N 67-ФЗ является недостаточное количество достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, представленных для регистрации кандидата.
При таких обстоятельствах, с учетом вышеизложенных положений как федерального, так и регионального законодательства, суд считает, что у МГИК имелось основание для отказа Фетисову Г.Г. в регистрации кандидатом на должность Мэра Москвы.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. N 67-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
Аналогичное положение содержится и в части 1.1 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы.
Таким образом, уточнения и дополнения могут вноситься в уже представленные документы, при этом уточнения могут вноситься в документы, содержащие сведения о кандидате.
Поскольку законодатель не допускает возможность дополнительного предоставления листов поддержки кандидата после подачи их на регистрацию в избирательную комиссию, действия МГИК по неизвещению Фетисова Г.Г. о выявленных нарушениях, заключающихся в предоставлении недостаточного количества достоверных подписей депутатов представительных органов местного самоуправления, не противоречат требованиям избирательного законодательства.
Судом учитывается и то, что пунктами 1, 5 постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации N 203/1272-4 от 23 марта 2007г. "О разъяснении порядка применения пункта 1.1, подпунктов "в.1", "в.2" пункта 24, подпунктов "6.1", "6.2" пункта 25, подпунктов "з", "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. N 67-ФЗ предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом соответственно для уведомления о выдвижении и для регистрации кандидата, списка кандидатов.
Если кандидат, избирательное объединение, извещенные избирательной комиссией об отсутствии каких-либо сведений, предусмотренных Федеральным законом, иным законом, в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов документах и (или) о наличии среди них документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона, иного закона, не устранят указанные недостатки либо устранят их не в полном объеме, избирательная комиссия отказывает в регистрации кандидата, списка кандидатов либо исключает кандидата из списка кандидатов на основании подпунктов "в.1" и (или) "в.2" пункта 24, подпунктов "б.1" и (или) "б.2" пункта 25, подпунктов "з" и (или) "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона.
Если избирательная комиссия в срок, установленный пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона, не известила кандидата, избирательное объединение о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов документах, либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключении кандидатов из списка кандидатов по основаниям, предусмотренным подпунктом "в.1" и (или) "в. 2" пункта 24, подпунктом "б.1" и (или) "б.2" пункта 25, подпунктом "з" и (или) "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона.
Для принятия решения об отказе в регистрации кандидата по основанию, предусмотренному подпунктом "д.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. N 67-ФЗ (пунктом 5.1 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы), предварительное уведомление кандидата о выявленных недостатках не требуется.
Что касается довода заявителя о том, что депутат представительного органа местного самоуправления в силу части 16 статьи 34 Избирательного кодекса города Москвы имеет меньший объем прав, нежели простой избиратель, права которого определены частью 11 той же статьи, то он в данном случае не имеет правового значения.
Как указывалось ранее, федеральным и региональным избирательным законодательством для регистрации избирательной комиссией кандидата на должность Мэра Москвы наряду с наличием соответствующих документов предусмотрено необходимое количество подписей депутатов представительных органов местного самоуправления и (или) избранных на выборах глав муниципальных образований.
Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в его постановлениях от 17 ноября 1998г. N 26-П, от 11 июня 2002г. N10-П, от 24 декабря 2012г. N 32-П, определениях от 2 ноября 2000г. N 234-О, от 10 июля 2003г. N 264-О, от 12 апреля 2005г. N 245-О, от 19 октября 2010г. N 1426-О-О и других решениях, законодатель, устанавливая порядок выдвижения и регистрации кандидатов, вправе в интересах избирателей предусмотреть специальные предварительные условия, позволяющие исключить из избирательного процесса тех его участников, которые не имеют достаточной поддержки избирателей. К таким условиям относится, в том числе, требование собрать не менее определенного количества подписей в поддержку кандидата на выборную должность.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002г. N67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Поскольку в судебном заседании таких нарушений не установлено, заявленные требования Фетисова Г.Г. не подлежат удовлетворению в полном объеме по ранее приведенным мотивам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 261 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении заявления Фетисова Г* Г* об оспаривании решения Московской городской избирательной комиссии от 17 июля 2013г. N * об отказе в регистрации кандидата на должность Мэра Москвы Фетисова Г.Г., обязании Московскую городскую избирательную комиссию зарегистрировать Фетисова Г.Г. кандидатом на должность Мэра Москвы на выборах, назначенных на 08 сентября 2013г. - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Московский городской суд в течение пяти дней со дня принятия судом указанного решения.
Судья Московского городского суда А.С. Лопаткина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.