Решение Московского городского суда от 26 июля 2013 г. N 3-100/13
Московский городской суд в составе
судьи Лопаткиной А.С.,
с участием прокурора Ларионовой О.Г.,
при секретаре Корниловой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-100/2013 по заявлению Снежкова М* Н* об обязании Московскую городскую избирательную комиссию зарегистрировать Снежкова М.Н. кандидатом на должность Мэра Москвы на выборах, назначенных на 08 сентября 2013г., восстановлении прав посредством открытия специального избирательного счета, обязания Московскую городскую избирательную комиссию выдать документ об открытии специального избирательного счета, взыскании и перечислении на специальный избирательный счет компенсации морального вреда,
установил:
Постановлением Московской городской Думы от 07 июня 2013г. N158 "О назначении даты выборов Мэра Москвы" на 08 сентября 2013г. назначены выборы Мэра Москвы.
Решением Московской городской избирательной комиссии от 17 июля 2013г. N* Снежкову М.Н. отказано в регистрации кандидатом на должность Мэра Москвы.
Снежков М.Н. обратился в Московский городской суд с заявлением об обязании Московскую городскую избирательную комиссию зарегистрировать Снежкова М.Н. кандидатом на должность Мэра Москвы на выборах, назначенных на 08 сентября 2013г., восстановлении прав посредством открытия специального избирательного счета, обязания Московскую городскую избирательную комиссию (далее - МГИК) выдать документ об открытии специального избирательного счета, взыскании и перечислении на специальный избирательный счет компенсации морального вреда.
Как пояснил в обоснование заявленных требований Снежков М.Н., избирательная комиссия на своем сайте в сети Интернет указала, что он является пенсионером, не упомянув о его занятии общественной деятельностью, а также о том, что он состоит в различных общественных организациях, в частности является президентом-попечителем Международного общественного фонда сохранения окружающей среды "*", председателем Студенческого творческого кооперативного научно-технического общества "*". Размещение неполных сведений о нем как о лице, согласившемся баллотироваться кандидатом на должность Мэра Москвы, в конечном итоге, привело к тому, что он не смог собрать подписи депутатов представительных органов местного самоуправления и подписи избирателей. Разрешение на открытие специального избирательного счета было потеряно, в связи с чем счет не был им открыт. С 18 марта 1993 года он является зарегистрированным кандидатом на должность главы администрации города Москвы. Неправомерными действиями МГИК ему причинен моральный вред.
В суде заявитель Снежков М.Н. и его представитель Кувшинов В.З., допущенный к участию в деле в качестве представителя по устному заявлению доверителя в порядке части 6 статьи 53 ГПК РФ, поддержали заявленные требования по тем же основаниям и просили удовлетворить их.
Представитель заинтересованного лица МГИК Реут Д.А. возражал против удовлетворения заявления Снежкова М.Н., полагая его несостоятельным, а отказ в регистрации кандидата - правомерным, поскольку заявитель не выполнил в установленный законом срок возложенные на него обязанности по предоставлению документов, необходимых для регистрации кандидата, созданию избирательного фонда и никаких препятствий к этому избирательной комиссией не создавалось.
Выслушав объяснения заявителя Снежкова М.Н. и его представителя Кувшинова В.З., представителя заинтересованного лица МГИК Реута Д.А., исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Ларионовой О.Г., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Московский городской суд не находит оснований для удовлетворения заявленных Снежковым М.Н. требований.
МГИК отказала Снежкову М.Н. в регистрации кандидатом на должность Мэра Москвы на основании пунктов 3, 5, 7 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы.
Отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Кодексом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки (за исключением случая, установленного частью 10 настоящей статьи), несоздание кандидатом избирательного фонда (за исключением случаев, когда в соответствии со статьей 57 настоящего Кодекса создание избирательного фонда необязательно) являются основаниями отказа кандидату в регистрации (пункты 3, 5, 7 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы).
05 июля 2013г. Снежков М.Н. представил в Московскую городскую избирательную комиссию документы о выдвижении его кандидатом на должность Мэра Москвы в порядке самовыдвижения.
10 июля 2013г. Снежков М.Н. представил документ для регистрации кандидата, а именно подписной лист с подписью 1 избирателя.
МГИК, проверив соблюдение порядка выдвижения Снежкова М.Н. кандидатом на должность Мэра Москвы и представленные для регистрации кандидата документы, установила, что Снежковым М.Н. не представлены документы, необходимые для регистрации кандидата, не создан избирательный фонд.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 32 Федерального закона от 12 июня 2002г. N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.
Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением. Самовыдвижение кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может предусматриваться законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. N67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанного в пункте 16 настоящей статьи.
Аналогичное положение содержится и в части 1 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы.
Перечень документов, необходимых для регистрации кандидата на должность Мэра Москвы, установлен статьей 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. N 67-ФЗ и статьей 35 Избирательного кодекса города Москвы.
Кандидату, который изъявил желание участвовать в выборах на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в порядке самовыдвижения, необходимо для регистрации представить в числе прочих следующие документы: сведения о трех кандидатурах, отвечающих предусмотренным федеральным законом требованиям к кандидатам для наделения полномочиями члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (пункт 1.2 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. N 67-ФЗ, часть 2.1 статьи 35 Избирательного кодекса города Москвы); письменное заявление каждого из указанных лиц о согласии этого лица на представление его в качестве кандидатуры для наделения полномочиями члена Совета Федерации (пункт 1.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. N 67-ФЗ, часть 2.3 статьи 35 Избирательного кодекса города Москвы); копии документов, подтверждающих сведения об этих лицах (пункт 1.5 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. N 67-ФЗ, часть 2.4 статьи 35 Избирательного кодекса города Москвы); письменное уведомление о том, что кандидат не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных на территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами (пункт 1.6 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. N 67-ФЗ); подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (пункт 1 статьи 37, пункт 2 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. N 67-ФЗ, пункт 2 части 2 статьи 35 Избирательного кодекса города Москвы); листы поддержки кандидата (пункты 17-18 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002г. N 67-ФЗ, пункт 1 части 2 статьи 35 Избирательного кодекса города Москвы); подписанный кандидатом список лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата (пункт 19 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002г. N67-ФЗ, пункт 3 части 2 статьи 35 Избирательного кодекса города Москвы); протокол об итогах сбора подписей избирателей (пункт 5 части 2 статьи 35 Избирательного кодекса города Москвы); документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов (пункт 6 части 2 стати 35 Избирательного кодекса города Москвы); первый финансовый отчет кандидата (пункт 8 части 2 статьи 35 Избирательного кодекса города Москвы).
В соответствии с частью 16 статьи 34 Избирательного кодекса города Москвы в поддержку выдвижения кандидатов на должность Мэра Москвы собираются подписи депутатов представительных органов местного самоуправления и (или) избранных на выборах глав муниципальных образований. Количество подписей составляет 6 процентов от общего числа депутатов представительных органов местного самоуправления, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов Мэра Москвы, и числа избранных на выборах и действующих на день принятия указанного решения глав муниципальных образований. Депутат представительного органа местного самоуправления или избранный на выборах глава муниципального образования может поддержать только одного кандидата. При этом кандидат должен быть поддержан указанными лицами не менее чем в трех четвертях муниципальных образований (не менее чем в трех четвертях муниципальных образований должно быть собрано не менее одной подписи указанных лиц). Указанные подписи могут собираться со дня выдвижения кандидата на должность Мэра Москвы. Число лиц, которое (в абсолютном выражении) необходимо для поддержки кандидата на должность Мэра Москвы, определяется и обнародуется Городской комиссией в течение трех дней со дня назначения выборов Мэра Москвы.
Решением МГИК от 10 июня 2013г. N42/2 "О количестве подписей депутатов представительных органов местного самоуправления и (или) избранных на муниципальных выборах и действующих глав муниципальных образований в поддержку выдвижения кандидата на должность Мэра Москвы" определено, что в поддержку кандидата на должность Мэра Москвы должно быть собрано 110 подписей депутатов представительных органов местного самоуправления и (или) избранных на муниципальных выборах и действующих глав муниципальных образований, не менее чем в 110 муниципальных образованиях, находящихся на территории города Москвы.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Избирательного кодекса города Москвы если в поддержку выдвижения кандидата собираются подписи избирателей, то количество подписей, необходимое для регистрации, составляет для кандидата на должность Мэра Москвы - один процент от числа избирателей города Москвы.
Решением МГИК от 10 июня 2013г. N 42/3 "О количестве подписей избирателей, необходимом для регистрации кандидата на должность Мэра Москвы" определено, что количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата на должность Мэра Москвы, составляет 73 021 подпись.
Снежковым М.Н. не представлены следующие документы, необходимые для регистрации кандидата: листы поддержки кандидата; подписанный кандидатом список лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата; протокол об итогах сбора подписей избирателей; документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов; первый финансовый отчет кандидата; сведения о трех кандидатурах, отвечающих предусмотренным федеральным законом требованиям к кандидатам для наделения полномочиями члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; письменное заявление каждого из указанных лиц о согласии этого лица на представление его в качестве кандидатуры для наделения полномочиями члена Совета Федерации; копии документов, подтверждающих сведения об этих лицах; письменное уведомление о том, что кандидат не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
В соответствии с пунктами 1, 11 статьи 58 Федерального закона от 12 июня 2002г. N 67-ФЗ, частью 1 статьи 57, частью 1 статьи 58 Избирательного кодекса города Москвы кандидаты на должность Мэра Москвы обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией. Все денежные средства, образующие избирательный фонд, перечисляются на специальный избирательный счет, открытый с разрешения соответствующей комиссии кандидатом.
Снежковым М.Н. не создан собственный избирательный фонд для финансирования своей избирательной кампании.
МГИК обоснованно посчитала установленным, что Снежковым М.Н. не представлены документы, необходимые для регистрации кандидата, не создан избирательный фонд.
Данные обстоятельства не оспариваются самим Снежковым М.Н. и подтверждаются письменными доказательствами, представленными суду, в том числе подтверждениями получения избирательной комиссией документов, которые выдавались заявителю.
Основанием для отказа в регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в соответствии с подпунктами "в", "д", "ж" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. N 67-ФЗ являются отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом, несоздание кандидатом избирательного фонда (за исключением случаев, когда в соответствии со статьей 58 настоящего Кодекса создание избирательного фонда необязательно).
При таких обстоятельствах, с учетом вышеизложенных положений как федерального, так и регионального законодательства, суд считает, что у МГИК имелись основания для отказа Снежкову М.Н. в регистрации кандидатом на должность Мэра Москвы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002г. N67-ФЗ, частью 1 статьи 32 Избирательного кодекса города Москвы в заявлении о согласии баллотироваться кандидат указывает, в том числе, основное место работы или службы, занимаемую должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), а также представляет документы, подтверждающие эти сведения.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось Снежковым М.Н., в трудовых отношениях он не состоит, заработную плату не получает.
По смыслу Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (статья 15); рабочее место - это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (статья 209).
При этом в силу пункта 57 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ под родом занятий понимается документально подтвержденная деятельность кандидата, приносящая ему доход, а также статус неработающего кандидата: пенсионер, безработный, учащийся, домохозяйка, временно не работающий.
В заявлении о согласии баллотироваться кандидатом на должность Мэра Снежковым М.Н. указан род занятий - пенсионер.
В подтверждение указанных сведений представлены копии пенсионного удостоверения и трудовой книжки.
Из представленной копии трудовой книжки следует, что заявитель был уволен с последнего места работы в 2001 году и более нигде не работает.
Следовательно, никаких оснований полагать, что избирательной комиссией сведения о нем как о лице, согласившемся баллотироваться кандидатом на должность Мэра Москвы, указаны на сайте в сети Интернет не в полном объеме или не соответствуют действительности, не имеется.
Что касается довода Снежкова М.Н. о том, что он с 18 марта 1993 года является зарегистрированным кандидатом, то он не основан на нормах Федерального закона от 12 июня 2002г. N67-ФЗ и Избирательного кодекса города Москвы, и свидетельствовать о незаконности принятого МГИК решения от 17 июля 2013г. N* об отказе Снежкову М.Н. в регистрации кандидатом на должность Мэра Москвы не может.
В соответствии со статьями 32-34, 37, 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. N67-ФЗ, статьями 28-30, 32, 34 - 37 Избирательного кодекса города Москвы выдвижение кандидатов осуществляется отдельно в отношении каждых назначенных выборов после опубликования решения о назначении выборов, срок выдвижения составляет 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов (решение о назначении выборов Мэра Москвы опубликовано 11 июня 2013г. в газете "Тверская, 13). Для своего выдвижения и регистрации кандидат обязан представить в установленные сроки определенные указанными нормативными актами документы. Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные Федеральным законом от 12 июня 2002г. N67-ФЗ, Избирательным кодексом города Москвы, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу и иных необходимых документов.
05 июля 2013г. Снежков М.Н. обратился в МГИК по поводу выдвижения его кандидатом на должность Мэра Москвы на выборах, назначенных на 08 сентября 2013г., однако документов, необходимых для регистрации кандидатом, не представил.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002г. N67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Поскольку в судебном заседании таких нарушений не установлено, заявленные Снежковым М.Н. требования об обязании МГИК зарегистрировать его кандидатом на должность Мэра Москвы на выборах, назначенных на 08 сентября 2013г., не подлежат удовлетворению ввиду их необоснованности.
В силу части 11 статьи 32 Избирательного кодекса города Москвы документ для открытия специального избирательного счета выдается единожды после принятия соответствующей избирательной комиссией документов по выдвижению кандидата.
Указанный документ для открытия специального избирательного счета Снежковым М.Н получен 05 июля 2013г., что подтверждается его собственноручной подписью в подтверждении получения избирательной комиссией документов в графе "Справку для открытия специального избирательного счета получил".
В силу положений избирательного законодательства создание избирательного фонда является обязанностью самих кандидатов.
При таком положении, основания для удовлетворения требований Снежкова М.Н. о восстановлении прав посредством открытия специального избирательного счета, обязания МГИК выдать документ об открытии специального избирательного счета отсутствуют.
Что касается требования заявителя о взыскании и перечислении на специальный избирательный счет компенсации морального вреда, то оно не подлежит удовлетворению, так как в данном случае такой вред подлежит взысканию с причинителя вреда лишь при наличии его вины.
Какой-либо вины со стороны МГИК в причинении заявителю морального вреда судом не установлено.
Не представлено Снежковым М.Н. и доказательств в подтверждение того довода, что в результате оспариваемых действий МГИК были умалены его личные неимущественные права и причинены нравственные и физические страдания.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении требований Снежкова М.Н. должно быть отказано в полном объеме по ранее приведенным мотивам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 261 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении заявления Снежкова М* Н* об обязании Московскую городскую избирательную комиссию зарегистрировать Снежкова М.Н. кандидатом на должность Мэра Москвы на выборах, назначенных на 08 сентября 2013г., восстановлении прав посредством открытия специального избирательного счета, обязания Московскую городскую избирательную комиссию выдать документ об открытии специального избирательного счета, взыскании и перечислении на специальный избирательный счет компенсации морального вреда - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Московский городской суд в течение пяти дней со дня принятия судом указанного решения.
Судья Московского городского суда А.С. Лопаткина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.