Решение Московского городского суда от 30 июля 2013 г. N 3-101/13
Московский городской суд в составе
судьи Лопаткиной А.С.,
с участием прокурора Ларионовой О.Г.,
при секретаре Корниловой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-101/2013 по заявлению Пеуновой С* М* об отмене решения Московской городской избирательной комиссии от 17 июля 2013г. N * об отказе в регистрации кандидата на должность Мэра Москвы Пеуновой С.М., обязании Московскую городскую избирательную комиссию зарегистрировать Пеунову С.М. кандидатом на должность Мэра Москвы,
установил:
Постановлением Московской городской Думы от 07 июня 2013г. N158 "О назначении даты выборов Мэра Москвы" на 08 сентября 2013г. назначены выборы Мэра Москвы.
Решением Московской городской избирательной комиссии от 17 июля 2013г. N* Пеуновой С.М. отказано в регистрации кандидатом на должность Мэра Москвы.
Пеунова С.М. обратилась в Московский городской суд с заявлением об отмене принятого решения и обязании Московскую городскую избирательную комиссию зарегистрировать ее кандидатом на должность Мэра Москвы, ссылаясь на невозможность сбора достаточного количества подписей депутатов представительных органов местного самоуправления и избранных глав муниципальных образований в поддержку выдвижения кандидата на должность Мэра Москвы, неконституционность установленной законом обязанности по сбору указанных подписей. По мнению заявителя, количество собранных кандидатами указанных подписей не отражает поддержку жителями Москвы кандидатов на должность Мэра Москвы, кандидатам не обеспечены необходимые условия для сбора подписей депутатов представительных органов местного самоуправления и избранных глав муниципальных образований, жители Москвы посредством прямого волеизъявления не наделяли представителей местного самоуправления полномочиями по утверждению кандидатов на должность Мэра Москвы, количества имеющихся в Москве депутатов недостаточно для регистрации всех кандидатов, условия сбора подписей допускают злоупотребление правом со стороны отдельных кандидатов, что, в конечном итоге, привело к невозможности кандидата Пеуновой С.М. собрать необходимое количество подписей депутатов. Оспариваемое решение принято с нарушением положений части 15.6 статьи 37 Закона г.Москвы от 06 июля 2005г. N38 "Избирательный кодекс города Москвы" (далее - Избирательный кодекс города Москвы), поскольку копия протокола об итогах проверки листов поддержки кандидата передана избирательной комиссией менее чем за три дня до дня заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.
В суде заявитель Пеунова С.М. и ее представитель Елисеев К.Ю. поддержали заявленные требования.
Представитель заинтересованного лица МГИК Реут Д.А. возражал против удовлетворения заявления Пеуновой С.М., полагая его несостоятельным, а отказ в регистрации кандидата - правомерным, поскольку заявитель не выполнила в установленный законом срок возложенные на нее обязанности по предоставлению достаточного количества достоверных подписей депутатов представительных органов местного самоуправления.
Выслушав объяснения заявителя Пеуновой С.М. и ее представителя Елисеева К.Ю., представителя заинтересованного лица Реута Д.А., исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Ларионовой О.Г., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Московский городской суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
МГИК отказала Пеуновой С.М. в регистрации кандидатом на должность Мэра Москвы на основании пункта 5.1 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы.
Недостаточное количество достоверных подписей депутатов представительных органов местного самоуправления и избранных на выборах глав муниципальных образований, представленных для регистрации кандидата на должность Мэра Москвы, является основанием отказа кандидату в регистрации (пункт 5.1 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы).
14 июня 2013г. Пеунова С.М. представила в Московскую городскую избирательную комиссию документы о выдвижении ее Региональным отделением в Москве Общероссийской политической партии "**" кандидатом на должность Мэра Москвы.
11 июля 2013г. Пеунова С.М. представила документы, необходимые для регистрации кандидата: первый финансовый отчет, листы поддержки кандидата, подписанный кандидатом список лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата, сведения о трех кандидатурах, отвечающих предусмотренным федеральным законом требованиям к кандидатам для наделения полномочиями члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, письменное заявление каждого из указанных лиц о согласии этого лица на представление его в качестве кандидатуры для наделения полномочиями члена Совета Федерации, копии документов, подтверждающих сведения об этих лицах, письменное уведомление о том, что кандидат не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
МГИК, проверив соблюдение порядка выдвижения Региональным отделением в Москве Общероссийской политической партии "**" Пеуновой С.М. кандидатом на должность Мэра Москвы и необходимые для регистрации кандидата документы, установила, что Пеуновой С.М. в поддержку своего выдвижения представлено 8 подписей депутатов представительных органов местного самоуправления, собранных в 8 муниципальных образованиях, что не соответствует требованиям части 16 статьи 34 Избирательного кодекса Москвы.
Согласно итоговому протоколу проверки листов поддержки кандидата на должность Мэра Москвы количество заявленных листов поддержки кандидата - 8, количество представленных листов поддержки кандидата - 8, количество подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, признанных недостоверными - 0, количество достоверных подписей - 8.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 32 Федерального закона от 12 июня 2002г. N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.
Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением. Самовыдвижение кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может предусматриваться законом субъекта Российской Федерации.
В пункте 17 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002г. N 67-ФЗ определено, что на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в поддержку выдвижения кандидатов собираются подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований. Число указанных подписей определяется законом субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Указанные подписи могут собираться со дня выдвижения кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (пункт 17 введен Федеральным законом от 02 мая 2012г. N 40-ФЗ).
В соответствии с частью 16 статьи 34 Избирательного кодекса города Москвы в поддержку выдвижения кандидатов на должность Мэра Москвы собираются подписи депутатов представительных органов местного самоуправления и (или) избранных на выборах глав муниципальных образований. Количество подписей составляет 6 процентов от общего числа депутатов представительных органов местного самоуправления, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов Мэра Москвы, и числа избранных на выборах и действующих на день принятия указанного решения глав муниципальных образований. Депутат представительного органа местного самоуправления или избранный на выборах глава муниципального образования может поддержать только одного кандидата. При этом кандидат должен быть поддержан указанными лицами не менее чем в трех четвертях муниципальных образований (не менее чем в трех четвертях муниципальных образований должно быть собрано не менее одной подписи указанных лиц). Указанные подписи могут собираться со дня выдвижения кандидата на должность Мэра Москвы. Число лиц, которое (в абсолютном выражении) необходимо для поддержки кандидата на должность Мэра Москвы, определяется и обнародуется Городской комиссией в течение трех дней со дня назначения выборов Мэра Москвы.
Решением МГИК от 10 июня 2013г. N42/2 "О количестве подписей депутатов представительных органов местного самоуправления и (или) избранных на муниципальных выборах и действующих глав муниципальных образований в поддержку выдвижения кандидата на должность Мэра Москвы" определено, что в поддержку кандидата на должность Мэра Москвы должно быть собрано 110 подписей депутатов представительных органов местного самоуправления и (или) избранных на муниципальных выборах и действующих глав муниципальных образований, не менее чем в 110 муниципальных образованиях, находящихся на территории города Москвы.
В силу пункта 19 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002г. N 67-ФЗ листы поддержки кандидата представляются кандидатом в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации единовременно вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата. Одновременно в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации представляется подписанный кандидатом список лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата, содержащий сведения о кандидате и поддержавших его лицах, предусмотренные пунктом 18 настоящей статьи. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации в течение трех дней со дня представления указанного списка публикует его в региональном государственном периодическом печатном издании или размещает на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 19 введен Федеральным законом от 02 мая 2012г. N 40-ФЗ).
МГИК обоснованно посчитала установленным, что Пеуновой С.М. представлено недостаточное количество подписей депутатов представительных органов местного самоуправления, поскольку в поддержку своего выдвижения ею представлено 8 подписей депутатов представительных органов местного самоуправления, собранных в 8 муниципальных образованиях.
Данные обстоятельства не оспариваются самой Пеуновой С.М. и подтверждаются письменными доказательствами, представленными суду, в том числе подтверждениями получения избирательной комиссией документов, которые выдавались заявителю.
Основанием для отказа в регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в соответствии с подпунктом "д.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. N 67-ФЗ является недостаточное количество достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, представленных для регистрации кандидата.
При таких обстоятельствах, с учетом вышеизложенных положений как федерального, так и регионального законодательства, суд считает, что у МГИК имелось основание для отказа Пеуновой С.М. в регистрации кандидатом на должность Мэра Москвы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации" регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанного в пункте 16 настоящей статьи.
Регистрация кандидата на основании документов, представленных им не в полном объеме, будет свидетельствовать о несоблюдении единых для всех кандидатов правил предоставления документов, необходимых для регистрации, и нарушении закрепленного статьей 39 Федерального закона от 12 июня 2002г. N 67-ФЗ принципа равенства всех кандидатов, в соответствии с которым все кандидаты не только обладают равными правами, но и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
Случаи, при наступлении которых кандидат освобождался бы от обязанности представлять в установленный законом срок необходимые для регистрации документы, Федеральным законом от 12 июня 2002г. N 67-ФЗ не установлены.
Как видно из постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2012г. N 32-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы, Конституционный Суд Российской Федерации признал не противоречащими Конституции Российской Федерации положения пунктов 17 - 20 статьи 37 и подпункта "д.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", предусматривающие в качестве обязательного условия регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) получение поддержки со стороны определенного законом субъекта Российской Федерации в пределах, установленных федеральным законодательством (от 5 до 10 процентов), числа выборных лиц местного самоуправления.
Из пунктов 2.2, 2.3, 3, 3.1, 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации 24 декабря 2012г. N 32-П следует, что введенный Федеральным законом от 02 мая 2012г. N 40-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" порядок замещения должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) путем его избрания населением на прямых выборах призван заменить собой прежний порядок, при котором наделение полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) осуществлялось по представлению Президента Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Установление такого - выборного - порядка не исключает возможности его конкретизации, в том числе путем введения в правовое регулирование дополнительных правовых институтов в рамках требований Конституции Российской Федерации и с учетом основанных на этих требованиях правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации.
В частности, при установлении порядка выдвижения и регистрации кандидатов на должности, замещаемые путем выборов, федеральный законодатель, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, вправе предусмотреть специальные предварительные условия, несоблюдение которых позволяет исключить из избирательного процесса лиц, не имеющих достаточной поддержки избирателей; к таким условиям относится необходимость сбора не менее определенного количества подписей в поддержку кандидата на выборную должность, которое не может рассматриваться как ограничивающее избирательные права граждан и нарушающее равенство общественных объединений перед законом (постановления от 17 ноября 1998г. N 26-П и от 11 июня 2002г. N 10-П, определения от 25 марта 1999г. N 32-О, от 6 июля 2010г. N 1087-О-О, от 24 февраля 2011г. N202-О-О и др.).
Федеральный законодатель вправе - исходя из конституционных основ единства публичной власти в Российской Федерации и объективной необходимости взаимодействия с органами местного самоуправления органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на которые возложена ответственность за обеспечение социального, экономического и иного развития территории субъекта Российской Федерации, а значит, и каждого входящего в его состав муниципального образования (статья 3, части 1 и 2; статья 7, часть 1; статья 130, часть 1 Конституции Российской Федерации), - предусмотреть те или иные формы участия выборных лиц местного сообщества, учета их мнения в рамках процедуры замещения должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Будучи этапом избирательного процесса, сбор подписей определенного законом субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством числа выборных лиц местного самоуправления является обязательным условием регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), выдвинутого как политической партией, так и в порядке самовыдвижения, и как таковой, безусловно, расширяет возможности представительства в этом процессе иных политических сил.
Поддерживая того или иного кандидата, выборное лицо местного самоуправления действует в качестве, отражающем, прежде всего, факт наличия у него - как облеченного в результате избрания доверием населения муниципального образования - публично-правового статуса, свидетельствующего не только о личных характеристиках, политическом и жизненном опыте выборного лица местного самоуправления, но и о его определенной интегрированности в политическую систему общества (неважно, на стороне власти или системной, действующей парламентскими методами оппозиции). Соответственно, такая поддержка означает в конкретном социально-историческом контексте и признание реальной способности кандидата в случае победы на выборах решать задачи, относящиеся к компетенции высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), обеспечивая комплексное социально-экономическое развитие региона и составляющих его муниципальных образований.
Выражение и учет - посредством волеизъявления соответствующих выборных лиц - мнения муниципального сообщества относительно кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), создавая дополнительные условия для надлежащего гарантирования прав граждан, проживающих на данной территории, и прав местного самоуправления, как того требует статья 133 Конституции Российской Федерации, не расходятся с предписаниями ее статьи 12, которая направлена не на отрицание любых форм организационного взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти, а на исключение решающего участия органов государственной власти в формировании органов местного самоуправления, подмены органов местного самоуправления органами государственной власти при решении вопросов местного значения.
Введение в правовое регулирование требования получения поддержки именно со стороны депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации (учитывая, что поддержка депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах их глав должна составлять от 5 до 10 процентов от общего объема поддержки кандидата) не является избыточным в действующем механизме выдвижения кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), повышая одновременно интерес к муниципальным выборам, функционированию системы органов местного самоуправления, стимулируя тем самым укрепление демократических основ российской государственности.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" выявленный Конституционным Судом Российской Федерации конституционно-правовой смысл указанных законоположений является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
Пеунова С.М. указывает, что копия протокола об итогах проверки листов поддержки кандидата передана избирательной комиссией ее уполномоченному представителю по финансовым вопросам Живовой Т.В. 15 июля 2013г., т.е. менее чем за три дня до дня заседания комиссии (17 июля 2013г.), на котором рассматривался вопрос о ее регистрации кандидатом, чем допущено нарушение положений части 15.6 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы.
Согласно части 15.6 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы по окончании проверки листов поддержки кандидата на должность Мэра Москвы по каждому кандидату составляется итоговый протокол, который подписывается руководителем рабочей группы - членом Городской комиссии с правом решающего голоса. В протоколе указываются количество заявленных листов поддержки кандидата, количество представленных листов поддержки кандидата, а также количество подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, признанных недостоверными с указанием оснований признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату не менее чем за три дня до дня заседания Городской комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.
Вручение Пеуновой С.М. копии протокола об итогах проверки листов поддержки кандидата менее чем за три дня до дня заседания комиссии, на котором рассматривался вопрос о ее регистрации кандидатом, о незаконности решения МГИК от 17 июля 2013г. N *** не свидетельствует и основанием к его отмене служить не может.
По результатам проверки представленных Пеуновой С.М. 8 листов поддержки кандидата все подписи депутатов представительных органов местного самоуправления, проставленные в указанных листах поддержки, признаны достоверными.
Кандидат не вправе дополнительно представить недостающие для регистрации документы (в том числе и листы поддержки кандидата) (пункт 19 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002г. N 67-ФЗ, часть 2 статьи 35 Избирательного кодекса города Москвы).
Аналогичная позиция изложена в постановлении Центральной избирательной комиссии Российской Федерации N 203/1272-4 от 23 марта 2007г. "О разъяснении порядка применения пункта 1.1, подпунктов "в.1", "в.2" пункта 24, подпунктов "6.1", "6.2" пункта 25, подпунктов "з", "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. N 67-ФЗ, в пункте 1 которого предусмотрено, что ответственность за представление необходимых для выдвижения и регистрации документов, за полноту содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям Федерального закона, иного закона, возложена на кандидата. Кандидат не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом соответственно для уведомления о выдвижении и для регистрации кандидата, списка кандидатов.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002г. N67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Поскольку в судебном заседании таких нарушений не установлено, заявленные требования Пеуновой С.М. не подлежат удовлетворению в полном объеме по ранее приведенным мотивам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 261 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении заявления Пеуновой С** М** об отмене решения Московской городской избирательной комиссии от 17 июля 2013г. N** об отказе в регистрации кандидата на должность Мэра Москвы Пеуновой С.М., обязании Московскую городскую избирательную комиссию зарегистрировать Пеунову С.М. кандидатом на должность Мэра Москвы - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Московский городской суд в течение пяти дней со дня принятия судом указанного решения.
Судья Московского городского суда А.С. Лопаткина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.