Решение Московского городского суда от 2 августа 2013 г. N 3-104/13
Московский городской суд в составе
судьи Лопаткиной А.С.,
с участием прокурора Артамоновой О.Н.,
при секретаре Корниловой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-104/2013 по заявлению Усановой Т* В* об оспаривании формы избирательного бюллетеня для голосования на выборах Мэра Москвы 08 сентября 2013г., утвержденной решением Московской городской избирательной комиссии от 16 июля 2013г. N 52/2 "О форме и требованиях к изготовлению избирательных бюллетеней для голосования на выборах Мэра Москвы 08 сентября 2013г.", обязании Московскую городскую избирательную комиссию привести форму избирательного бюллетеня для голосования на выборах Мэра Москвы 08 сентября 2013г. в соответствие с действующим законодательством,
установил:
Постановлением Московской городской Думы от 07 июня 2013г. N158 "О назначении даты выборов Мэра Москвы" на 08 сентября 2013г. назначены выборы Мэра Москвы.
Решением Московской городской избирательной комиссии от 16 июля 2013г. N52/2 "О форме и требованиях к изготовлению избирательных бюллетеней для голосования на выборах Мэра Москвы 08 сентября 2013г." утверждена форма избирательного бюллетеня для голосования на выборах Мэра Москвы 08 сентября 2013г. (приложение N 1) и определены требования к изготовлению избирательных бюллетеней для голосования на выборах Мэра Москвы 08 сентября 2013г. (приложение N 2).
Усанова Т.В. обратилась в Московский городской суд с заявлением об оспаривании формы избирательного бюллетеня для голосования на выборах Мэра Москвы 08 сентября 2013г., утвержденной решением Московской городской избирательной комиссии от 16 июля 2013г. N 52/2 "О форме и требованиях к изготовлению избирательных бюллетеней для голосования на выборах Мэра Москвы 08 сентября 2013г.", обязании Московскую городскую избирательную комиссию (далее - МГИК) привести форму избирательного бюллетеня для голосования на выборах Мэра Москвы 08 сентября 2013г. в соответствие с действующим законодательством, обеспечив избирателям возможность при голосовании ставить в бюллетенях отметки напротив каждой фамилии кандидата по позициям "Да" или "Нет" ("За" или "Против"), ссылаясь на то, что отсутствие в утвержденной форме бюллетеня граф "За" и "Против" противоречит положениям Конституции Российской Федерации, Международного пакта от 16 декабря 1966г. "О гражданских и политических правах" (пункт "b" статьи 25), Конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 3 Протокола N 1), Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств (статья 4) и нарушает право избирателя на свободное волеизъявление во время голосования, что, в конечном итоге, приводит к недостоверным результатам выборов.
Заявитель Усанова Т.В., будучи извещенной о слушании дела, в судебное заседание не явилась, в письменном ходатайстве просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, направила в суд своего представителя Подрезова А.В. (на основании доверенности), который заявленные требования поддержал.
Представитель заинтересованного лица МГИК Реут Д.А. возражал против удовлетворения заявления Усановой Т.В., полагая его несостоятельным, поскольку форма избирательного бюллетеня утверждена МГИК в соответствии с предоставленными полномочиями, полностью соответствует положениям законодательства, которыми предусмотрено размещение справа от сведений о каждом зарегистрированном кандидате пустого квадрата. Голосуя на выборах за любого кандидата, избиратели имеют реальную возможность свободного выбора из нескольких кандидатов, т.е. свободного выбора на альтернативной основе.
Выслушав объяснения представителя Усановой Т.В. - Подрезова А.В., представителя заинтересованного лица МГИК Реута Д.А., исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Артамоновой О.Н., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Московский городской суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 23 Федерального закона от 12 июня 2002г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательные комиссии субъектов Российской Федерации являются государственными органами субъектов Российской Федерации, организующими подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.
Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации действуют на постоянной основе и являются юридическими лицами.
В силу подпункта "в" пункта 10 статьи 23 Федерального закона от 12 июня 2002г. N 67-ФЗ избирательная комиссия субъекта Российской Федерации обеспечивает на территории субъекта Российской Федерации реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации.
Из положений части 4 статьи 15 Избирательного кодекса города Москвы и статьи 6 Закона города Москвы от 23 апреля 2003 года N 23 "О Московской городской избирательной комиссии" следует, что городская комиссия является государственным органом города Москвы, организующим подготовку и проведение выборов в органы государственной власти города Москвы. Городская комиссия при проведении выборов Мэра Москвы осуществляет руководство деятельностью территориальных и участковых комиссий, действующих на территории города Москвы.
В соответствии с пунктом 28 части 2 статьи 7 Закона города Москвы от 23 апреля 2003 года N 23 "О Московской городской избирательной комиссии" и частью 10 статьи 66 Избирательного кодекса города Москвы Московская городская избирательная комиссия устанавливает формы избирательных бюллетеней, бюллетеней референдума, бюллетеней для голосования по отзыву, списков избирателей и списков участников референдума, списков участников голосования по отзыву, протоколов заседаний комиссий, удостоверений кандидатов, зарегистрированных кандидатов и их доверенных лиц, других документов.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что принятие решения от 16 июля 2013 года N 52/2 "О форме и требованиях к изготовлению избирательных бюллетеней для голосования на выборах Мэра Москвы 08 сентября 2013г.", которым утверждена форма избирательного бюллетеня для голосования на выборах Мэра Москвы 08 сентября 2013г., входило в компетенцию Московской городской избирательной комиссии.
Статья 6 Федерального закона от 12 июня 2002г. N 67-ФЗ устанавливает, что граждане Российской Федерации голосуют на выборах и референдумах соответственно за кандидатов (списки кандидатов), а в случаях, предусмотренных законом, - за или против кандидата, за вынесенные на референдумы вопросы или против них непосредственно.
Требования к избирательному бюллетеню предусмотрены статьей 63 Федерального закона от 12 июня 2002г. N 67-ФЗ и статьей 66 Избирательного кодекса города Москвы.
В силу указанных правовых норм для участия в голосовании на выборах, референдуме избиратель, участник референдума получает бюллетень.
Бюллетени изготавливаются исключительно по распоряжению соответствующей комиссии.
Форма и текст бюллетеня, число бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за изготовлением бюллетеней утверждаются соответствующими комиссиями не позднее чем за 20 дней до дня голосования. Текст бюллетеня должен быть размещен только на одной его стороне. В случае проведения повторного голосования текст бюллетеня, число бюллетеней утверждаются соответствующей комиссией одновременно с принятием решения о проведении повторного голосования.
При проведении голосования за кандидатов фамилии зарегистрированных кандидатов размещаются в бюллетене в алфавитном порядке.
Справа от указанных сведений о каждом зарегистрированном кандидате, от наименования избирательного объединения помещается пустой квадрат.
Если голосование проводится по одной кандидатуре, ниже сведений о зарегистрированном кандидате указываются варианты волеизъявления избирателей словами "За" и "Против", справа от которых помещаются пустые квадраты.
При голосовании на референдуме в бюллетене воспроизводится текст вынесенного на референдум вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего словами "Да" или "Нет" либо "За" или "Против", справа от которых помещаются пустые квадраты. Если на референдум вынесен проект нормативного акта, то в бюллетене воспроизводится его текст либо указывается наименование этого нормативного акта.
Таким образом, законодателем определены случаи, при которых граждане Российской Федерации голосуют за или против, и, следовательно, избирательные бюллетени должны иметь соответствующие графы (голосование по одной кандидатуре, проведение референдума).
Из положений пункта 7 статьи 64 Федерального закона от 12 июня 2002г. N67-ФЗ и части 8 статьи 68 Избирательного кодекса города Москвы следует, что голосование проводится путем нанесения избирателем, участником референдума в бюллетене любого знака в квадрате (квадратах), относящемся (относящихся) к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которого (которых) сделан выбор, либо к тому из вариантов волеизъявления, в отношении которого сделан выбор.
В форме избирательного бюллетеня для голосования на выборах Мэра Москвы 08 сентября 2013г., утвержденной решением МГИК от 16 июля 2013г. N52/2 "О форме и требованиях к изготовлению избирательных бюллетеней для голосования на выборах Мэра Москвы 08 сентября 2013г.", справа от сведений о каждом зарегистрированном кандидате помещен пустой квадрат для проставления знака.
Следовательно, форма избирательного бюллетеня для голосования на выборах Мэра Москвы 08 сентября 2013г., утвержденная МГИК, соответствует как федеральному, так и региональному избирательному законодательству.
Довод заявителя о том, что отсутствие в избирательном бюллетене граф "за" и "против" лишает избирателей права сделать отметку напротив каждой фамилии зарегистрированного кандидата, не может быть принят во внимание.
Согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона от 12 июня 2002г. N 67-ФЗ если на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования образуются избирательные округа с разным числом мандатов, каждый избиратель имеет число голосов, равное числу мандатов, подлежащих распределению в избирательном округе с наименьшим числом мандатов, либо один голос.
В силу части 3 статьи 4 Избирательного кодекса города Москвы избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. Каждый избиратель имеет один голос по одномандатному, городскому или муниципальному избирательному округу.
Согласно части 1.1 статьи 12 Избирательного кодекса города Москвы выборы Мэра Москвы проводятся по городскому избирательному округу.
Изложенное свидетельствует о том, что при выборах Мэра Москвы каждый избиратель имеет только один голос.
Что касается ссылок заявителя на пункты 14, 17, 18 статьи 68, пункт 3 статьи 72 Федерального закона от 12 июня 2002г. N 67-ФЗ, то они не могут быть приняты во внимание как основанные на неправильном толковании норм материального права, поскольку данные нормативные положения применяются при подсчете бюллетеней в тех случаях, когда граждане Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, голосуют за или против.
Отсутствие в утвержденной форме избирательного бюллетеня для голосования на выборах Мэра Москвы 08 сентября 2013г. граф "За" и "Против" не противоречит Конституции Российской Федерации, Международному пакту от 16 декабря 1966г. "О гражданских и политических правах" (пункт "b" статьи 25), Конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 3 Протокола N 1), Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств (статья 4), не ограничивает и не нарушает избирательные права граждан, поскольку не препятствует их участию в избрании выборных органов публичной власти и выражению своей воли в любой из юридически возможных форм голосования на выборах в соответствии с установленными процедурами.
При таких обстоятельствах, заявленные требования Усановой Т.В. не подлежат удовлетворению в полном объеме по ранее приведенным мотивам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 261 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении заявления Усановой Т* В* об оспаривании формы избирательного бюллетеня для голосования на выборах Мэра Москвы 08 сентября 2013г., утвержденной решением Московской городской избирательной комиссии от 16 июля 2013г. N 52/2 "О форме и требованиях к изготовлению избирательных бюллетеней для голосования на выборах Мэра Москвы 08 сентября 2013г.", обязании Московскую городскую избирательную комиссию привести форму избирательного бюллетеня для голосования на выборах Мэра Москвы 08 сентября 2013г. в соответствие с действующим законодательством - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Московский городской суд в течение пяти дней со дня принятия судом указанного решения.
Судья Московского городского суда А.С. Лопаткина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.