Решение Московского городского суда от 1 августа 2013 г. N 3-105/13
Московский городской суд в составе
судьи Лопаткиной А.С.,
с участием прокурора Ларионовой О.Г.,
при секретаре Корниловой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-105/2013 по заявлению Ручнова В* И* об отмене решения Московской городской избирательной комиссии от 17 июля 2013г. N * об отказе в регистрации кандидата на должность Мэра Москвы Ручнова В.И., обязании Московскую городскую избирательную комиссию зарегистрировать Ручнова В.И. кандидатом на должность Мэра Москвы,
установил:
Постановлением Московской городской Думы от 07 июня 2013г. N158 "О назначении даты выборов Мэра Москвы" на 08 сентября 2013г. назначены выборы Мэра Москвы.
Решением Московской городской избирательной комиссии от 17 июля 2013г. N* Ручнову В.И. отказано в регистрации кандидатом на должность Мэра Москвы.
Ручнов В.И. обратился в Московский городской суд с заявлением об отмене решения Московской городской избирательной комиссии от 17 июля 2013г. N * об отказе в регистрации кандидата на должность Мэра Москвы Ручнова В.И., обязании Московскую городскую избирательную комиссию (далее - МГИК) зарегистрировать Ручнова В.И. кандидатом на должность Мэра Москвы, ссылаясь на нарушение своего конституционного права быть избранным в органы государственной власти, ненадлежащее извещение заявителя о времени и месте заседания избирательной комиссии, на котором рассматривался вопрос о его регистрации кандидатом на должность Мэра Москвы, и невручение ему копии оспариваемого решения.
В суде заявитель Ручнов В.И. поддержал заявленные требования.
Представитель заинтересованного лица МГИК Реут Д.А. возражал против удовлетворения заявления Ручнова В.И., полагая его несостоятельным, а отказ в регистрации кандидата - правомерным, поскольку заявитель не выполнил в установленный законом срок возложенные на него обязанности по предоставлению документов, необходимых для регистрации кандидата на должность Мэра Москвы.
Выслушав объяснения заявителя Ручнова В.И., представителя заинтересованного лица МГИК Реута Д.А., исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Ларионовой О.Г., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Московский городской суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
МГИК отказала Ручнову В.И. в регистрации кандидатом на должность Мэра Москвы на основании пункта 3 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы.
Отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Кодексом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата является основанием отказа кандидату в регистрации (пункт 3 части 20 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы).
17 июня 2013г. Ручнов В.И. представил в МГИК документы о выдвижении его кандидатом на должность Мэра Москвы в порядке самовыдвижения.
10 июля 2013г. Ручнов В.И. представил документы для регистрации кандидата, а именно: первый финансовый отчет кандидата; письменное уведомление о том, что кандидат не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
МГИК, проверив соблюдение порядка выдвижения Ручнова В.И. кандидатом на должность Мэра Москвы и представленные для регистрации кандидата документы, установила, что Ручновым В.И. не представлены документы, необходимые для регистрации кандидата.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 32 Федерального закона от 12 июня 2002г. N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.
Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением. Самовыдвижение кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может предусматриваться законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. N67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанного в пункте 16 настоящей статьи.
Аналогичное положение содержится и в части 1 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы.
Перечень документов, необходимых для регистрации кандидата на должность Мэра Москвы, установлен статьей 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. N 67-ФЗ и статьей 35 Избирательного кодекса города Москвы.
Кандидату, который изъявил желание участвовать в выборах на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в порядке самовыдвижения, необходимо для регистрации представить в числе прочих следующие документы: сведения о трех кандидатурах, отвечающих предусмотренным федеральным законом требованиям к кандидатам для наделения полномочиями члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (пункт 1.2 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. N 67-ФЗ, часть 2.1 статьи 35 Избирательного кодекса города Москвы); письменное заявление каждого из указанных лиц о согласии этого лица на представление его в качестве кандидатуры для наделения полномочиями члена Совета Федерации (пункт 1.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. N 67-ФЗ, часть 2.3 статьи 35 Избирательного кодекса города Москвы); копии документов, подтверждающих сведения об этих лицах (пункт 1.5 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. N 67-ФЗ, часть 2.4 статьи 35 Избирательного кодекса города Москвы); письменное уведомление о том, что кандидат не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных на территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами (пункт 1.6 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. N 67-ФЗ); подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (пункт 1 статьи 37, пункт 2 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. N 67-ФЗ, пункт 2 части 2 статьи 35 Избирательного кодекса города Москвы); листы поддержки кандидата (пункты 17-18 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002г. N 67-ФЗ, пункт 1 части 2 статьи 35 Избирательного кодекса города Москвы); подписанный кандидатом список лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата (пункт 19 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002г. N67-ФЗ, пункт 3 части 2 статьи 35 Избирательного кодекса города Москвы); протокол об итогах сбора подписей избирателей, список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, нотариально удостоверенные сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей, и подписи этих лиц (пункты 2, 3 части 5 статьи 35 Избирательного кодекса города Москвы); документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов (пункт 6 части 2 стати 35 Избирательного кодекса города Москвы); первый финансовый отчет кандидата (пункт 8 части 2 статьи 35 Избирательного кодекса города Москвы).
В соответствии с частью 16 статьи 34 Избирательного кодекса города Москвы в поддержку выдвижения кандидатов на должность Мэра Москвы собираются подписи депутатов представительных органов местного самоуправления и (или) избранных на выборах глав муниципальных образований. Количество подписей составляет 6 процентов от общего числа депутатов представительных органов местного самоуправления, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов Мэра Москвы, и числа избранных на выборах и действующих на день принятия указанного решения глав муниципальных образований. Депутат представительного органа местного самоуправления или избранный на выборах глава муниципального образования может поддержать только одного кандидата. При этом кандидат должен быть поддержан указанными лицами не менее чем в трех четвертях муниципальных образований (не менее чем в трех четвертях муниципальных образований должно быть собрано не менее одной подписи указанных лиц). Указанные подписи могут собираться со дня выдвижения кандидата на должность Мэра Москвы. Число лиц, которое (в абсолютном выражении) необходимо для поддержки кандидата на должность Мэра Москвы, определяется и обнародуется Городской комиссией в течение трех дней со дня назначения выборов Мэра Москвы.
Решением МГИК от 10 июня 2013г. N42/2 "О количестве подписей депутатов представительных органов местного самоуправления и (или) избранных на муниципальных выборах и действующих глав муниципальных образований в поддержку выдвижения кандидата на должность Мэра Москвы" определено, что в поддержку кандидата на должность Мэра Москвы должно быть собрано 110 подписей депутатов представительных органов местного самоуправления и (или) избранных на муниципальных выборах и действующих глав муниципальных образований, не менее чем в 110 муниципальных образованиях, находящихся на территории города Москвы.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Избирательного кодекса города Москвы если в поддержку выдвижения кандидата собираются подписи избирателей, то количество подписей, необходимое для регистрации, составляет для кандидата на должность Мэра Москвы - один процент от числа избирателей города Москвы.
Решением МГИК от 10 июня 2013г. N 42/3 "О количестве подписей избирателей, необходимом для регистрации кандидата на должность Мэра Москвы" определено, что количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата на должность Мэра Москвы, составляет 73 021 подпись.
Ручновым В.И. не представлены следующие документы, необходимые для регистрации кандидата: листы поддержки кандидата; подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата; подписанный кандидатом список лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата; протокол об итогах сбора подписей избирателей; документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов; список лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей, нотариально удостоверенные сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей, и подписи этих лиц; сведения о трех кандидатурах, отвечающих предусмотренным федеральным законом требованиям к кандидатам для наделения полномочиями члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, письменное заявление каждого из указанных лиц о согласии этого лица на представление его в качестве кандидатуры для наделения полномочиями члена Совета Федерации, копии документов, подтверждающих сведения об этих лицах.
Данные обстоятельства не оспариваются самим Ручновым В.И. и подтверждаются письменными доказательствами, представленными суду, в том числе подтверждениями получения избирательной комиссией документов, которые выдавались заявителю.
Основанием для отказа в регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в соответствии с подпунктом "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. N 67-ФЗ является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
При таких обстоятельствах, с учетом вышеизложенных положений как федерального, так и регионального законодательства, суд считает, что у МГИК имелись основания для отказа Ручнову В.И. в регистрации кандидатом на должность Мэра Москвы.
Регистрация кандидата на основании представленных не в полном объеме документов будет свидетельствовать о несоблюдении единых для всех кандидатов правил предоставления документов, необходимых для регистрации, и нарушении закрепленного статьей 39 Федерального закона от 12 июня 2002г. N 67-ФЗ принципа равенства всех кандидатов, в соответствии с которым все кандидаты не только обладают равными правами, но и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
Случаи, при наступлении которых кандидат освобождался бы от обязанности представлять в установленный законом срок необходимые для регистрации документы, Федеральным законом от 12 июня 2002г. N 67-ФЗ не установлены.
Доводы о ненадлежащем извещении заявителя о времени и месте заседания избирательной комиссии, на котором рассматривался вопрос о регистрации кандидатом на должность Мэра Москвы, и невручении ему копии оспариваемого решения, являются необоснованными и не свидетельствуют о незаконности оспариваемого решения избирательной комиссии.
Из материалов дела усматривается, что 16 июля 2013г. Ручнову В.И. под роспись было вручено уведомление о рассмотрении избирательной комиссией вопроса о регистрации его кандидатом на должность Мэра Москвы 17 июля 2013г. в 14 час. 30 мин. (л.д. 87).
Кроме того, в соответствии со статьей 32 Регламента МГИК, утвержденного решением МГИК от 01 сентября 2005г. N 70/13, проект повестки дня с перечнем вопросов был размещен до дня заседания комиссии в электронном периодическом издании "Вестник Московской городской избирательной комиссии".
Решение МГИК от 17 июля 2013г. N* об отказе Ручнову В.И. в регистрации кандидатом на должность Мэра Москвы было опубликовано в электронном периодическом издании "Вестник Московской городской избирательной комиссии" 18 июля 2013г.
В тот же день копия указанного решения направлена заявителю посредством организации почтовой связи.
Своим правом на получение копии обжалуемого решения избирательной комиссии, предусмотренным пунктом 23 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. N67-ФЗ, заявитель не воспользовался.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002г. N67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Поскольку в судебном заседании таких нарушений не установлено, заявленные требования Ручнова В.И. не подлежат удовлетворению в полном объеме по ранее приведенным мотивам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 261 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении заявления Ручнова В* И* об отмене решения Московской городской избирательной комиссии от 17 июля 2013г. N * об отказе в регистрации кандидата на должность Мэра Москвы Ручнова В.И., обязании Московскую городскую избирательную комиссию зарегистрировать Ручнова В.И. кандидатом на должность Мэра Москвы - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Московский городской суд в течение пяти дней со дня принятия судом указанного решения.
Судья Московского городского суда А.С. Лопаткина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.