Апелляционное определение СК по административным делам 3-го окружного военного суда г. Москвы от 14 мая 2014 г. по делу N 33А-526/2014
Судебная коллегия по административным делам 3 окружного военного суда в составе: председательствующего - Массина А.И., судей Ракова А.В. и Пересады А.Н., при секретаре Санфирове В.И., в судебном заседании рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе представителя заявителя Хохлова А.Э. на решение Мирненского гарнизонного военного суда от 18 февраля 2014 года, которым отказано в удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части - Шульгина А. Н. об оспаривании действий начальника территориального отделения ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения Минобороны РФ" (далее - ЗРУЖО), связанных с отказом в предоставлении заявителю жилого помещения и снятием его с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Пересады А.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шульгин через своего представителя оспорил в суд решение начальника ЗРУЖО от 30 января 2014 года N 29-33/1, в соответствии с которым ему было отказано в предоставлении по договору социального найма жилого помещения по адресу: - и решение того же должностного лица от 30 января 2014 года N 29-22/9 о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Суд первой инстанции оставил заявление Шульгина без удовлетворения.
Не соглашаясь с решением суда первой инстанции, представитель заявителя Хохлов подал апелляционную жалобу, в которой просит судебное постановление отменить и принять по делу новое решение, которое бы удовлетворяло заявление Шульгина.
В обоснование жалобы ее автором со ссылками на различные законодательные, нормативные правовые акты и судебную практику Военной коллегии Верховного Суда РФ указывается, что суд допустил нарушение норм материального права, а также неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем приводятся следующие доводы.
При принятии оспариваемого решения суд первой инстанции оставил без должного внимания следующие обстоятельства.
Заявитель в настоящее время считается фактически необеспеченным никаким жилым помещением, поскольку сдал имеющееся служебное жилье государству в связи с предоставлением ему жилого помещения в г. Санкт - Петербурге. Также Шульгин не был своевременно уведомлен о необходимости сдать жилое помещение установленным порядком, которое ему было предоставлено в январе 1994 года для постоянного проживания.
Поскольку на тот момент заявитель с членами семьи совместно не проживал, не был зарегистрирован и признан утратившим правом пользования, а в последующем указанное жилое помещение было приватизировано его дочерью, Шульгин был лишен возможности фактически освободить и сдать это жилое помещение военному ведомству.
Указанные обстоятельства, по мнению автора жалобы, свидетельствуют о том, что Шульгин не мог каким-либо образом распорядиться этим жилым помещением, в связи с чем противоположный вывод суда по этому поводу является ошибочным.
По мнению Хохлова, суд неправильно истолковал положения п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" о том, что военнослужащий может реализовать свое право на получение жилища от военного ведомства лишь один раз, поскольку данное ограничение действует исключительно при предоставлении жилого помещения уволенному военнослужащему в избранном месте жительства и не распространяется на другие случаи.
Положение указанной нормы об обязательности сдачи ранее занимаемого жилого помещения, полагает он, применено судом вне взаимосвязи с положениями специального нормативного акта - "Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", которые такого условия не содержат.
Также судом не было учтено и то, что ранее, Шульгин, был поставлен на жилищный учет в декабре 2011 года полномочной жилищной комиссией, чье решение никем не отменено и недействительным не признавалось.
Рассмотрев материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Обстоятельства, имеющие значение по делу, установлены судом первой инстанции всесторонне и объективно, а оспариваемое решение базируется на точном применении норм материального и процессуального права.
Как установлено по делу, Шульгин относится к числу военнослужащих, заключивших первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, имеет общую выслугу свыше 10 лет и подлежит увольнению с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
В 1994 году от Минобороны России Шульгину по месту службы была предоставлена изолированная - квартира - общей площадью 44,2 м2 по адресу: г. -, в которой до 1 марта 2006 года были зарегистрированы сам заявитель, его жена и дочь.
С указанной даты Шульгин снялся с регистрационного учета в этой квартире и зарегистрировался по адресу: - (общежитие), а в июле 2008 года ему было выделено служебное жилое помещение по адресу: -.
На основании решения Мирнинского городского суда от 7 декабря 2010 года, Шульгин по иску бывшей жены признан утратившим право пользования жилым помещением - квартирой N - по адресу: - в связи с фактическим расторжением им в отношении себя договора социального найма данного жилого помещения.
После оформления указанного жилого помещения было передано по договору социального найма его бывшей супруге, а в последующем было оформлено право собственности на это жилье в порядке приватизации на дочь заявителя.
На основании решения ЗРУЖО N 08-15/957 от 5 декабря 2011 года заявитель с 16 сентября того же года принят на учет нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства после увольнения с военной службы, с составом семьи три человека (он, его жена и сын жены).
После установления уполномоченным органом Минобороны России обстоятельств в отношении квартиры, которая была оставлена заявителем бывшей семье, оспариваемым решением должностного лица Шульгину было отказано в предоставлении распределенного жилого помещения в г. Санкт - Петербурге и он был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и п. 5 подп. 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280, то есть в связи с непредставлением надлежащей справки, подтверждающей освобождение и сдачу военному ведомству занимаемого ранее жилого помещения, а также утратой оснований, дающих право на получение жилья по договору социального найма.
В соответствии с положениями ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
По смыслу ст. ст. 59 и 71 Конституции РФ военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.
О специальном характере положений Федерального закона "О статусе военнослужащих", регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в ст. 49 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.
Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 15 этого же Закона, в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Согласно п. 14 данной статьи Закона, обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Порядок реализации права военнослужащих на жилище определен в ст. ст. 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а порядок обеспечения их жилыми помещениями по договору социального найма в Вооруженных Силах РФ Инструкцией, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280.
Приведенные нормативные правовые акты подлежат применению в системном единстве и предусматривают при предоставлении военнослужащим жилых помещений как дополнительные права, так и специальные обязанности, в частности, по сдаче ранее полученного жилья.
В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 52 ЖК РФ при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье должны быть представлены документы, предоставляющие право состоять на учете. Для военнослужащих при постановке на учет необходимо подать заявление с приложением к нему соответствующих документов, а при получении жилого помещения - представить подлинную справку о действительной сдаче ранее занимаемого жилого помещения, полученного от Минобороны России.
Из положений ст. ст. 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что реализация права на жилье военнослужащих, заключивших первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путем предоставления за счет Министерства обороны РФ жилья для постоянного проживания в период военной службы (после первых пяти лет военной службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Предоставляя определенной в этих нормах категории военнослужащих гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), Закон возлагает на Минобороны России обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, Законом не предусмотрено.
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что если военнослужащий распорядился полученным ранее от Минобороны России по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.
Последующее обеспечение таких военнослужащих жильем возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 ЖК РФ, то есть, по решению органа местного самоуправления по месту жительства (избранного места жительства после увольнения в запас) военнослужащего, а не Минобороны России.
Согласно ч. ч. 4 и 5 ст. 50 ЖК РФ, уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях определяется исходя из учетной нормы, которая устанавливается органом местного самоуправления.
Решением муниципального Собрания муниципального образования Мирный от 21 декабря 2005 года N 60 в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях учетная норма установлена в размере не более 12 м2 общей площади жилого помещения на одного человека.
Таким образом, судом установлено, что полученным ранее по месту службы от Минобороны России жилым помещением, в котором он с бывшими членами семьи был обеспечен общей площадью более установленной учетной нормы, Шульгин распорядился по своему усмотрению.
Поскольку освободить и сдать указанную квартиру военному ведомству в установленном порядке заявитель сейчас фактически не может, данное обстоятельство лишает возможности предоставить это жилое помещение другим военнослужащим и членам их семей.
Проанализировав вышеизложенные обстоятельства и правовые нормы, по убеждению судебной коллегии, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", даже по истечении установленного ст. 53 ЖК РФ срока Шульгин не может, в связи с чем оспариваемое им решение должностного лица об отказе в предоставлении жилого помещения в г. Санкт - Петербурге и о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях является обоснованным и его прав не нарушает.
При таких обстоятельствах иное понимание и толкование представителем заявителя действующего законодательства по оспариваемому вопросу, отраженное им в апелляционной жалобе, о незаконности либо необоснованности состоявшегося судебного решения не свидетельствуют.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мирненского гарнизонного военного суда от 18 февраля 2014 года, которым отказано в удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части - Шульгина А. Н. об оспаривании действий начальника территориального отделения ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения Минобороны РФ", связанных с отказом в предоставлении заявителю жилого помещения и снятием его с учета нуждающихся в жилых помещениях, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя заявителя Хохлова А.Э. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.