Апелляционное определение СК по административным делам 3-го окружного военного суда г. Москвы от 19 мая 2014 г. по делу N 33А-546/2014
Судебная коллегия по административным делам 3 окружного военного суда в составе: председательствующего - Массина А.И., судей Пересады А.Н. и Ракова А.В., при секретаре Мырченко О.Ю., с участием представителя заявителя Руднева И.В., в судебном заседании рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе последнего на решение 94 гарнизонного военного суда от 13 февраля 2014 года, которым отказано в удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части - Малышева Ю. В. об оспаривании решения заместителя директора Департамента жилищного обеспечения Минобороны России (далее по тексту ДЖО) об отказе ему в предоставлении жилого помещения и снятии его с членами семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Ракова А.В. и выступление представителя заявителя в поддержку доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия, -
УСТАНОВИЛА:
Малышев оспорил в суд решение заместителя директора ДЖО от 30 сентября 2013 года N 194/1/46958, в соответствии с которым ему было отказано в предоставлении по договору социального найма жилого помещения по адресу: -, и он с членами своей семьи (женой - ММН. и сыном В -) был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Суд первой инстанции оставил заявление Малышева без удовлетворения.
Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, представитель заявителя Руднев подал апелляционную жалобу, в которой просит судебное постановление отменить
и принять по делу новое решение, которое бы удовлетворяло заявление Малышева.
В обоснование жалобы ее автором со ссылками на различные законодательные и нормативные правовые акты указывается, что суд первой инстанции допустил нарушение норм процессуального права и неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем приводятся следующие доводы.
При принятии оспариваемого решения суд первой инстанции оставил без должного внимания следующие обстоятельства.
Заявитель по настоящее время с момента его перевода на новое место военной службы в г. Москву не обеспечен жилым помещением, в связи с чем до 2009 года не имел возможности выехать из служебной квартиры - по адресу: - (до переименования гор. Куровское, войсковая часть - которая ему была ранее предоставлена по прежнему месту военной службы.
В 2000 году указанное служебное жилое помещение установленным порядком Малышевым было сдано, о чем 193 КЭЧ района ему была выдана соответствующая справка, которую он позже представил в ДЖО для получения квартиры в г. Москве.
После передачи Минобороны России жилого фонда в муниципальную собственность, в августе 2009 года Администрацией Новинского сельского поселения указанное жилое помещение в д. Новое было передано по договору социального найма его старшему сыну - А -, который в феврале 2010 года оформил право собственности на это жилье в порядке приватизации.
Поскольку на тот момент Малышев членом семьи своего сына А уже не являлся, не проживал и не был зарегистрирован в указанной квартире, он был лишен возможности фактически освободить и сдать это жилое помещение военному ведомству.
Указанные обстоятельства, по мнению автора жалобы, свидетельствуют о том, что Малышев не мог каким-либо образом распорядиться этим жилым помещением, связи с чем противоположный вывод суда по этому поводу является ошибочным.
В заключение автор жалобы обращает внимание на то, что ввиду неявки в судебное заседание должностного лица суд возложил на заявителя обязанность по доказыванию имеющих значение для дела обстоятельств, а также не привлек к участию в деле в качестве третьих лиц членов семьи Малышева, чьи права непосредственно затрагиваются оспариваемым решением.
В судебном заседании представитель заявителя поданную апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям поддержал.
Выслушав выступление представителя заявителя и рассмотрев материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Обстоятельства, имеющие значение по делу, установлены судом первой инстанции всесторонне и объективно, а оспариваемое решение базируется на точном применении норм материального и процессуального права.
Поскольку по смыслу требований ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право членов семьи военнослужащего на обеспечение жилым помещением за счет соответствующего военного ведомства является производным от права самого военнослужащего на получение этого вида социальной гарантии и самостоятельно они его реализовать не могут, вопреки доводам автора жалобы, оснований для привлечения к участию в деле в качестве третьих лиц членов семьи Малышева не имелось. К тому же соответствующее ходатайство об этом от участвующих в деле лиц суду первой инстанции не заявлялось.
Оценивая законность оспариваемого судебного решения в остальной части, судебная коллегия исходит из следующего.
По делу бесспорно установлено, что Малышев относится к числу военнослужащих, заключивших первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, имеет общую выслугу свыше 10 лет и подлежит увольнению с военной службы по состоянию здоровья.
В 1984 году от Минобороны России Малышеву по месту службы была предоставлена изолированная трехкомнатная квартира - общей площадью 63,1 м2 по адресу: - в которой до 26 января 2009 года были зарегистрированы сам заявитель, его жена и двое сыновей.
С указанной даты Малышев, его жена и сын В снялись с регистрационного учета в этой квартире и зарегистрировались по месту службы заявителя в г. Москве по адресу воинской части.
После передачи 193 КЭЧ района Минобороны России жилого фонда в муниципальную собственность, в августе 2009 года Администрацией Новинского сельского поселения указанное жилое помещение в д. Новое было передано по договору социального найма старшему сыну заявителя - А, не снимавшемуся с регистрационного учета в нем, который в феврале 2010 года оформил право собственности на это жилье в порядке приватизации.
На основании решения жилищной комиссии штаба и управлений Московского округа ВВС и ПВО от 30 марта 2000 года (протокол N 6) заявитель с 9 февраля того же года принят на учет нуждающихся в жилых помещениях в г. Москве.
После установления уполномоченным органом Минобороны России обстоятельств в отношении вышеуказанной квартиры -, оспариваемым решением должностного лица Малышеву было отказано в предоставлении распределенного жилого помещения в г. Москве и он с членами своей семьи был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ и п. п. 17 и 18 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280, то есть в связи с непредставлением надлежащей справки, подтверждающей освобождение и сдачу военному ведомству занимаемого ранее жилого помещения, а также утратой оснований, дающих право на получение жилья по договору социального найма.
В соответствии с положениями ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
По смыслу ст. ст. 59 и 71 Конституции РФ военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.
О специальном характере положений Федерального закона "О статусе военнослужащих", регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в ст. 49 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.
Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 15 этого же Закона, в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Согласно п. 14 данной статьи Закона, обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Порядок реализации права военнослужащих на жилище определен в ст. ст. 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а порядок обеспечения их жилыми помещениями по договору социального найма в Вооруженных Силах РФ Инструкцией, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280.
Приведенные нормативные правовые акты подлежат применению в системном единстве и предусматривают при предоставлении военнослужащим жилых помещений как дополнительные права, так и специальные обязанности, в частности, по сдаче ранее полученного жилья.
В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 52 ЖК РФ при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье должны быть представлены документы, предоставляющие право состоять на учете. Для военнослужащих при постановке на учет необходимо подать заявление с приложением к нему соответствующих документов, а при получении жилого помещения - представить подлинную справку о действительной сдаче ранее занимаемого жилого помещения, полученного от Минобороны России.
Из положений ст. ст. 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что реализация права на жилье военнослужащих, заключивших первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путем предоставление за счет Минобороны России жилья для постоянного проживания в период военной службы (после первых пяти лет военной службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Предоставляя определенной в этих нормах категории военнослужащих гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), Закон возлагает на Минобороны России обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, Законом не предусмотрено.
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что если военнослужащий распорядился полученным ранее от Минобороны России по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.
Последующее обеспечение таких военнослужащих жильем возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 ЖК РФ, то есть, по решению органа местного самоуправления по месту жительства (избранного места жительства после увольнения в запас) военнослужащего, а не Минобороны России.
Согласно ч. ч. 4 и 5 ст. 50 ЖК РФ, уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях определяется исходя из учетной нормы, которая устанавливается органом местного самоуправления.
Решением Совета депутатов муниципального образования "данные изъяты"" Московской области от 24 марта 2005 года N 22/2 в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях учетная норма установлена в размере не более 10 м2 общей площади жилого помещения на одного человека.
Таким образом, судом установлено, что полученным ранее по месту службы от Минобороны России жилым помещением в д. Новое, в котором он с членами своей семьи был обеспечен общей площадью более установленной учетной нормы, Малышев распорядился по своему усмотрению, оставив его своему старшему сыну А.
Поскольку освободить и сдать указанную квартиру военному ведомству в установленном порядке заявитель сейчас фактически не может, данное обстоятельство лишает возможности предоставить это жилое помещение другим военнослужащим и членам их семей.
Проанализировав вышеизложенные обстоятельства и правовые нормы, по убеждению судебной коллегии, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", даже по истечении установленного ст. 53 ЖК РФ срока Малышев не может, в связи с чем оспариваемое им решение должностного лица об отказе в предоставлении жилого помещения в г. Москве и о снятии с членами семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях является обоснованным и его прав не нарушает.
Иное понимание и толкование представителем заявителя действующего законодательства по оспариваемому вопросу, отраженное им в апелляционной жалобе, о незаконности либо необоснованности состоявшегося судебного решения не свидетельствуют.
Вопреки позиции автора жалобы, представленной заявителем справке из 193 КЭЧ района о сдаче им в 2000 году указанного жилого помещения в д. Новое, суд дал надлежащую оценку, которая в своей правильности сомнений у судебной коллегии не вызывает.
При этом судебная коллегия исходит из того, что с учетом вышеизложенных обстоятельств получение заявителем в 193 КЭЧ района такой справки факт действительной сдачи им военному ведомству ранее занимаемого жилого помещения не подтверждает.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы законность и обоснованность оспариваемого судебного решения под сомнение не ставят.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение 94 гарнизонного военного суда от 13 февраля 2014 года, которым отказано в удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части - Малышева Ю. В. об оспаривании решения заместителя директора Департамента жилищного обеспечения Минобороны России об отказе ему в предоставлении жилого помещения и снятии его с членами семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.