Апелляционное определение СК по административным делам 3-го окружного военного суда г. Москвы от 07 мая 2014 г. по делу N 33А-511/2014
Судебная коллегия по административным делам 3 окружного военного суда в составе: председательствующего - Моши А.М., судей Ракова А.В. и Пересады А.Н., при секретаре Мырченко О.Ю., в судебном заседании рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе Коваленко Т.В., представляющей интересы должностного лица по доверенности, на решение Знаменского гарнизонного военного суда от 30 декабря 2013 года, которым частично удовлетворено заявление военнослужащего войсковой части - Кудрявцева Е. А. об оспаривании бездействия Министра обороны РФ по неустановлению ежемесячной надбавки за особые условия военной службы.
Заслушав доклад судьи Пересады А.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кудрявцев обратился в суд с заявлением, в котором просил обязать Министра обороны РФ внести изменения в приказ от 17 сентября 2012 года N 1971, дополнив его указанием об установлении ему за период с 12 сентября 2012 года по август 2013 года по должности начальника испытательной лаборатории (агрегатов и систем комплекса наземного технологического оборудования) испытательной базы научно - испытательного центра (ВВТ РВСН) войсковой части - надбавки в размере 20 % оклада по воинской должности.
Удовлетворив требования заявителя частично, суд первой инстанции признал незаконным оспариваемое бездействие Министра обороны РФ и возложил на главу военного ведомства обязанность установить заявителю с 12 сентября 2012 года по 24 июня 2013 года надбавки за руководство подразделением в указанном размере. В удовлетворении остальной части требований заявителя судом было отказано.
Не соглашаясь с таким судебным постановлением, представитель Министра обороны РФ Коваленко подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение - об отказе в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование автор жалобы, ссылаясь на различные законодательные и подзаконные нормативные правовые акты, указывает, что в соответствии с действующим законодательством правом на получение рассматриваемой надбавки заявитель не обладает.
Это обусловлено тем, что данная надбавка устанавливается только отдельным категориям командиров и начальников, осуществляющим непосредственное руководство подразделениями и личным составом на постоянной основе, к числу которых заявитель не относится.
Поскольку в настоящее время отсутствует Перечень должностей для производства данной выплаты, Министром обороны были изданы указания о выплате надбавки за руководство подразделениями от 27 декабря 2013 года N 205/2/721.
При установлении спорной надбавки, указывается в жалобе далее, следует руководствоваться штатом воинской части, возложенными на военнослужащего обязанностями и дополнительными нагрузками, а также степенью его ответственности и условиями прохождения им военной службы.
Кроме того, в соответствии с п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 10 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственно власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" суд был не вправе оценивать целесообразность действий Министра обороны, связанных с изданием приказа о выплате заявителю оспариваемой надбавки.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Обстоятельства, имеющие значение по делу, установлены судом первой инстанции всесторонне, полно и объективно, а оспариваемое решение базируется на правильном применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 18 ст. 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", ежемесячная надбавка за особые условия военной службы устанавливается в размере до 100 % оклада по воинской должности. Правила выплаты надбавки определяются Правительством РФ в зависимости от условий прохождения военной службы соответствующими категориями военнослужащих.
Надбавка выплачивается военнослужащим в составе их денежного довольствия в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, и размере, который определяется по каждому из оснований в установленных пределах согласно правовому акту государственного органа, принятому на основании этих Правил.
Такой порядок в настоящее время установлен. Так, согласно подпункту "г" п. 3, п. п. 2 и 5 Правил выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2011 года N 1073, надбавка выплачивается в размере до 30 % оклада по воинской должности военнослужащим, находящимся на воинских должностях руководителей, командиров (начальников) воинских частей, учреждений и подразделений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и их структурных подразделений, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями.
Подпунктом "д" п. 53 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 года N 2700 определено, что военнослужащим, проходящим военную службу в особых условиях военной службы, на воинских должностях руководителей, командиров (начальников) воинских частей, учреждений и подразделений Вооруженных Сил и их структурных подразделений, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями, надбавка выплачивается в размере 20 % оклада по воинской должности.
При этом сравнительный анализ положений п. 53 Порядка показывает, что право на получение указанной надбавки не зависит от какого-либо Перечня должностей, утверждаемого Министром обороны РФ.
Поскольку Министр обороны РФ приказом от 23 июля 2012 года N 2026 отменил ранее утвержденный им Перечень воинских должностей, для которых устанавливается рассматриваемая выплата и других нормативных актов по этому вопросу не издал, судебная коллегия приходит к убеждению, что его наличие, в силу подпункта "д" п. 53 вышеуказанного Порядка, не является обязательным критерием для установления заявителю спорной надбавки, как ошибочно полагает автор жалобы.
Что же касается содержащейся в апелляционной жалобе ссылки на указания Министра обороны о выплате надбавки за руководство подразделениями от 27 декабря 2013 года N 205/2/721, то они об ошибочности принятого судебного решения не свидетельствуют в т.ч. и потому, что оспариваемые правоотношения возникли до их издания.
По делу установлено и в апелляционной жалобе не оспаривается, что проходящий военную службу по контракту с Минобороны России Кудрявцев с сентября 2012 года по настоящее время состоит в вышеназванной должности и в его подчинении находится личный состав в количестве 39 человек.
Поэтому утверждение в жалобе о том, что лаборатория, которым руководит заявитель, по численности и уставным требованиям не соответствует понятию подразделения, является несостоятельным. При этом судебная коллегия принимает во внимание и то, что в настоящее время никаких объективных критериев по этому вопросу действующий Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих для назначения рассматриваемой выплаты не устанавливает.
К тому же, являясь непосредственным начальником лаборатории, Кудрявцев в силу требований ст. 33 Устава внутренней службы ВС РФ наделен всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и на него возложена персональная ответственность за все стороны жизни и деятельности вверенного ему подразделения.
Проанализировав вышеуказанные обстоятельства и требования нормативных правовых актов, по мнению судебной коллегии, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии у Кудрявцева права на получение оспариваемой надбавки в обозначенном объеме и необоснованности бездействия Министра обороны РФ по вопросу неустановления заявителю данной выплаты.
Что же касается ссылки в апелляционной жалобе на п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 10 как на основание для отмены оспариваемого решения, то она является несостоятельной, поскольку основана на ошибочном понимании содержащихся в нем положений и противоречит ст. 46 Конституции Российской Федерации и ст. ст. 2 и 254 ГПК РФ, гарантирующими каждому судебную защиту его прав и свобод.
При таких обстоятельствах иные доводы представителя должностного лица, приведенные в апелляционной жалобе, законность и обоснованность оспариваемого судебного решения под сомнение не ставят.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Знаменского гарнизонного военного суда от 30 декабря 2013 года, которым частично удовлетворено заявление военнослужащего войсковой части - Кудрявцева Е. А. об оспаривании бездействия Министра обороны РФ по неустановлению ежемесячной надбавки за особые условия военной службы, - оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Министра обороны РФ - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.