Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Лавровой С.Е.,
судей областного суда Хаировой Д.Р., Сорокиной О.А.,
при секретаре Кондратьеве С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лавровой С.Е.
дело по апелляционной жалобе Виноградских Оганесян Ш.Р.
на решение Кировского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ
по гражданскому делу по иску Виноградской Н.А., Виноградской К.А., Виноградской Н.В. к Государственному казенному учреждению Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Кировского района г.Астрахани", Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, с привлечением третьего лица - КГБУ "Научно-исследовательский институт региональных медико-экологических проболеем" об обязании выдать удостоверение, подтверждающее право на получение мер социальной поддержки
УСТАНОВИЛА:
Истцы обратились в суд с иском об обязании Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий выдать им удостоверения, подтверждающие право на получение мер социальной поддержки, указав, что они обратились в Центр социальной поддержки населения Кировского района г.Астрахани для выдачи им удостоверений единого образца, дающих право на льготы, как пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Данные удостоверения у них имеются, но выданы они на территории республики Казахстан. Центр социальной поддержки населения Кировского района г.Астрахани им отказал в оформлении удостоверений единого образца.
Впоследствии исковые требования были уточнены, истцы просили признать неправомерным отказ Министерства социального развития и труда Астраханской области в лице Государственного казенного учреждения Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Кировского района г.Астрахани" в оформлении Виноградской Н.В., Виноградской К.А., Коломиной (Виноградской) Н.А. удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию в ядерных испытаниях на Семипалатинском полигоне, признать их пострадавшими вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, обязать Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий выдать им удостоверения единого образца, как подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на семипалатинском полигоне.
Истцы Виноградская Н.В., Виноградская К.А., Коломина (Виноградская) Н.А. в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежаще, причина неявки неизвестна, в связи с чем, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в их отсутствии.
Представитель истцов Оганесян Ш.Р. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Перепеченов И.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требований.
Представитель ответчика Государственного казенного учреждения Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Кировского района г.Астрахани" Силаева И.И. также возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.
Решением Кировского районного суда города Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представителя истцов Оганесян Ш.Р. ставится вопрос об отмене решения суда ввиду несоответствия выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
В судебное заседание не явились истцы, представитель Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. учитывая надлежащее извещение сторон, в соответствии с требованиями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав докладчика, мнение представителя истцов Оганесян Ш.Р., поддержавшую доводы жалобы, представителя Государственного казенного учреждения Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Кировского района г.Астрахани", возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по указанным в ней доводам.
Установлено, что истец Виноградская Н.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала в Бескарагайском районе, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала в Г.Курчатове Восточно-Казахстанской области, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала в Г.Курчатове Восточно-Казахстанской области.
Коломина (Виноградская) К.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала в Г.Курчатове Восточно-Казахстанской области.
В обоснование факта своего проживания в зоне повышенного радиационного риска с дозой воздействия на население более 5 сЗв (бэр) в период ядерных испытаний истцы представили удостоверения, подтверждающие право на льготы пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне, выданные в Республике Казахстан и справки, выданные на основании закона Республики Казахстан "О социальной защите граждан, подвергшихся вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне".
ГКУ "Центр социальной поддержки населения Кировского района" ДД.ММ.ГГГГ истцам было отказано в предоставлении льгот, поскольку в населенном пункте Курчатов, входящим в перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на семипалатинском полигоне" Виноградская Н.В. проживала в "адрес", Виноградская К.А. в период "адрес", Виноградская Н.А. в период с "адрес", то есть в периоды, выходящие за рамки 1949-1963 годов, установленные Законом.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции обоснованно исходил из положений статьи 11 Гражданского процессуального кодекса РФ, согласно которой суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами.
Конституция Российской Федерации возлагает на государство обязанность по возмещению гражданам вреда, причиненного в результате экологической катастрофы (статья 42).
В силу статьи 1079 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью граждан деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих (источником повышенной опасности), возмещается владельцем источника повышенной опасности независимо от его вины.
Вред, причиненный гражданам в результате радиационного воздействия вследствие техногенных аварий и иных чрезвычайных ситуаций, порождает особый характер отношений между гражданином и государством: обязанность возмещения вреда, который, исходя из его масштабов и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским, административным, уголовным и другим отраслевым законодательством, государство принимает на себя.
Порядок предоставления социальных гарантий гражданам РФ, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, предусмотрен Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
В силу статьи 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом.
Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.
Статьей 2 вышеназванного Закона предусмотрены меры социальной поддержки для граждан, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр).
Исходя из положений статьи 5 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, основанием предоставления гражданам мер социальной поддержки является - проживание в 1949 - 1963 годах в определенных населенных пунктах и получение гражданами суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 и 25 сЗв (бэр).
В соответствии с пунктами 2 - 3 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2004 года N634, отнесение граждан к категории лиц, определенных статьей 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке, и заключения о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения вследствие указанных ядерных испытаний, форма которого утверждается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке.
Организация, осуществляющая такой расчет и выдачу заключений о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определен распоряжением Правительства Российской Федерации N356-р от 15 марта 1995 года. Из указанного Перечня следует, что населенные пункты дифференцировались в зависимости от полученной населением суммарной (накопительной) эффективной дозы облучения вследствие проведения ядерных испытаний 29 августа 1949 года и 7 августа 1962 года.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2007 года N960-О-П часть 1 статьи 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как исключающая предоставление предусмотренных данным Федеральным законом мер социальной поддержки гражданам, которые, проживая в населенном пункте, не включенном Правительством Российской Федерации в соответствующий перечень, получили суммарную (накопленную) дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 1949 - 1963 годах.
Однако факт причинения вреда здоровью в результате радиационного воздействия подлежит доказыванию истцами.
Согласно заключению экспертизы, проведенной Краевым государственным бюджетным учреждением "Научно-исследовательский институт региональных медико-экологических проблем" Виноградская Н.В. могла получить суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения не более 5сЗв.-1.51сЗв в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, Виноградская Н.А. могла получить суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения не более 5сЗв.-0.02сЗв в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, Виноградская (Коломина) К.А. могла получить суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения не более 5сЗв.-0.02сЗв в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Данное заключение судом оценено в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, каких-либо доказательств опровергающих указанные выводы не установлено. Сам по себе факт проживания истцов в зоне действия Семипалатинского полигона не является достаточным основанием для получения мер социальной поддержки, предоставляемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
С учетом приведенных норм права и установленных обстоятельств у суда не имелось оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с оценкой суда установленных по делу обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены вынесенного решения, они по существу аналогичны приведенным в ходе судебного разбирательства доводам, которые учитывались и оценивались судом, выводов суда не опровергают и не могут повлечь отмены обжалуемого судебного решения.
Таким образом, проверив судебное решение в пределах доводов жалоб, оснований для его отмены судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истцов Оганесян Ш.Р. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.