Апелляционное определение СК по гражданским делам Астраханского областного суда от 28 мая 2014 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего судьи Шустовой Т.П.
судей областного суда Сорокиной О.А., Хаировой Д.Р.
при секретаре Хоюровой Ю.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шустовой Т.П. дело по апелляционному представлению прокурора " ... " на решение " ... " районного суда г. Астрахани от "Дата" по заявлению прокурора " ... " в защиту неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации г. Астрахани по непредставлению общедоступного бесплатного дошкольного образования, устранении допущенных нарушений,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор " ... " обратился в суд с заявлением, указав, что в ходе проведения проверки установлено неисполнение администрацией " ... " требований закона об обеспечении общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории " ... ". В ходе проверки установлено, что на территории " ... " по состоянию на "Дата" проживает 20819 детей, лишенных права посещать детские сады ввиду отсутствия мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях " ... ", из них 4731 ребенок относится к льготной категории граждан. Утвержденная постановлением администрации " ... " долгосрочная целевая программа по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов образования города на " ... " годы предусматривает строительство пяти детских садов с 2017 года по 2020 год. В результате этих мер планируется ввести 1120 новых мест для детей дошкольного возраста, при потребности в 20819 местах. Таким образом, администрацией " ... " обязанность по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях " ... " не исполняется. Прокурор просит признать бездействие администрации муниципального образования " ... " по не предоставлению общедоступного бесплатного дошкольного образования каждому гражданину, выразившееся в длительном непринятии должных мер по устранению очередности в муниципальные дошкольные образовательные учреждения " ... " и обязать администрацию муниципального образования " ... " устранить нарушения конституционных прав неопределенного круга лиц на получение общедоступного бесплатного дошкольного образования путем создания мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в дошкольном образовании и состоящих на очереди в детские сады.
В судебном заседании помощники прокурора Лаисцева Н.В., Шафигуллина Д.Х. заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель администрации " ... " Тулякова Ю.А. заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, просила в их удовлетворении отказать.
Представитель управления по капитальному строительству, градостроительной, строительной и жилищной политике администрации " ... " Кузнецова И.Н. в судебном заседании заявленные требования не признала, просила в их удовлетворении отказать.
Решением " ... " районного суда " ... " от "Дата" в удовлетворении заявления прокурора " ... " в защиту неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации " ... " по непредставлению общедоступного бесплатного дошкольного образования каждому гражданину, выразившееся в длительном непринятии должных мер по устранению очередности в муниципальные дошкольные образовательные учреждения " ... " незаконным, понуждении устранить допущенные нарушения отказано.
В апелляционном представлении прокурором ставится вопрос об отмене решения суда по основаниям неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, указано, что вывод суда об отсутствии доказательств, свидетельствующих о бездействии администрации " ... ", является ошибочным, не соответствует обстоятельствам дела.
На заседание судебной коллегии представитель управления по капитальному строительству, градостроительной, строительной и жилищной политике администрации " ... " не явился, ходатайств об отложении дела не представлено. Учитывая надлежащее извещение не явившегося лица, судебная коллегия в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ считает возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя управления по капитальному строительству, градостроительной, строительной и жилищной политике администрации " ... " .
Заслушав докладчика, выслушав прокурора Лаисцеву Н.В., поддержавшую доводы представления, представителя администрации " ... " Тулякову Ю.А., п редставителя управления по капитальному строительству, градостроительной, строительной и жилищной политике администрации " ... " Кузнецову И.Н., возражавших против доводов представления прокурора, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда.
Согласно статье 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с пунктами 2 и 3 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты, подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Статьей 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 4 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Из материалов дела следует, что прокурором " ... " проведена проверка в сфере исполнения администрацией " ... " требований закона об обеспечении общедоступным бесплатным дошкольным образованием на территории " ... ", в ходе которой установлено что на территории " ... " по состоянию на "Дата" проживает 20819 детей, лишенных права посещать детские сады ввиду отсутствия мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях " ... ", при этом из них льготной категории граждан - 4731 ребенок.
"Дата" постановлением администрации " ... " N утверждена долгосрочная целевая программа муниципального образования " ... " "Строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов образования города на 2012-2020 годы", которая предусматривает строительство пяти детских садов в период с 2017 по 2020 годы.
Муниципальной программой за период 2013-2020 планируется ввести 1120 новых мест для детей дошкольного возраста, при потребности по состоянию на "Дата" в 20819 мест.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что на момент рассмотрения дела признаков незаконного бездействия со стороны администрации " ... " не установлено, поскольку администрацией " ... " принимаются меры для увеличения мест в дошкольных образовательных учреждениях, в том числе путем строительства новых детских садов, путем перепрофилирования иных помещений, путем капитального ремонта существующих образовательных учреждений.
Судебная коллегия с такими выводами суда согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Согласно статье 3 "Конвенции о правах ребенка" во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению прав ребенка.
Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Законе Российской Федерации "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации".
Абзацем 3 части 2 статьи 4 Федерального закона N 124-ФЗ от 24 июля 1998 года "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" установлено, что государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана, в том числе на принципе поддержки семьи в целях воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 124-ФЗ от 24 июля 1998 года "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 29.12.2012 года N 273-ФЗ государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:
1) признание приоритетности образования;
2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;
3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования.
Согласно части 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "Об образовании" N 273-ФЗ в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования относится к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131 от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 64 Федерального закона от 29.12.2012 года (в редакции от 25 ноября 2013 года) N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Согласно пункту 12 статьи 11 Устава муниципального образования " ... " к вопросам местного значения " ... " относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти " ... "; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории " ... ", а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Из этого следует, что органы местного самоуправления обязаны создавать муниципальные образовательные учреждения.
В судебном заседании установлено, что по состоянию на "Дата" на территории " ... " проживает 20819 детей в возрасте от 0 до 7 лет, из них 19559 в возрасте от 1 года до 7 лет, которые лишены права посещать детские сады ввиду отсутствия мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях " ... ", в том числе льготной категории граждан - 4731 ребенок.
В соответствии с утвержденной постановлением администрации " ... " от "Дата" N долгосрочной целевой программой муниципального образования " ... " "Строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов образования города на 2013-2020 годы" предусматривает строительство пяти детских садов в период с 2017 по 2020 годы. Таким образом, муниципальной программой за вышеуказанный период планируется ввести 1120 новых мест для детей дошкольного возраста, при потребности по состоянию на "Дата" в 20819 местах.
В целях обеспечения конституционного принципа общедоступности дошкольного образования Указом Президента Российской Федерации "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" от 07.05.2012 года N 599 Правительству Российской Федерации поручено к 2016 году достичь 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в Постановлении от 10.02.2009 N 2, к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Из материалов дела усматривается, что принимаемые органом местного самоуправления меры к увеличению числа дошкольных образовательных учреждений либо вместимости существующих образовательных учреждений недостаточны, в связи с чем состоящие на протяжении длительного периода в очереди на получение мест в детские сады " ... " лица не могут реализовать свое право на получение доступного бесплатного дошкольного образования ввиду отсутствия достаточного количества мест в дошкольных учреждениях, что свидетельствует о нарушении конституционного принципа общедоступности дошкольного образования.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к неправильному выводу об отсутствии бездействия со стороны администрации " ... " по вопросу обеспечения граждан общедоступным бесплатным дошкольным образованием.
Доводы апелляционного представления прокурора " ... " судебная коллегия признает обоснованными, в связи с чем суд апелляционной инстанции в соответствии с пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации приходит к выводу о принятии по делу нового решения ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом фактических обстоятельств и правовых оснований заявленных требований судебная коллегия считает необходимым принять новое решение об удовлетворении заявления прокурора " ... " в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации " ... " по непредставлению общедоступного бесплатного дошкольного образования каждому гражданину, выразившегося в длительном непринятии должных мер по устранению очередности в муниципальные дошкольные образовательные учреждения " ... ", незаконным, понуждении устранить допущенные нарушения.
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение " ... " районного суда " ... " от "Дата" отменить, принять по делу новое решение, которым заявление прокурора " ... " в защиту неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации " ... " по непредставлению общедоступного бесплатного дошкольного образования, устранении допущенных нарушений удовлетворить.
Признать бездействие администрации " ... " по не предоставлению общедоступного бесплатного дошкольного образования каждому гражданину, выразившееся в длительном непринятии должных мер по устранению очередности в муниципальные дошкольные образовательные учреждения " ... ".
Обязать администрацию " ... " устранить нарушения конституционных прав неопределенного круга лиц на получение общедоступного бесплатного дошкольного образования путем создания мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в дошкольном образовании и состоящих на очереди в детские сады.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.