Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего судьи Костиной Л.И.,
судей Конышевой И.Н., Губернаторова Ю.Ю.,
при секретаре Каримовой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Фролкина В. И. к Министерству внутренних дел Российской Федерации, Астраханскому линейному отделу УМВД России на транспорте о понуждении к выдаче государственного жилищного сертификата
по апелляционной жалобе представителя истца Умновой Е.Н. на решение Ленинского районного суда г. Астрахани от 1 апреля 2014 года,
УСТАНОВИЛА:
Фролкин В.И. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел Российской Федерации, Астраханскому линейному отделу УМВД России на транспорте , указав, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в органах внутренних дел.
На основании решения жилищно-бытовой комиссии Приволжского УВДТ от ДД.ММ.ГГГГ он поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по месту службы.
На основании приказа Управления на транспорте МВД России по Приволжскому федеральному округу N от ДД.ММ.ГГГГ он уволен со службы в связи с достижением предельного возраста нахождения на службе в органах внутренних дел.
Решением жилищно-бытовой комиссии Астраханского линейного отдела МВД на транспорте от ДД.ММ.ГГГГ он включен в сводный список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010гг.
Согласно списку очередности предоставления жилой площади работникам Астраханского ЛУВДТ, он с составом семьи 4 человека состоит на учет с ДД.ММ.ГГГГ, номер очередности - 2.
Письмом заместителя руководителя Управления Приволжского УВДТ от ДД.ММ.ГГГГ, на обращение в связи с непригодностью жилья, ему сообщено, что жилищно-бытовой комиссией Приволжского УВДт он признан гражданином - участником подпрограммы, как не имеющий жилого помещения для постоянного проживания, и будет включен в сводный список Приволжского УВДТ на 2011 год, поскольку включить сведения о нем в список на 2010 год не представилось возможным из-за срока выдачи сертификатов.
Поскольку до настоящего времени жилым помещением в какой-либо форме он не обеспечен, истец просил суд обязать ответчиков выдать ему государственный жилищный сертификат в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
В судебном заседании Фролкин В.И. не участвовал. Его представитель Передера А.А. исковые требования поддержал.
Представители ответчиков - Астраханского линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте - Катков Ю.Г., Министерства внутренних дел России и Управления на транспорте Министерства внутренних дел России по Приволжскому федеральному округу - Семенников И.В. возражали против удовлетворения исковых требований Фролкина В.И.
Решением Ленинского районного суда г. Астрахани от 1 апреля 2014 года исковое заявление Фролкина В.И. оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель истца Умнова Е.Н. ставит вопрос об отмене решения, считая, что оно вынесено при неправильном толковании норм материального права, а изложенные в нем выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела,
В суд апелляционной инстанции Фролкин В.И., один из его представителей - Умнова Е.Н., представитель Министерства внутренних дел Российской Федерации не явились. Поскольку истец, его представитель, подавший апелляционную жалобу, ответчик извещены о времени и месте судебного заседания, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав доклад судьи Конышевой И.Н., представителя истца Передера А.А., поддержавшего доводы жалобы, п редставителя Астраханского линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте и Управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу Каткова Ю.Г ., считавшего решение суда законным и обоснованным, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции.
Из материалов дела усматривается, что Фролкин В.И. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации.
На основании решения жилищно-бытовой комиссии Приволжского УВДТ от ДД.ММ.ГГГГ истец поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по месту службы в линейном отделе МВД России.
ДД.ММ.ГГГГ Фролкин В.И. уволен со службы в связи с достижением предельного возраста нахождения на службе в органах внутренних дел.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010г. N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы.
Согласно пункту 2 Постановления, выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденными постановлением Правительства от 21 марта 2006 года N 153.
В соответствие с пунктом 2 Правил - участие в подпрограмме добровольное, по желанию соответствующей категории граждан.
Согласно пункту 19 Правил, изъявив желание участвовать в подпрограмме и улучшить свои жилищные условия с помощью жилищного сертификата - путем получения субсидии для приобретения жилья, гражданин соглашается со всеми ее условиями.
Решением жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Астраханского линейного отдела МВД России на транспорте Фролкин В.И. включен в список участников подпрограммы на 2013 год.
В соответствии с пунктом 31 Правил, порядок и сроки формирования списков граждан - участников подпрограммы, состоящих на учете в федеральных органах исполнительной власти и изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти.
Пунктом 24 Правил предусмотрено, что список формируется в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с указанием Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению Министерства внутренних дел Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ был сформирован и направлен список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" от Управления на транспорте Министерства внутренних дел России по Приволжскому федеральному округу на 2013 год. В указанном списке Фролкин В.И. состоял под номером 32.
В соответствии с абз.2 п.36 Правил, оформление и выдача сертификатов гражданам - участникам Подпрограммы осуществляются в соответствии с очерёдностью, установленной в сводном списке по каждой категории граждан - участников подпрограммы.
В судебном заседании установлено, что Департаментом тыла МВД России истцу отказано в выдаче государственного жилищного сертификат на основании пунктов 16, 16.2 Правил, в соответствии с которыми норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в размере 18 кв.м. на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.
В случае принятия гражданином-участником подпрограммы решения не отчуждать жилое помещение, принадлежащее ему и (или) членам его семьи на праве собственности, р азмер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам и общей площадью жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания. Указанные гражданско-правовые сделки учитываются за период, предшествующий выдаче сертификата, в соответствии с частью 8 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, но не менее чем за 5 лет.
При этом право на получение сертификата предоставляется гражданину- участнику подпрограммы только в случае, если определенный в указанном порядке номер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, составляет не менее 18 кв.м.
В остальных случаях выдача сертификата возможна при исполнении условия, предусмотренного подпунктом "в" пункта 16.1 Правил, т.е. если гражданином- участником подпрограммы и членам его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременении, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
ДД.ММ.ГГГГ Фролкин В.И. обратился в Департамент по материально- техническому и медицинскому обеспечению МВД России с заявлением о выдаче сертификата на семью из 4-х человек, однако в этом ему отказано, поскольку установлено, что Фролкину В.И. на праве собственности в целом принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" общей площадью 35,5 кв.м. При этом обязательство о безвозмездном отчуждении в государственную или муниципальную собственность данного жилого дома истцом не принято.
Кроме того, в 2010 году сын Фролкина В.И. - Фролкин О.В. подарил принадлежащий ему жилой дом общей площадью 37,2 кв.м. расположенный по адресу: "адрес" своему деду - Фролкину И.Ф.
Таким образом, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяемый как разница между общей площадью жилого помещения, установленный по нормативам на семью из 4-х человек (72 кв.м.) и общей площадью жилых помещений, оставленных для дальнейшего проживания, и отчужденных (72,7 кв.м.) составляет 0,7 кв.м. (менее 18 кв.м.).
Отказ в предоставлении государственного жилищного сертификата не обжалован.
Судом первой инстанции установлено, что в 2013 году Фролкин В.И., снял с регистрационного учета по адресу: "адрес", своего сына, т.е. изменил состав семьи для возможности дальнейшего участия в подпрограмме.
Распоряжением администрации г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ принадлежащее истцу жилое помещение признано непригодным для проживания и подлежащим сносу.
Согласно пункту 9 Правил сотрудники органов внутренних дел РФ, подлежащие увольнению (увольняемые) со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, приобретают право на получение сертификата в течение последнего года службы.
По смыслу данной нормы у указанной категории сотрудников в течение последнего года службы возникает право на получение государственного жилищного сертификата, что не подразумевает внеочередного предоставления сертификата именно в указанный период. В данном случае предоставление государственного жилищного сертификата осуществляется в соответствии с установленной очередностью, в пределах выделенных средств федерального бюджета. При этом отдельного порядка формирования очередности и предоставления государственных жилищных сертификатов для данной категории сотрудников нормативными правовыми актами РФ не предусмотрено.
Пунктом 7 Правил определены категории граждан - участников подпрограммы, социальные выплаты которым предоставляются в первую очередь:
члены семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), проходивших военную службу по контракту, и содержавшихся за счет средств федерального бюджета сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) в период прохождения военной службы (службы), которые приобрели право на обеспечение жилыми помещениями до гибели (смерти) военнослужащего (сотрудника) и состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти;
члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, которые приобрели право на обеспечение жилыми помещениями до гибели (смерти) гражданина, уволенного с
военной службы, и состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти.
Между тем, Фролкин В.И. к перечисленным категориям граждан не относится.
Таким образом, выводы суда первой инстанции в этой части являются правильными, а доводы жалобы о том, что сотрудник должен быть обеспечен сертификатом в течение последнего года службы, несостоятельными, поскольку они основаны на неправильном толковании положений указанного пункта Правил.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в настоящее время никаких нарушений в обеспечении истца жильем не усматривается, поскольку Фролкин В.И. в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством участвует в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015г.г. При этом требования истца направлены не на восстановление нарушенного права, а на реализацию права на получение государственного жилищного сертификата во внеочередном порядке, что противоречит требованиям пункта 36 Правил, регламентирующих очередность оформления и выдачи сертификатов.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований Фролкина А.И., не установив каких-либо нарушений закона со стороны ответчиков.
Доводы кассационной жалобы не содержат правовых оснований для отмены решения, фактически повторяют доводы, приведенные в обоснование исковых требова т.е. Фролкин В.И. изменил состав семьи для возможности дальнейшего участия в подпрограмме. ний, и по существу сводятся к переоценке выводов суда об отказе в удовлетворении иска, что не может служить основанием к отмене решения.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Астрахани от 1 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Умновой Е.Н. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.