Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Наумовой И.В.
судей Аняновой О.П., Безуха А.Н.
при секретаре Курганском А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Четвергова Н.А. к УМВД России по Белгородской области о признании неправомерным отказа в постановке его на учет на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, признании права на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения
по апелляционной жалобе УМВД России по Белгородской области
на решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 18 февраля 2014г.
Заслушав доклад судьи Аняновой О.П., объяснения истца Четвергова Н.А., считавшего решение законным и обоснованным, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Четвергов Н.А. проходил службу в органах внутренних дел с "данные изъяты" года по "данные изъяты" года. Уволен со службы в соответствии с ч.7 ст.19 Закона РФ "О милиции" по п. "з" (ограниченное состояние здоровья).
Решением комиссии УМВД России по Белгородской области по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам от 10 октября 2013 года, утвержденным распоряжением и.о. начальника УМВД России по Белгородской области N 302 от 24 октября 2013 года Четвергову Н.А. было отказано в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Четвергов Н.А. обратился в суд с исковым заявлением, и с учетом уточнений от 16.12.2013 года (л.д. "данные изъяты") просил признать неправомерным отказ УМВД России по Белгородской области от 10.10.2013 года в постановке его на учет на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, признать за ним право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительство жилого помещения, обязать УМВД России по Белгородской области поставить его - Четвергова Н.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Представитель ответчика УМВД России по Белгородской области возражал против удовлетворения заявленных Четверговым Н.А. требований, ссылаясь на то, что истец на учет по улучшению жилищных условий для предоставления жилой площади по договору социального найма в УВД по Белгородской области поставлен с 20 мая 2008 года, т.е. позже 01 марта 2005 года, комиссией УМВД по Белгородской области на основании ст.6 Федерального Закона от 19.07.2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" правомерно принято решение об отказе Четвергову А.Н. в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением Октябрьского районного суда г. Белгорода от 18 февраля 2014г. исковые требования Четвергова А.Н. удовлетворены. Судом постановлено: признать неправомерным отказ УМВД России по Белгородской области от 10.10.2013г. в постановке Четвергова Н.А. на учет на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Признать за Четверговым Н.А. право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительство жилого помещения. Обязать УМВД России по Белгородской области поставить Четвергова Н.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с 19.08.2013г.
В апелляционной жалобе УМВД России по Белгородской области просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного и принятии нового об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
Рассмотрев дело в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и к возникшим правоотношениям применил надлежащие нормы материального права.
Отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий регулируются нормами Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
В соответствии с частью 6 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Кроме того, согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел и принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 01.03.2005, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.
Сотрудникам, гражданам Российской Федерации, указанным в части 1 настоящей статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата (часть 2 статьи 6 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и членам их семей устанавливаются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 года N 1223 (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника с приложением указанных в данном пункте документов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Четвергов Н.А. проходил непрерывную службу в органах внутренних дел Российской Федерации с "данные изъяты" года по "данные изъяты"г., уволен приказом шестого управления внутренних дел МВД России от "данные изъяты"г. N "данные изъяты" в соответствии с ч.7 ст.19 Закона РФ "О милиции" по п. "з" (ограниченное состояние здоровья). На момент увольнения выслуга лет в календарном исчислении составила "данные изъяты" года. Четвергов Н.А. составом семьи два человека (он и супруга) проживает в служебном жилом помещении, принадлежащем Министерству Обороны РФ, жилых помещений, занимаемых по договору социального найма и принадлежащих на праве собственности, ни Четвергов Н.А., ни член его семьи не имеют.
В период прохождения службы, решением ЖБК УВД по Белгородской области на основании вступившего в законную силу решения Грайворонского районного суда Белгородской области от 27.07.2009г. Четвергов Н.А. был включен в списки сотрудников УВД по Белгородской области, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 20.05.2008г.
До настоящего времени жилым помещением не обеспечен, правом на получение жилищного сертификата, единовременной социальной выплаты не воспользовался.
19.08.2013г. Четвергов Н.А. обратился с заявлением в УМВД России по Белгородской области для рассмотрения вопроса о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением Комиссии УМВД России по Белгородской области по предоставлению единовременной социальной выплаты, оформленным протоколом N 22 от 10.10.2013г. и утвержденным распоряжением УМВД России по Белгородской области от 24.10.2013г. N 302, Четвергову Н.А. отказано в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения со ссылкой на положения статьи 6 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ.
Принимая оспариваемое решение, Комиссия УМВД России по Белгородской области по предоставлению единовременной социальной выплаты исходила из того, что единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам, уволенным со службы в органах внутренних дел, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года, тогда, как Четвергов Н.А. поставлен на учет лишь с 20.05.2008г.
Разрешая настоящий спор, суд, с учетом, установленных по делу обстоятельств, правильно руководствовался приведенными выше нормами материального права и пришел к обоснованному выводу о неправомерности отказа УМВД России по Белгородской области от 10.10.2013г. в постановке Четвергова Н.А. на учет на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Учитывая, что Четвергов Н.А. имеет стаж службы в органах внутренних дел более 10 лет в календарном исчислении, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, истец относится к категории сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, имеющих право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренную ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Поэтому судебная коллегия находит выводы суда о признании неправомерным отказа в постановке его на учет на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, признании права на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
При этом доводы ответчика об отсутствии у Четвергова Н.А. права на получение единовременной выплаты, в связи с тем, что он не был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходил службу, до 01.03.2005г., и не был принят в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты, поскольку был уволен до вступления в силу Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Вводя новый порядок обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации жилыми помещениями - в виде предоставления им единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, федеральный законодатель предусмотрел распространение данной льготы и на граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел.
Предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения только тем уволенным со службы в органах внутренних дел гражданам Российской Федерации, которые в период службы в органах внутренних дел были в установленном законодательством порядке приняты на соответствующий учет, по своей правовой природе является входящей в систему мер социальной защиты данной категории граждан льготой, направленной на удовлетворение потребности в жилье нуждающихся в нем граждан, которые не реализовали свое право на получение жилого помещения в период службы.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении N 505-О от 05.03.2014г., данная льгота не предоставлена тем гражданам, которые были уволены со службы в органах внутренних дел, но не состояли на учете ни в качестве имеющих право на единовременную социальную выплату (в органах внутренних дел), ни в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в органах местного самоуправления).
В этой связи вопреки доводам апелляционной жалобы является обоснованным вывод суда, что одним из оснований для признания за гражданином РФ, уволенным со службы в органах внутренних дел, является нуждаемость гражданина в жилом помещении и постановка его на соответствующий учет.
Положения ст. ст. 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции России предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в социальной сфере, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения, быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Данная правовая позиция согласуется с прецедентной практикой Европейского Суда по правам человека.
Поскольку Четвергов Н.А. имел право на получение жилого помещения и это право не утратил, не был обеспечен жилым помещением по независящим от него причинам, проживая в служебном жилом помещении, является нуждающимся в жилом помещении, состоит на жилищном учете, следовательно, в связи с изменением формы реализации права на жилище, имеет право на получение единовременной социальной выплаты, иное влекло бы ухудшение его правового положения, что противоречит вышеуказанным нормам материального права.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, основаны на ошибочном толковании закона, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем, не могут повлечь его отмену. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, в связи с чем, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 18 февраля 2014г. по делу по иску Четвергова Н.А. к УМВД России по Белгородской области о признании неправомерным отказа в постановке его на учет на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, признании права на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения оставить без изменения, апелляционную жалобу УМВД России по Белгородской области без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.