Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Петраковой Н.П.,
судей областного суда Денисюка О.Н., Апокиной Е.В.,
с участием прокурора Бойкачевой О.А.,
при секретаре Денисовой Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 апреля 2014 года по докладу судьи Апокиной Е.В. дело по апелляционной жалобе представителя администрации г.Стародуба Брянской области по доверенности С.В.В. и представителя Правительства Брянской области по доверенности Т.Е.В. на решение Стародубского районного суда Брянской области от 07 ноября 2013 года по делу по иску прокурора Стародубского района, поданного в интересах Б.А.А., к администрации Брянской области и администрации г. Стародуба о понуждению к совершению действий,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Стародубского района обратился с вышеуказанным иском в интересах Б.А.А., ссылаясь на то, что Б.А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на основании постановления администрации города Стародуба с ДД.ММ.ГГГГ г., окончил обучение в профессиональном училище в 2010 году, до настоящего времени жильем не обеспечен. Просил обязать администрацию Брянской области выделить денежные средства для приобретения Б.А.А. жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории г. Стародуба; обязать администрацию г. Стародуба заключить с Б.А.А. договор найма специализированного жилого помещения в г. Стародубе Брянской области.
В судебном заседании помощник прокурора Стародубского района З.Н.М. исковые требования поддержала полностью по изложенным в них основаниям, указала, что законом Брянской области от 6 февраля 2013 года N2-3 "О внесение изменений в закон Брянской области "О наделении органов местного самоуправления отдельными полномочиями Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа", органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются отдельными государственными полномочиями Брянской области по вопросам формирования специализированного жилищного фонда, заключения договоров найма специализированных жилых помещений и предоставления специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа". Однако обязанность финансирования данного вопроса лежит на администрации Брянской области. В судебном заседании представитель истца изменила ответчика, указав, что исковые требования предъявлены к Правительству Брянской области (как к правопреемнику администрации Брянской области), в качестве соответчика привлекла к участию в деле Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области. Требования уточнила: просила обязать Правительство Брянской области выделить денежные средства для приобретения жилого помещения специализированного жилищного фонда Б.А.А., отвечающее установленным санитарным и техническим нормам и правилам на территории г. Стародуба Брянской области, обязать Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области перечислить денежные средства для Администрации г.Стародуба с целью приобретения для Б.А.А. жилья на территории г.Стародуба, обязать администрацию г. Стародуб приобрести для Б.А.А. жилое помещение и заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения.
Б.А.А. исковые требования прокурора Стародубского района Брянской области поддержал полностью и суду пояснил, что в собственности жилья не имеет, Постановлением от 30.11.1998 года N331 за ним был закреплен дом, где проживала его мать по адресу: "адрес". Однако постановлением администрации г. Стародуба от 14.04.2006 года N371 собственнику указанного домовладения Н.Г.В. была разрешена сделка купли-продажи этого дома. Таким образом, он утратил закрепленное за ним жилье. В 2005 году он закончил школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в г. Сельцо. С 2007 года по 2010 год он проживал в общежитии ПТУ-23 по "адрес" в "адрес", пока там обучался, с регистрационного учета в общежитии не снимался, так как не имеет другого жилья, где бы он мог зарегистрироваться. В настоящее время он женат, имеет малолетнего сына. Со своей семьей проживает в доме родственников жены по "адрес" в "адрес". В администрацию г. Стародуба он неоднократно обращался с просьбой предоставить ему благоустроенное жилье как ребенку-сироте, однако до настоящего времени благоустроенного жилья не получил.
В судебном заседании представитель администрации г.Стародуба С.В.В. против иска возражал по тем основаниям, что администрация г.Стародуба приняла все необходимые меры для включения Б.А.А. в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Специализированные жилые помещения детям-сиротам предоставляются по сводному и уточненному спискам, ответственность за формирование данных списков лежит на Департаменте семьи, социальной и демографической политики Брянской области. В соответствии с уточненным списком формируются и распределяются средства областного бюджета. Выделенные в настоящее время средства пойдут на приобретение жилья детям-сиротам, по которым уже приняты судебные решения. Так как, истец не включен в уточненный список, средства на приобретение жилья для него не выделялись, поэтому нет оснований для начала процедуры приобретения жилого помещения. Считает, что в случае удовлетворения иска прокурора будут нарушены права других детей-сирот, нуждающихся в жилье.
Дело рассмотрено в отсутствие извещенных надлежащим образом о времени и месте слушания дела представителя Правительства Брянской области представившего ходатайство с просьбой рассмотреть дело без его участия, в отзыве на исковые требования прокурора просил заменить ненадлежащего ответчика Правительство Брянской области на надлежащего - департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области, также представителя Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области, представившего ходатайство с просьбой рассмотреть дело без его участия, в отзыве на исковые требования прокурора указал, что единственным надлежащим ответчиком по делу должна являться Администрация г.Стародуба
Решением Стародубского районного суда Брянской области от 07 ноября 2013 года исковые требования прокурора Стародубского района удовлетворены частично. Постановлено: обязать Правительство Брянской области выделить в течение 5 месяцев со дня не вступления в законную силу настоящего решения суда денежные средства для приобретения на территории г. Стародуб Брянской области Б.А.А. жилого помещения специализированного жилищного фонда, отвечающего установленным санитарным и техническим нормам и правилам, площадью, не менее установленной органом местного самоуправления нормы предоставления жилого помещения; обязать администрацию г.Стародуб в течение 2 месяцев со дня поступления средств областного бюджета для приобретения Б.А.А. у жилого помещения приобрести и предоставить Б.А.А. по договору найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам и правилам, площадью, не менее установленной органом местного самоуправления нормы предоставления жилого помещения. В части требований к Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области отказано.
В апелляционной жалобе представитель администрации города Стародуба Брянской области С.В.В. просит решение суда отменить, как вынесенное с нарушением норм материального права. Ссылается на те же доводы, что и в возражениях на иск.
В апелляционной жалобе представителя Правительства Брянской области Т.Е.В. содержится просьба об отмене решения суда в части возложения обязанностей на Правительство Брянской области. Указывает, что действующим законодательством не предусмотрено, ни сроков предоставления жилого помещения по договорам найма специализированного жилого помещения, ни возможностей осуществления персонифицированного перечисления денежных средств. Ссылается на то, что денежные средства на указанные цели для муниципального образования г.Стародуб в областном бюджете закладываются и выделяются. Главным распорядителем средств областного бюджета указанных расходов является Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области.
Заслушав доклад судьи областного суда Апокиной Е.В., рассмотрев дело в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства сторон по делу, выслушав заключение прокурора Б.О.А., полагавшей решение суда подлежащим изменению, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на них, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Б.А.А., относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно постановлению администрации г. Стародуб N 931 от 31.07.2008 г. Б.А.А. включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сведения о нем поданы в Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области, по информации которого Б.А.А. в областном сводном списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа, не имеющих закреплённого жилья, по состоянию на 01.01.2013 года состоит под номером N
Б.А.А. не имеет каких-либо жилых помещений, принадлежащих ему на праве собственности или по договору социального найма, жилое помещение ранее закрепленное было утрачено в связи с совершением собственником сделки купли-продажи.
29.06.2010г. Б.А.А. окончил образовательное учреждение начального профессионального образования "Профессиональное училище N имени Героя России А.С.З." г. Стародуба.
Согласно части 1 ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 7 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, ... которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений ... органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абз.1) Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия ... (абз.2). По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абз.3 п.1). По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п.7).
В соответствии со статьей 2 Закона Брянской области от 02.12.2011 N 124-З "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа" (в ред. от 06.02.2013г.) органы местного самоуправления муниципальных образований, обладающих ... статусом городского округа, муниципального района, наделяются отдельными государственными полномочиями Брянской области по вопросам формирования специализированного жилищного фонда, заключения договоров найма специализированных жилых помещений и предоставления специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.
В силу ч. 4 статьи 4 Закона Брянской области от 29.12.2012 N 107-З "Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Брянской области", предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления с учетом информации органа опеки и попечительства при исполнительном органе государственной власти Брянской области о лицах, нуждающихся в жилье на соответствующей территории.
Согласно п. 9.3. Постановления Правительства Брянской области от 22.04.2013 N 58-п "Об утверждении Порядка предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на осуществление отдельных государственных полномочий Брянской области на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений", муниципальные районы и городские округа за счет субвенций, выделяемых из областного бюджета, предоставляют жилые помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированного жилого помещения, при возникновении оснований, установленных в соответствии с Законом Брянской области от 29 декабря 2012 года N 107-З "Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Брянской области".
Удовлетворяя исковые требования, суд обоснованно сослался на ст.40 Конституции РФ, закрепляющей право на жилище, правильно применил вышеназванные положения ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от 02.07.2013), указав на наличие у Б.А.А. права на обеспечение жилым помещением по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, поскольку он является лицом из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и нуждается в жилом помещении.
Однако, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о наличии у Правительства Брянской области обязанности выделить в течение 5 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда денежных средств для приобретения на территории г. Стародуб Брянской области Б.А.А., поскольку названные выводы противоречат положениям законодательства, регулирующего правоотношения в указанной сфере.
В соответствии с Уставом Брянской области от 20.12.2012 г. N 91-3 и Законом Брянской области от 20.12.2012 N 92-3 "О Правительстве и системе исполнительных органов государственной власти Брянской области" Правительство Брянской области является высшим исполнительным органом государственной власти Брянской области, которое в силу ст.ст.56, 57 Устава Брянской области вправе полностью или частично передавать осуществление своих полномочий исполнительным органам государственной власти Брянской области.
Компетенция исполнительных органов государственной власти Брянской области устанавливается в положениях об этих органах, которые утверждаются Губернатором Брянской области.
Указом Губернатора Брянской области от 04.02.2013 N 98 "О переименовании управления социальной защиты населения Брянской области", функции по организации исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы в Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области.
Постановлением Правительства Брянской области от 22.04.2013 N 58-п утвержден Порядок предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на осуществление отдельных государственных полномочий Брянской области на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно пункту 3 указанного Порядка главным распорядителем средств областного бюджета указанных расходов является Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области, имеющий право распределять бюджетные ассигнования по отрасли "социальная и демографическая политика".
В соответствии с пунктом 4 названного Порядка расходы по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, в том числе и на исполнение судебных решений, осуществляются за счет субвенций, выделяемых Департаментом семьи, социальной и демографической политики Брянской области.
Законом Брянской области от 10 декабря 2012 года N 90-З "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (в ред. от 30.07.2013г. N 52-З) распределены субвенции бюджетам муниципальных районов, городских округов на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, в том числе, городу Стародубу на 2013 год - в размере 5316300 руб.
Названные положения регионального законодательства судом первой инстанции не были учтены, кроме того, судом не исследовались и не были установлены факты ненадлежащего исполнения областного бюджета по перечислению субвенций муниципальному образованию "город Стародуб", в связи с чем, оснований для возложения обязанности на Правительство Брянской области по выделению в течение 5 месяцев денежных средств для приобретения Б.А.А. жилого помещения, не имелось.
Анализ вышеприведенных положений действующего законодательства при установленных судом обстоятельствах, свидетельствует о наличии у органа местного самоуправления, в данном случае, администрации города Стародуба Брянской области обязанности по предоставлению Б.А.А., как лицу, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Отказ администрации г.Стародуба от исполнения такой обязанности ввиду отсутствия надлежащего финансирования является незаконным, поскольку вышеприведенными положениями законов обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета субъекта Российской Федерации, и отсутствие либо недостаточность финансирования в данном случае не должны являться основанием для неосуществления органом местного самоуправления возложенных на него государственных полномочий.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции в силу п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ, как постановленное при неправильном применении норм материального права, подлежит отмене с вынесением по делу нового решения, которым надлежит обязать администрацию города Стародуба Брянской области предоставить Б.А.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в пределах муниципального образования "город Стародуб", по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, принятым в муниципальном образовании "город Стародуб", и в соответствии с установленным законом порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329, п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Стародубского районного суда Брянской области от 07 ноября 2013 года отменить, с вынесением по делу нового решения, которым администрацию города Стародуба Брянской области обязать предоставить Б.А.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в пределах муниципального образования "город Стародуб", по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, принятым в муниципальном образовании "город Стародуб", в установленном законом порядке.
Председательствующий Н.П.Петракова
судьи областного суда О.Н.Денисюк
Е.В.Апокина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.