Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Петраковой Н.П.,
судей Апокиной Е.В., Денисюка О.Н.,
с участием прокурора Бойкачевой О.А.,
при секретаре Денисовой Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 апреля 2014 года по докладу судьи Денисюка О.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Правительства Брянской области Михалева Д.В. на решение Стародубского районного суда Брянской области от 18 декабря 2013 года по исковому заявлению Брянского природоохранного прокурора Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Правительству Брянской области о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛА:
Брянский природоохранный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным иском с требованием о возложении обязанностей по принятию мер по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, бесхозяйного объекта недвижимого имущества - скотомогильника площадью 50 кв.м с захоронением биологических отходов, расположенного на территории Воронокского сельского поселения Стародубского района Брянской области, удаленного от "адрес". В обоснование заявленных требований указал, что названный скотомогильник не соответствует требованиям "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04.12.1995г. N 13-7-2/469 (в редакции Приказа Минсельхоза РФ от 16.08.2007 N400 с изменениями, внесенными Определением Верховного Суда от 13.06.2006 N КАС06-193). Кроме того, скотомогильник никому не принадлежит, на балансе муниципальных образований Стародубского района не состоит, в реестр объектов государственной собственности Брянской области не включен и, следовательно, является бесхозяйным. Просил суд обязать ответчика произвести указанные действия не позднее чем в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании старший помощник Брянского природоохранного прокурора Брянской области Цапу М.В. заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям, просила их удовлетворить.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика Правительства Брянской области, представившего ходатайство о рассмотрении дела без его участия. В соответствии с ранее представленным отзывом исковые требования не признал, указав, что процессуальное положение Правительства Брянской области в качестве ответчика по данным требованиям не основано на законе.
Представитель третьего лица, администрации Стародубского района Брянской области Рубайло Н.Н. против удовлетворения заявленных требований не возражала, оставив принятие решения на усмотрение суда.
Представитель третьего лица, администрации Воронокского сельского поселения Стародубского муниципального района Брянской области, Ковалева В.И. против удовлетворения заявленных требований не возражала, суду пояснила, что указанный скотомогильник на балансе сельского поселения не состоит.
Представитель третьего лица, КФХ "Тамилин", Тамилин Н.Н. против удовлетворения заявленных требований не возражал, суду пояснил, что указанный скотомогильник, а также земельный участок, на котором он находится, его хозяйству не принадлежит, в собственность указанные объекты недвижимости он приобретать не желает.
Представитель третьего лица, ГБУ Брянской области "Стародубская районная ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных", Помыканов П.М. против удовлетворения заявленных требований не возражал, суду пояснил, что на территории Стародубского муниципального района Брянской области на сегодняшний день имеется 16 ям Беккари (скотомогильников), из них 15 ям Беккари не имеют собственников, не состоят на балансе хозяйств района и сельских поселений, в том числе и спорный скотомогильник, что угрожает созданием чрезвычайных экологических ситуаций и может повлечь опасные последствия для здоровья граждан и окружающей среды.
Решением Стародубского районного суда Брянской области от 18 декабря 2013 года исковые требования удовлетворены. На Правительство Брянской области возложена обязанность обратиться в 2-х месячный срок со дня вступления решения в законную силу, с заявлением в Стародубский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области о постановке на учет бесхозяйного имущества - действующего скотомогильника площадью 50 кв.м., первое захоронение в котором произведено в 2000 году, расположенного по адресу: Брянская область, Стародубский район, "адрес", на территории муниципального образования Воронежскою сельскою поселения.
В апелляционной жалобе представитель Правительства Брянской области Михалев Д.В. просил отменить решение суда, поскольку оно вынесено при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, при неправильном применении норм материального и процессуального права. Указывает, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Иные органы в соответствии с действующим законодательством данным правом не обладают. Кроме того, судом при вынесении решения не исследованы обстоятельства о собственнике земельного участка под спорным скотомогильником, что влечет нарушение неограниченного круга лиц, а также о том, является ли скотомогильник самовольной постройкой.
В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник Брянского природоохранного прокурора Цапу М.В. указал на необоснованность жалобы, а решение считал законным и не подлежащим отмене.
В судебном заседании представитель Правительства Брянской области Михалёв Д.В. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Прокурор просил жалобу оставить без удовлетворения, а решения без изменения ввиду его обоснованности и законности.
Остальные лица в суд апелляционной инстанции не явились, надлежаще извещались, в связи с чем судебная коллегия определила в силу ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав доклад по делу судьи областного суда Денисюка О.Н., объяснения явившихся сторон, прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Как следует из материалов гражданского дела, на территории Воронокского сельского поселения Стародубского района Брянской области "адрес" находится скотомогильник площадью 50 кв.м, не имеющий собственников, с захоронением биологических отходов.
Данный скотомогильник не отвечает требованиям "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" от 04.12.1995 года N 13-7-2/469, утвержденных постановлением Главного государственного ветеринарным инспектором РФ.
Также судом установлено, подтверждено материалами и не оспаривается ответчиком, что указанный скотомогильник на балансе ни у кого не числится, право собственности в установленном законом порядке ни за кем не зарегистрировано и фактически никто не следит за его состоянием. Следовательно, скотомогильник площадью 50 кв.м, расположенный на территории Воронокского сельского поселения Стародубского района Брянской области "адрес", является бесхозяйным недвижимым имуществом.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что вышеуказанный скотомогильник является бесхозяйным.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что скотомогильники и биотермические ямы относятся к собственности субъекта Российской Федерации, в данном случае Брянской области, в связи с чем ответственность по постановке на учет бесхозяйного скотомогильника, находящегося на территории Воронокского сельского поселения Стародубского района Брянской области, возлагается на Правительство Брянской области.
В силу ст.72 Конституции РФ, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. ст. 5, 6 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу п.п. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно пп. "ц" п.2 ст. 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
На основании п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена.
В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст.8 Федерального Закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" закрепляется право граждан на благополучную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального Закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, бесхозяйный объект недвижимости - скотомогильник, расположенный на территории Воронокского сельского поселения Стародубского района Брянской области "адрес", реально угрожает созданием чрезвычайных экологических ситуаций, чреватых опасными последствиями для жизни и здоровья людей, природы ввиду того, что он никому не принадлежит и находится в ненадлежащем состоянии.
В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса РФ от имени субъектов РФ права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса РФ, а именно: органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Статьями 4 и 27 Закона Брянской области от 20 декабря 2012 года N 92-3 "О правительстве в системе исполнительных органов государственной власти Брянской области" установлено, что высший исполнительный орган государственной власти Брянской области - Правительство Брянской области, которое является правопреемником администрации Брянской области.
При этом в силу статьи 13 названного Закона Правительство Брянской области управляет и распоряжается собственностью Брянской области в соответствии с законами Брянской области.
Согласно статье 4 Закона Брянской области от 29 декабря 1997 года N 41- 3 от имени Брянской области права собственника осуществляют Брянская областная Дума и администрация Брянской области в соответствии с их компетенцией.
Согласно п.3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.
В Приложении N 1 к данному постановлению, в котором перечислены объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности, скотомогильники, биотермические ямы не указаны.
Не указаны скотомогильники, биотермические ямы и в Приложении N 2, где перечислены объекты, относящиеся к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
В Приложении N 3 перечислены объекты, относящиеся к муниципальной собственности. Скотомогильники и биотермические ямы, как указывалось выше, в муниципальной собственности находиться не могут.
При таких обстоятельствах, выводы суда основаны на требованиях закона и собранных по делу доказательствах, которым судом дана надлежащая оценка.
Оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в жалобе, не имеется, так как доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерность постановленного по делу решения и основаны на неправильном толковании положений закона.
Нарушений, процессуального закона, влекущего безусловную отмену решения суда, судебной коллегией не установлено.
В виду изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Стародубского районного суда Брянской области от 18 декабря 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Правительства Брянской области - без удовлетворения.
Председательствующий Н.П. Петракова
Судьи Е.В. Апокина
О.Н. Денисюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.