Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Парамоновой Т.И.,
судей областного суда Сидоренковой Е.В.,
Фроловой И.М.,
при секретаре В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 мая 2014 года по докладу судьи Фроловой И.М. дело по апелляционной жалобе представителя Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации Г ... на решение Советского районного суда г.Брянска от 26 декабря 2013 года по иску Курского транспортного прокурора к Брянскому филиалу ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы", Федеральному агентству по обустройству государственной границы Российской Федерации о понуждении произвести действия,
УСТАНОВИЛА:
Курский транспортный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. Проведенной им проверкой соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности на двухстороннем автомобильном пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации "Теткино (Рыжовка)", расположенного по адресу: Курская область, Глушковский район, 3 км от п. Теткино, автодорога "Глушково-Белополье", было установлено, что в нарушении требований законодательства о пожарной безопасности на нем отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, система оповещения и управления эвакуацией людей в случае возникновения пожара.
В связи с изложенным просил суд признать бездействие ответчика ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" в части невыполнения требований законодательства о пожарной безопасности незаконным, обязать ответчика устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности на территории ДАПП "Теткино" а именно: - здания 6 БК и 7 БК ДАПП "Теткино", 2 павильона расположения должностных лиц пограничной службы оборудовать автоматической пожарной сигнализацией; - здания 6 БК и 7 БК ДАПП "Теткино", 2 павильона расположения должностных лиц пограничной службы оборудовать системой оповещения и управления эвакуацией людей в случае возникновения пожара.
В ходе рассмотрения дела, истец уточнил исковые требования, просил суд обязать ответчика устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности на территории ДАПП "Теткино" а именно: -здания 6 БК и 7 БК ДАПП "Теткино", 2 павильона расположения должностных лиц пограничной службы оборудовать автоматической пожарной сигнализацией; - здания 6 БК и 7 БК ДАПП "Теткино", 2 павильона расположения должностных лиц пограничной службы оборудовать системой оповещения и управления эвакуацией людей в случае возникновения пожара.
Определением Советского районного суда гор. Брянска от 15 июля 2013 года Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации (Росграница ) привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
В судебном заседании представитель Курского транспортного прокурора по доверенности А. окончательно уточнил исковые требования, просил суд обязать Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда выделить Брянскому филиалу ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" денежные средства в размере 929 644 рубля 57 копеек для выполнения работ по оборудованию автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления людей в случае возникновения пожара на двухстороннем автомобильном пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации "Теткино (Рыжовка)".
Обязать Брянский филиал Федерального государственного казенного управления "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" в течении шести месяцев с момента получения финансирования от Росграницы для выполнения работ по оборудованию автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления людей в случае возникновения пожара на автомобильном пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации "Теткино (Рыжовка)", выполнить следующие работы по устранению нарушения законодательства о пожарной безопасности на двухстороннем автомобильном пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации "Теткино (Рыжовка)": в соответствии с типом оборудования установок пожарной автоматики определенных рабочим проектом по монтажу системы пожаротушения и пожарной сигнализации выполненным 18.12.2013 года организацией - проектировщиком ООО "АНТ"- оборудовать автоматической пожарной сигнализацией здания 6 БК и 7 БК 2 павильона расположения должностных лиц пограничной службы, здания 6 БК и 7 БК 2 павильона расположения должностных лиц пограничной службы системой оповещения и управления эвакуацией людей в случае возникновения пожара - ДАПП "Теткино".
Решением Советского районного суда г.Брянска от 26 декабря 2013 года исковые требования Курского транспортного прокурора к Брянскому филиалу ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы", Федеральному агентству по обустройству государственной границы Российской Федерации о понуждении произвести действия удовлетворены.
Суд обязал Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда выделить Брянскому филиалу ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" денежные средства в размере 929 644 рубля 57 копеек для выполнения работ по оборудованию автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления людей в случае возникновения пожара на двустороннем автомобильном пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации "Теткино (Рыжовка)".
Брянский филиал Федерального государственного казенного управления "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" в течении шести месяцев с момента получения финансирования от Росграницы для выполнения работ по оборудованию автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления людей в случае возникновения пожара на двухстороннем автомобильном пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации "Теткино (Рыжовка)", выполнить следующие работы по устранению нарушения законодательства о пожарной безопасности на двухстороннем автомобильном пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации "Теткино (Рыжовка)": в соответствии с типом оборудования установок пожарной автоматики определенных рабочим проектом по монтажу системы пожаротушения и пожарной сигнализации выполненным 18.12. 2013 года организацией -проектировщиком ООО" АНТ" - оборудовать автоматической пожарной сигнализацией здания 6 БК и 7 БК 2 павильона расположения должностных лиц пограничной службы, здания 6 БК и 7 БК 2 павильона расположения должностных лиц пограничной службы системой оповещения и управления эвакуацией людей в случае возникновения пожара - ДАПП "Теткино".
В апелляционной жалобе представитель Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации Глущенко А.А. просит об отмене решения суда, указывая, что Росграница полностью выполняет обязанности по финансированию текущих и эксплуатационных расходов ФГКУ Росгранстрой в пределах лимитов бюджетных обязательств и иными денежными средствами не располагает; распределением доведенных Росграницей лимитов на конкретные расходы занимается исключительно центральный аппарат ФГКУ Росгранстрой; полагает, что судом нарушены правила подсудности.
Заслушав доклад по делу судьи Фроловой И.М., объяснения представителя ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" (ФГКУ Росгранстрой) Б., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" пунктом пропуска через Государственную границу является территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского (торгового, рыбного, специализированного), речного (озерного) порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
Согласно части четвертой статьи 12 Закона Порядок установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через Государственную границу, а также общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению соответствующих зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через Государственную границу, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 482 от 26.06.2008 года (в редакции Постановления Правительства РФ N 788 от 27.09.2011 года) утверждены Правила установления, открытия функционирования (эксплуатации реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской федерации.
Пунктом 21 указанных Правил предусмотрено, что функционирование (эксплуатация) пункта пропуска обеспечивается Федеральным агентством по обустройству государственной границы Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно Положению о Федеральном агентстве по обустройству государственной границы Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2007 N 734 (далее Положение) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации является Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации (Росграница).
Одним из полномочий указанного органа в установленной сфере деятельности является обеспечение функционирования (эксплуатации) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации и мест пересечения государственной границы Российской Федерации, включая их оборудование и техническое оснащение (за исключением специального оборудования государственных контрольных органов), а также содержание и ремонт зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации в указанных пунктах пропуска пограничного, таможенного и иных видов контроля (подпункт 5.6.5 Положения).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2008 г. N 1308-р создано федеральное государственное учреждение "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" (далее -учреждение) которое отнесено в ведение Росграницы.
В соответствии с Уставом Федерального Государственного казенного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы"(в ред. Приказов Росграницы от 13.10.2009 N 156, от 13.01.2011 N 1-ОД, от 26.09.2011 N 69-ОД,от 03.04.2012 N 46-ОД, от 27.11.2012 N 265-ОД,от 12.08.2013 N 186-ОД)-Дирекция является
федеральным государственным казенным учреждением, предназначенным
для обеспечения выполнения функций, связанных с проектированием,
строительством, реконструкцией, эксплуатацией и техническим
оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для
организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах
пропуска через государственную границу Российской Федерации,
обустройства мест пересечения государственной границы Российской
Федерации, а также осуществления федеральными органами
исполнительной власти полномочий в сфере защиты и охраны
государственной границы Российской Федерации (в ред. Приказа Росграницы от 13.01.2011 N 1-ОД).
Росграница в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации осуществляет полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, в том числе доводит до Дирекции лимиты бюджетных обязательств, утверждает бюджетную смету Дирекции, вносит в нее изменения, осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета, выделяемых на обеспечение деятельности Дирекции, также другие бюджетные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3.1 Устава Целями и предметом деятельности Дирекции является организация проектирования, строительства, реконструкции, эксплуатации и технического оснащения зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, мест пересечения государственной границы Российской Федерации, объектов, необходимых для осуществления федеральными органами исполнительной власти полномочий в сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации (далее - объекты государственной границы).
Как следует из материалов дела, 15 марта 2013 года Курской транспортной прокуратурой была проведена проверка соблюдения законодательства в сфере пожарной безопасности на двухсторонним автомобильном пункте пропуска через государственную границу РФ "Теткино", в ходе которой было установлено, что в нарушение п. 14 таблицы 1 пункта 7 Норм пожарной безопасности N110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", утвержденных приказом МЧС России от 18.06.03 N315 (далее НПБ 110 -03), в зданиях 6 БК и 7 БК ДАПП "Теткино", павильонах расположения должностных лиц пограничной службы, отсутствует автоматическая пожарная сигнализация.
В нарушение п.5.1 таблицы 2 п.п. 15 Норм пожарной безопасности N104-03 "Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях", утвержденных Приказом МЧС России от 20.06.2003 N323 (НПБ 104-03), в зданиях 6 БК и 7 БК ДАПП "Теткино", павильонах расположения должностных лиц пограничной службы, отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей в случае возникновения пожара.
Согласно акта осмотра служебно-производственных зданий 6 БК и 7 БК на ДАПП "Теткино" Брянского филиала ФГКУ " Росгранстрой" в части исполнения законодательства о пожарной безопасности от 2 декабря 2013 года в том числе с участием гласного инженера - начальника обособленного отделения на ДЛПП "Теткино " Брянского филиала ФГКУ Росгранстрой было установлено, что по прежнему в зданиях 6 БК и 7 БК ДАПП "Теткино", отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, а также система оповещения и управления эвакуации людей в случае возникновения пожара.
Из дополнений к акту осмотра от 3.12.2013 года следует, что в соответствии с п. 14 таблицы 1 ННБ 110- 03 служебно-производственные здания 6 БК и 7 БК на ДАПП "Теткино " подлежат оснащению системой пожарной сигнализации.
Тип оборудования установок пожарной автоматики определяется организацией- проектировщиком в зависимости от технологических и объемо-планировочных особенностей защищаемых зданий, с учетом требований действующих нормативно- технических документов - п.3 ННБ 110-03.
Судом установлено, что Руководителем Федерального агентства по обустройству государственной границу РФ утвержден Перечень объектов, подлежащих проектированию и капитальному ремонту в 2013 году.
Как следует из п. 1.3 указанного перечня, в него включены работы по дооснащению пожарно-охранной сигнализацией помещений пункта пропуска МАПП " Теткино" в 2013 году.
Из государственного контракта N 37.13-ОЭА\32 от 16 декабря 2013 года следует, что он заключен между Федеральным государственным казенным учреждением "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" и ООО "АНТ" на выполнение работ по проектированию системы пожарной сигнализации на автомобильном пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенного в Курской области - ДАПП "Теткино".
Как следует из акта сдачи выполненных работ от 18 декабря 2013 года указанные работы ООО " АНТ" выполнены.
Рабочим проектом определена сметная стоимость монтажа систем пожаротушения и пожарной сигнализации на ДАПП "Теткино", которая составила 929644 рублей 57 копеек, а также тип оборудования установок пожарной автоматики.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы", Б. не отрицала наличие указанных нарушений в области пожарной безопасности на указанном ДАПП "Теткино", однако пояснила, что до настоящего времени работы по дооснащению помещений ДАПП "Теткино" пожарно-охранной сигнализацией произведены не были и указанный пункт пропуска через государственную границу РФ включен в перечь объектов, подлежащих проектированию и капитальному ремонту в 2015 году, куда включены мероприятия по выполнению работ по дооснащению пожарно-охранной сигнализацией помещений двухстороннего автомобильного пункта пропуска через государственную границу РФ "Теткино".
При таких обстоятельствах, по мнению судебной коллегии, суд первой инстанции правильно пришел к выводу к выводу об удовлетворении заявленных Курским транспортным прокурором исковых требований. Судом все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Брянска от 26 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий Т.И.Парамонова
Судьи облсуда Е.В.Сидоренкова
И.М. Фролова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.