Апелляционное определение СК по гражданским делам Брянского областного суда от 03 июня 2014 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего БАННОГО И.И.,
судей областного суда КРАВЦОВОЙ Г.В., ГОРБАЧЕВСКОЙ Ю.В.,
с участием прокурора НИКОЛАЕВОЙ С.Н.,
при секретаре МИЛИЦА Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 03 июня 2014 года по докладу судьи Кравцовой Г.В. дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Брянской городской администрации К. на решение Советского районного суда г. Брянска от 07 апреля 2014 года по гражданскому делу по иску прокурора города Брянска в интересах Л. к Брянской городской администрации о предоставлении вне очереди жилого помещения,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор в интересах Л. обратился в суд с указанным иском к Брянской городской администрации, указав, что проведенной прокуратурой проверкой установлено, что Л.Г. распоряжением Советской районной администрацией от 25.04.2012 г. N 132-р признана малоимущей и принята на жилищный учет для получения жилого помещения по договору социального найма по общей очереди и списку внеочередного предоставления жилья в связи с наличием у ее сына - Л. заболевания согласно постановлению Правительства РФ от 16.06.2006 г. N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" с 17.04.2012 г. с составом семьи четыре человека, в том числе: муж - Л.С.П., дочь - Л.Е.С., сын - Л..
Распоряжением Советской районной администрации г. Брянска от 18.06.2013 г. N 189-р очередь по списку внеочередного предоставления жилья переведена с Л.Г. на ее сына - Л., ДД.ММ.ГГГГ рождения, имеющего заболевание в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. N 378, с составом семьи один человек. Общая очередь Л.Г. с составом семьи четыре человека оставлена без изменения. Прокурор просил суд обязать Брянскую городскую администрацию предоставить Л. с составом семьи один человек вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Советская районная
администрация г. Брянска.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора города Брянска - Дерков В.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика - Брянской городской администрации в судебное заседание не явился, о дне и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, причина не явки суду не известна.
Решением суда иск прокурора удовлетворен.
Суд обязал Брянскую городскую администрацию предоставить Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения вне очереди жилое помещение по договору социального найма в черте г. Брянска.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Брянской городской администрации К. просит отменить или изменить решение суда, ссылаясь на то, что суд не применил закон, подлежащий применению, а именно: ст. 49 ЖК РФ и ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местн ого самоуправления в РФ". Полагает, что вопрос обеспечения жильем в данном случае должен решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления.
Заслушав доклад по делу судьи Кравцовой Г.В., заключение прокурора Николаевой С.Н., полагавшей оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, распоряжением Советской районной администрации г. Брянска N 132-р от 25.04.2012 г. "О постановке на жилищный учет, заключении договора социального найма, включении в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей"(2011-2015), Л.Г., зарегистрированная по адресу: "адрес", признана малоимущей и принята на жилищный учет для получения жилого помещения по договору социального найма по общей очереди и списку внеочередного предоставления жилья (в связи с наличием у ее сына - Л. заболевания согласно Постановлению Правительства от 16.06.2006 г. N 378) с 17 апреля 2012 г., с составом семьи четыре человека, в том числе: муж - Л.С.П., дочь - Л.Е.С., сын - Л.
Согласно выписке из распоряжения Советской районной администрации г. Брянска N 189-р от 18.06.2013 г. "О переводе жилищной очереди, об изменении состава семьи" очередь по списку внеочередного предоставления жилья переведена с Л.Г. на ее сына - Л., ДД.ММ.ГГГГ рождения, имеющего заболевание в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. N 378 с составом семьи 1 человек. Общая очередь Л.Г. с 17.04.1997 г. с составом семьи четыре человека оставлена без изменений.
Согласно справке N 82 от 10.02.2012 г. врачебной комиссии диспансерного отделения Брянской областной психиатрической больницы N 1, Л., ДД.ММ.ГГГГ рождения, в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 817 от 21.12.2004 г. имеет право на дополнительную жилую площадь. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. N 378 п. 3 Перечня совместное проживание в одной квартире невозможно.
Таким образом, согласно представленным в материалы дела документам, подтверждается и не оспаривается, что Л. страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно проживание с ним в одной квартире, в связи с чем, он признан нуждающимся в жилом помещении.
Согласно поквартирной карточке в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес" зарегистрированы десять человек, в том числе и Л.
Материалами дела подтверждается, что до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма Л., как лицу, страдающему хроническим заболеванием, не предоставлено.
В соответствии с п. 3 ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
При этом, Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
В связи с тем, что Л. страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, суд обоснованно признал за ним право на внеочередное предоставление жилого помещения. При этом суд пришел к правильному выводу о том, что жилье ему должно быть предоставлено Брянской городской администрацией.
Суд правильно учитывал, что согласно ч.3 ст.57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ, вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относятся к компетенции органов местного самоуправления.
При этом, отсутствие либо недостаточность финансирования органов местного самоуправления при реализации полномочий по обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма граждан, определенных федеральным законом, а также отсутствие в законе субъекта Российской Федерации правового регулирования вопросов, касающихся обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в тех или иных федеральных законах, не могут влиять на реализацию прав этих граждан и служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 45 Устава г. Брянска к полномочиям
городской администрации относится исполнение полномочий органов
местного самоуправления по решению вопросов местного значения, за исключением вопросов, отнесенных настоящим Уставом к компетенции городского Совета народных депутатов и иных органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами Брянской области. Как следует из содержания п. 8 ч.2 ст. 45 Устава г. Брянска, к исполнительно-распорядительным полномочиям городской администрации относится управление в установленном порядке муниципальным жилищным фондом, содержание и использование муниципального жилого фонда и нежилых помещений.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что согласно статье 1 Закона Брянской области от 09.06.2006 г.N37-3 "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Брянской области" установлено, что органы местного самоуправления осуществляют принятие на учет по месту жительства граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии с ЖК РФ. При этом, согласно ст.2 вышеназванного закона нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, являются граждане, относящиеся к определенной федеральными законами или законом Брянской области категории граждан, которые в соответствии с данными законами имеют право на предоставление жилых помещений без подтверждения статуса малоимущего гражданина.
Согласно п. 1.2, п.1.6, п.2.1, п.3.7 Положения о порядке заключения договора социального найма жилого помещения на территории г. Брянска следует, что ведение учета граждан в качестве нуждающихся в получении жилых помещений по договорам социального найма находится в компетенции районных администраций города Брянска. Заключение с гражданами договоров социального найма жилого помещения также находится в компетенции районных администраций города Брянска. Предоставление помещений по договорам социального найма находится в компетенции Брянской городской администрации. Договор социального найма жилого помещения может быть заключен между гражданином и районной администрацией города Брянска в случае предоставления жилого помещения Брянской городской администрацией.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований прокурора г. Брянска, обязав Брянскую городскую администрацию предоставить Л. во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма в черте г. Брянска.
Судом правильно определены юридически значимые обстоятельства дела, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые в силу ст.330 ГПК РФ могут повлечь отмену обжалуемого решения суда. Нарушений норм материального и процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Брянска от 07 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий И.И. БАННЫЙ
Судьи областного суда Ю.В. ГОРБАЧЕВСКАЯ
Г.В. КРАВЦОВА
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.